Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2008 года N 44


О Концепции развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года *

(с изменениями на 22 ноября 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 30 июня 2014 года N 552

____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 1601 - см. предыдущую редакцию.

В целях совершенствования системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе системы скоростных пассажирских перевозок, повышения их эффективности, надежности и безопасности Правительство Санкт-Петербурга (преамбула в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 1601 - см. предыдущую редакцию)


постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года согласно приложению N 1 (пункт в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 1601 - см. предыдущую редакцию).

2. Утвердить Перечень приоритетных мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена на период до 2011 года, и других видов скоростного транспорта на период до 2020 года (далее - Перечень) согласно приложению N 2 (пункт в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 1603 - см. предыдущую редакцию).

3. Комитету по транспорту выполнять функции государственного заказчика Санкт-Петербурга по проектированию, строительству и реконструкции объектов метрополитена в соответствии с Перечнем.

4. Комитету по инвестициям и стратегическим проектам выполнять функции государственного заказчика Санкт-Петербурга по проектированию и строительству объектов нового вида пассажирского легкорельсового транспорта в соответствии с Перечнем (пункт в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 апреля 2010 года N 343 - см. предыдущую редакцию).

5. Установить, что финансирование мероприятий Перечня осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период, и за счет иных источников финансирования.

6. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитету финансов Санкт-Петербурга при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и на плановый период в установленном порядке предусматривать средства на финансирование мероприятий, предусмотренных Перечнем.

7. Признать утратившими силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2002 N 20 "О Программе развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга на период до 2015 года" и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2004 N 1196 "О Плане мероприятий по строительству и реконструкции объектов метрополитена Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".

8. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вахмистрова А.И., вице-губернатора Санкт-Петербурга Полукеева А.И., вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В. по принадлежности вопросов.



Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 23.01.2008 N 44

     

Концепция развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена
и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года *

(с изменениями на 22 ноября 2011 года)

________________

* Название в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21 ноября 2011 года N 1601 - см. предыдущую редакцию.

     

1. Введение


Санкт-Петербург - второй по величине город России, являющийся одним из крупных северных городов мира. Современный Санкт-Петербург с административно подчиненными территориями занимает площадь 1,4 тыс.кв.км. Численность постоянного населения на 01.01.2007 составляла 4580,6 тыс.чел., плотность населения - 3,3 тыс.чел. на 1 кв.км. Трудовые ресурсы Санкт-Петербурга насчитывают 2,9 млн.чел., экономически активное население - 2,6 млн.чел.

В Санкт-Петербурге наблюдаются высокие темпы жилищного строительства. Ежегодные объемы ввода жилья за 2002-2006 годы в среднем составили 1,9 млн.кв.м. В 2006 году объемы вводимого жилья увеличились по сравнению с 2002 годом почти в 2 раза и достигли уровня 1975 года - 2,4 млн.кв.м.

Сложившиеся к настоящему времени селитебные районы Санкт-Петербурга по площади более чем вдвое превышают довоенный Ленинград, соответственно и их население распределяется менее компактно. Увеличение селитебной территории привело к значительному росту дальности поездок как с трудовыми, так и с культурно-бытовыми целями, прежде всего - в центральные районы Санкт-Петербурга, где при уменьшении численности населения количество мест приложения труда не сократилось.

Особенности планировочной структуры Санкт-Петербурга в значительной степени определяют пространственное распределение потребности в обеспечении транспортного передвижения населения. К важнейшим из них относятся следующие:

наличие значительных диспропорций в размещении мест приложения труда и расселении населения, усилившихся за годы массового жилищного строительства: в настоящее время в центре Санкт-Петербурга сосредоточено более 41 процента мест приложения труда, а 82 процента экономически активного населения проживает за его пределами, что вызывает мощные центростремительные пассажирские и транспортные потоки;

наличие уникального исторического центра, который привлекает с трудовыми, деловыми и культурно-бытовыми целями более 2 млн. чел. ежедневно;

гипертрофированность исторически сложившегося промышленно-селитебного пояса, негативно влияющего на развитие городской планировочной структуры;

расчлененность Санкт-Петербурга дельтой р.Невы, реками и каналами, глубокими железнодорожными вводами, что затрудняет оптимальную организацию движения транспортных и пассажирских потоков и увеличивает роль метрополитена в обеспечении внутригородских пассажирских перевозок.

В будний день в Санкт-Петербурге совершается 6830 тыс. поездок (100 процентов), из которых 4980 тыс. передвижений (73 процента) - на пассажирском транспорте общего пользования и около 1850 тыс. поездок (27 процентов) - на легковом автомобильном транспорте. Таким образом, несмотря на рост уровня автомобилизации, пассажирский транспорт обеспечивает реализацию 73 процентов спроса на пассажирские передвижения, оставаясь базовым элементом транспортного комплекса Санкт-Петербурга.

Динамика объемов перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования с 2002 по 2006 год приведена в таблице 1.

Таблица 1  

     

Объемы перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом
общего пользования с 2002 по 2006 год

Наименование вида транспорта

Годовые объемы перевозок, млн. пассажиров

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Трамвай

368

351

334

339

285

Троллейбус

242

223

223

224

191

Итого по электротранспорту

610

574

557

563

476

Автобус,
в том числе:

658

623

795

760

716

Социальный

258

298

330

415

392

Коммерческий

400

325

465

345

324

Всего

1268

1270

1445

1323

1192


Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает тенденцию к сокращению объемов перевозок пассажиров наземным общественным транспортом, в целом вызванную ростом уровня автомобилизации, изменениями в структуре занятости населения, снижением числа культурно-бытовых поездок.

В год метрополитен в Санкт-Петербурге перевозит около 830 млн. пассажиров.

Динамика объемов перевозок пассажиров метрополитеном с 2000 по 2007 год приведена в таблице 2.

В настоящее время парк легковых автомобилей в Санкт-Петербурге насчитывает 1166 тыс. единиц, что составляет около 90 процентов от общей численности автотранспортных средств, зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Рост численности легковых автомобилей связан с изменением образа жизни людей, для которых автомобиль стал необходимым средством передвижения.

Рост количества легкового индивидуального транспорта приводит к увеличению транспортных потоков на улично-дорожной сети Санкт-Петербурга и возникновению многочисленных заторов движения. Поездки с трудовыми целями на индивидуальном транспорте ежедневно совершает 27-29 процентов занятого населения. Всего в течение суток буднего дня по территории Санкт-Петербурга совершается около 1850 тыс. поездок на автомобильном транспорте.

Таблица 2  

     

Объемы перевозок пассажиров метрополитеном с 2000 по 2007 год

Наименование линии метрополитена

Годовые объемы перевозок, млн. пассажиров

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Всего, в том числе:

816,1

820,9

821,0

828,4

820,0

828,2

829,8

Линия 1

249,7

255,2

250,5

258,5

267,0

268,3

262,0

Линия 2

304,5

302,7

304,9

299,8

286,6

285,9

287,0

Линия 3

124,4

126,5

127,2

127,8

122,4

121,1

122,6

Линия 4

137,5

136,5

138,4

142,3

144,0

152,8

158,3


В будний день на территорию плотной застройки Санкт-Петербурга въезжает около 230 тыс. автомобилей. В центральную планировочную зону в течение буднего дня въезжает 330-350 тыс. автомобилей.

На магистралях центра Санкт-Петербурга ситуация остается стабильно тяжелой, а на всех радиальных магистралях, обеспечивающих связи периферийных районов Санкт-Петербурга с его центром, она продолжает неуклонно ухудшаться. Это проявляется в увеличении продолжительности пиковых периодов на наиболее загруженных направлениях, падении скоростей сообщения, ухудшении экологического состояния городской среды, а также в резком снижении надежности функционирования дорожной инфраструктуры, при котором любое локальное нарушение режима движения (дорожно-транспортное происшествие, аварийная остановка транспортного средства) приводит к системному блокированию целого района.

В настоящее время системные заторы регулярно возникают на подходах к 255 перекресткам, что составляет около 25 процентов всех регулируемых пересечений. При этом в периферийных районах Санкт-Петербурга периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7.30 до 10.30 и с 17.00 до 20.30, в центре - с 8.30 до 22.00, а единичные заторы могут наблюдаться до 01.30. Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей и значительную часть магистралей более низкого класса.

Скорость сообщения на автомобильном транспорте составляет на заторовых направлениях - 6-10 км/ч, в среднем в центральной части Санкт-Петербурга - 10-15 км/ч, в пределах плотной застройки - 20-26 км/ч.

В данной ситуации необходимо сосредоточить усилия на комплексном решении транспортной проблемы. При этом первоочередной мерой является приоритетное развитие общественных видов транспорта, характеризующихся гораздо большей по сравнению с индивидуальным провозной способностью.

2. Содержание транспортной проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами


Структурную основу системы городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга составляет метрополитен, главной задачей которого является обеспечение магистральных внутригородских перевозок населения по направлениям, связывающим периферийные районы Санкт-Петербурга с его центром и между собой и характеризующимся наиболее устойчивыми пассажиропотоками. В настоящее время метрополитен является единственным надежно функционирующим видом городского пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге. Это обусловило увеличение доли метрополитена в структуре перевозок общественным пассажирским транспортом в последние пять лет: за период с 2000 по 2006 год она возросла с 34 до 40 процентов. Провозная возможность метрополитена в настоящее время составляет около 45 тыс. пассажиров в час в одном направлении.

За период с 2000 по 2007 год были введены в строй новые станции метрополитена: "Комендантский проспект" и "Парнас". Плотность транспортной сети метрополитена в настоящее время составляет 0,17 км/кв.км и недостаточна для Санкт-Петербурга.

Зона пешеходной доступности станций метрополитена покрывает менее 30 процентов территории плотной застройки (площадь определена без учета акваторий, парков и садов, объектов транспорта и т.п.). Удельный вес территорий в зоне пешеходной доступности станций в центре Санкт-Петербурга составляет 58 процентов, в северных районах - 24 процента, в восточных - 23,5 процента, в южных - 12,7 процента. Не обслуживаются метрополитеном Фрунзенский и Красносельский районы Санкт-Петербурга, значительная часть Приморского, Красногвардейского, Калининского, Выборгского районов Санкт-Петербурга.

Работу метрополитена обеспечивают пять электродепо, причем только две линии (Линия 1 (Кировско-Выборгская) и Линия 2 (Московско-Петроградская) имеют электродепо около каждой из конечных станций. Имеющегося количества электродепо недостаточно.

За период с 2001 по 2007 год протяженность линий метрополитена возросла на 7 км (7 процентов) и составила 105,6 км. Эксплуатационная длина действующих линий метрополитена приведена в таблице 3.

За период с 2001 по 2006 год инвентарный парк подвижного состава метрополитена увеличился с 1366 единиц до 1445 единиц, то есть на 6 процентов. Численность парка подвижного состава метрополитена приведена в таблице 4.

За последние 20 лет наблюдается тенденция снижения количества наклонных ходов, приходящихся на станцию глубокого заложения, и, соответственно, наземных вестибюлей станций (таблица 5).

Таблица 3  

     

Эксплуатационная длина действующих линий метрополитена

Наименование линий метрополитена

Эксплуатационная длина пути в двупутном исчислении по годам, км

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Всего, в том числе:

98,6

98,6

98,6

100,7

103,4

105,6

105,6

Линия 1

27,5

27,5

27,5

29,6

29,6

29,6

29,6

Линия 2

27,9

27,9

27,9

27,9

27,9

30,1

30,1

Линия 3

22,6

22,6

22,6

22,6

22,6

22,6

22,6

Линия 4

20,6

20,6

20,6

20,6

23,3

23,3

23,3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»