ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 года N 1535


О Программе развития региональной системы оценки
качества общего и дополнительного образования детей
Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг
.

В целях реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.", одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.", обеспечения нового качества образования, повышения эффективности управления образовательной системой Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Программу развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тарасова С.Б.



Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 04.12.2007 N 1535

     

Программа
развития региональной системы оценки качества
общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга
на 2008-2010 гг.

1. Нормативные основы для разработки Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. (далее - Программа):

1.1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".

1.3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".

1.4. Устав Санкт-Петербурга.

1.5. Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы".

1.6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.".

2. Государственный заказчик Программы -

Правительство Санкт-Петербурга.

3. Основной разработчик Программы -

Комитет по образованию.

4. Основные исполнители Программы:

Комитет по образованию;

Комитет по науке и высшей школе;

Комитет по здравоохранению;

Комитет по культуре;

Комитет по физической культуре и спорту;

Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями;

Комитет по труду и социальной защите населения;

Комитет по информатизации и связи;

администрации районов Санкт-Петербурга.

5. Обоснование необходимости принятия Программы.

Принятие Программы необходимо для обеспечения обучающихся и их родителей, педагогических коллективов, органов управления образованием всех уровней, институтов гражданского общества надежной информацией о состоянии и развитии системы образования в Санкт-Петербурге.

Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных учреждений (далее - ОУ), эффективность решения задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 одобрена Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция). Концепция предусматривает существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, которые должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. При построении региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга (далее - РСОКО) необходимо использовать и развивать уже существующие механизмы и процедуры:

аккредитационные и диагностические обследования ОУ и обучающихся;

международные мониторинговые исследования качества образования (далее - международные мониторинговые исследования) (PISA, TIMSS и другие);

технологии и информационное обеспечение единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ);

методический опыт разработки контрольных измерительных (оценочных) материалов;

региональные системы мониторинга качества общего и дополнительного образования детей.

6. Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы.

7. Источники финансирования Программы -

средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

8. Цели и задачи Программы.

Развитие РСОКО ориентировано на обеспечение единого образовательного пространства через создание системы многоуровневого мониторинга качества образования; повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся и установление эффективного взаимодействия различных участников образовательного процесса.

Основными задачами РСОКО являются:

8.1. Создание стандартизованных средств оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия школ и подготовки школ к проведению итоговой аттестации.

8.2. Мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней (полной) ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года.

8.3. Получение независимой объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, состоянии здоровья, о качестве организации образовательного процесса в отдельных ОУ, в районах Санкт-Петербурга, в целом по Санкт-Петербургу.

8.4. Формирование общественной оценки качества образования.

8.5. Сочетание в РСОКО как региональных мониторинговых исследований, аттестационных процедур, так и международных мониторинговых исследований.

8.6. Участие в международных и всероссийских образовательных проектах, направленных на развитие РСОКО.

Основные пути достижения цели:

анализ и мониторинг качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга;

эффективное использование внутренних ресурсов системы общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга;

активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов системы образования в развитие РСОКО;

расширение базы экспериментальной деятельности, использование инновационного потенциала ОУ;

укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с ОУ, научными учреждениями, учреждениями культуры Санкт-Петербурга, образовательными системами других субъектов Российской Федерации, зарубежными партнерами.

9. Организационно-технологические основы Программы.

Принципами построения Программы РСОКО являются:

учет потребностей системы общего и дополнительного образования детей;

сопоставимость системы показателей с международными показателями;

сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной оценки качества образования;

многократное использование источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования;

инструментальность и технологичность используемых показателей;

минимизация системы показателей качества и эффективности образования с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

иерархичность системы показателей качества и эффективности образования.

10. Состояние РСОКО.

10.1. Организационная, информационно-технологическая модель деятельности РСОКО (схема N 1).

Модель РСОКО, с одной стороны, обеспечивает организационное и содержательное единство общероссийской системы оценки качества на уровне Санкт-Петербурга, с другой - реализует специфические цели региональной системы образования.

Задачи РСОКО:

организация (организационное обеспечение, технологии и инструментарий оценивания, учебно-методический комплекс, обеспечивающий подготовку специалистов и нормативное основание);

контроль (сбор и накопление информации как основы для последующего аналитического обобщения);

анализ (обобщение, формирование аналитических отчетов).

Модель РСОКО состоит из ряда структурных элементов, связанных между собой организационно через отношения учредительства, а также через сформированную в 2005-2007 годах информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую сбор и анализ информации об образовательной системе Санкт-Петербурга, с включением элементов оценки и управления качеством образования.

Модель РСОКО в основном отражает вертикальные связи, основанные на взаимодействии Комитета по образованию с подведомственными учреждениями и учреждениями, находящимися в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.

Горизонтальные связи РСОКО определены в Плане мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга, одобряющему Программу.

Традиционно в системе образования Санкт-Петербурга оценка качества образования строилась на основе автоматизированных информационных систем (далее - АИС) и предполагала распределение информационно-аналитических функций между специально созданными структурами Комитета по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями: государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования центром повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - РЦОКОиИТ), государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - АППО), иными образовательным учреждением дополнительного профессионального образования.

Основные функции РСОКО распределяются следующим образом (схема N 1):

концепция РСОКО - разработка концептуальных вопросов РСОКО, управление процессами формирования и развития сети ОУ основного и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга, разработка основных нормативных актов - в компетенции Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по физической культуре и спорту;

анализ и прогноз - подготовка аналитических заключений по основным направлениям деятельности РСОКО, представлений в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по основным проблемам, выявленным в ходе проводимых оценок, формирование прогнозов по вопросам образования - в компетенции учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

оценочные процедуры в образовании - развитие образовательной сети Санкт-Петербурга, расширение числа ОУ, имеющих видовые отличия, усилении общественной составляющей в проведении оценок в образовании - в компетенции Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по физической культуре и спорту. Организационно-технологическую поддержку оценочных процедур осуществляет РЦОКОиИТ;

оценка условий организации и структуры образовательной деятельности, в том числе лицензирование образовательной деятельности, относится к группе нормирующих процедур образования и рассматривается его как часть оценочных процедур. Процедуры лицензирования и лицензионного контроля проводятся Комитетом по образованию, Комитетом по культуре;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»