САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2007 года Дело N 3-386/07


[Об отказе в признании частично недействующим Закона
Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых
помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге"
]



Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению А-ва М.В. о признании недействующими абзаца первого пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзаца пятого пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 30 июня 2005 года N 407-65, установил:

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что:

1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

2. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (л.д.38).

Пунктом 1 статьи 7 этого же Закона установлен перечень документов, которые гражданин и члены его семьи предоставляют в уполномоченный орган для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в соответствии с абзацем пятым этого пункта указанной нормы закона документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (л.д.39).

А-в М.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением (л.д.19, 20), уточнив предмет требований (л.д.68), просит признать недействующими абзац первый пункта 2 статьи 1 в части слов "проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" и абзац пятый пункта 1 статьи 7 в части слов "документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет" указанного выше Закона Санкт-Петербурга.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемые им положения противоречат федеральному законодательству, в частности статьям 12, 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушают его право на принятие на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как срок его проживания в Санкт-Петербурге менее 10 лет (с марта 2007 года), установленных оспариваемым законом.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Губернатора Санкт-Петербурга заявленные требования не признали, считают, что оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга право заявителя на жилище не нарушают, в пределах компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления жителями Санкт-Петербурга права на жилище, направлены на защиту от возможных злоупотреблений гражданами в жилищной сфере.

Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из содержания оспариваемых положений в их взаимосвязи с другими нормами Закона Санкт-Петербурга N 407-65, предмет его правового регулирования составляет общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт-Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт-Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона, на которую ссылается заявитель, к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Доводы заявителя о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, не вправе был определять срок проживания в городе Санкт-Петербурге по месту жительства в качестве обязательного условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, поскольку, как считает заявитель, регулирование данного вопроса относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, несостоятельны.

Правовые основы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в том числе нормы предоставления и учетная норма площади жилого помещения; основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях; последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий; отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентированы в главе 7 (статьи 49-59) Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сопоставив оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга и перечисленные выше федеральные нормы в их взаимосвязи с пунктом 3 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, а также статьей 13 данного Федерального закона, суд приходит к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях Жилищным кодексом Российской Федерации не решен.

Поэтому город Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" урегулировать этот вопрос.

Признавая не противоречащими оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству, суд исходит также из того, что Санкт-Петербург, являясь собственником жилищного фонда субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 209 ГК РФ, закрепляющей правомочия собственника, вправе был установить в своем законе определенные условия передачи своей собственности во владение и пользование другим лицам.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил:

А-ву М.В. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Российской Федерации.

Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка