Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2007 года Дело N 3-136/07


[Об отказе в признании недействующей части 2 статьи 4
Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года
]

___________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 года N 78-Г07-34 решение оставлено без изменения.

___________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению А-ва Б.Р. о признании недействующей части 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в ред. Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 15.02.2007) установлено:

17 ноября 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон N 589-79 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге", который был подписан Губернатором Санкт-Петербурга 24 ноября 2004 года и официально опубликован в следующих средствах массовой информации: в журнале "Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Приложение к "Вестнику Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 27, от 26 ноября 2004 года", в журналах "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 1, от 28 января 2005 года, "Вестник Администрации Санкт-Петербурга", N 12, от 28 декабря 2004 года.

В соответствии со ст.11 указанного Закона он вступил в силу с 1 января 2005 года.

Согласно преамбуле данного Закона он принят во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливает меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отдельных категорий граждан, постоянно зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

Статьей 4 названного Закона Санкт-Петербурга были установлены меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после утверждения (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

А-в Б.Р. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующей со дня принятия ст.4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в части слов "ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются следующие меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга".

До рассмотрения судом заявления А-ва Б.Р. Законом Санкт-Петербурга N 58-12 от 7 февраля 2007 года "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в оспоренную заявителем правовую норму были внесены изменения (л.д.29).

Закон Санкт-Петербурга N 58-12 от 7 февраля 2007 года был официально опубликован в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 6, от 26 февраля 2007 года и вступил в законную силу 9 марта 2007 года.

В соответствии со ст.4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" в редакции Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 7 февраля 2007 года ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются следующие меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга:

1) ежемесячная денежная выплата в размере 350 рублей;

2) оплата жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Санкт-Петербурге, в том числе членам семей лиц указанной категории, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам указанной категории независимо от вида жилищного фонда;

3) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в Санкт-Петербурге), лицам указанной категории, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются лицам указанной категории независимо от вида жилищного фонда;

4) другие меры социальной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

Меры социальной поддержки, установленные в настоящей статье, предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям, а также гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, указанные меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

В связи с изменением оспоренной нормы Закона Санкт-Петербурга А-в Б.Р. в судебном заседании изменил свои требования и просил суд признать недействующим часть 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в ред. Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 15.02.2007), согласно которой меры социальной поддержки, установленные в настоящей статье, предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям, а также гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, указанные меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).

В обоснование своего заявления А-в Б.Р. указал, что он родился 15 февраля 1957 года, является пенсионером МВД. Пенсия ему была назначена 23 мая 1997 года на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Управлением социальной защиты населения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга 4 марта 1999 года на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ему было присвоено звание "Ветеран труда" и выдано удостоверение. Таким образом, право на льготы, установленные указанным Законом для ветеранов труда, он приобрел 4 марта 1999 года, то есть до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", которым статья 22 указанного Закона была дополнена пунктом 4 о том, что ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу, службу, право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное. Следовательно, по мнению заявителя, он не утратил право на льготы, предусмотренные для ветеранов труда Федеральным законом "О ветеранах" и после введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ, поскольку в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.

Таким образом, по утверждению заявителя, оспоренное им положение статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в ред. Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 15.02.2007), предусматривающее для ветеранов труда в качестве условия для предоставления им мер социальной поддержки достижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, нарушает его право на пользование мерами социальной поддержки, установленными для ветеранов труда указанным Законом Санкт-Петербурга и противоречит преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 17 статьи 44 этого же Федерального закона, а также пункту 2 статьи 7 и статье 22 Федерального закона "О ветеранах".

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В-ва Е.И. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга М-т Г.А. просили суд отказать в удовлетворении заявления А-ва Б.Р., изложив свои доводы в письменных отзывах, представленных суду (л.д.30-33, 35-38).

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора ... полагавшего, что А-ву Б.Р. должно быть отказано в удовлетворении заявления, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления А-ва Б.Р. по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 и части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ следует, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий в рамках длящихся правоотношений для этих лиц, у которых право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, возникло до 1 января 2005 года, реализацию этого права в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.

При этом, как следует из указанных выше федеральных законов, в них не содержится предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации и не определен круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

При таких обстоятельствах Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации был вправе самостоятельно урегулировать данные вопросы в соответствующем законе при соблюдении условий, указанных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года) определялось, что льготы лицам, имеющим звание "Ветеран труда", предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности. При этом пунктом 4 этой статьи было установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.

Таким образом, статья 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ в ее первоначальной редакции, на которую заявитель ссылается как на правовое основание наличия у него права на льготы, установленные для ветеранов труда данным Федеральным законом, прекратила свое действие в связи с принятием Федерального закона 08.08.2001 N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", то есть до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Следовательно, по состоянию на 31 декабря 2004 года на лиц, имеющих звание "Ветеран труда", получающих пожизненное содержание за работу (службу), но не достигших возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в том числе и на заявителя А-ва Б.Р, - пенсионера МВД, не достигшего возраста 60 лет, право на льготы, перечисленные в статье 22 Федерального закона "О ветеранах", не распространялось.

С учетом изложенного суд полагает, что оспоренная заявителем часть 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в ред. Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 15.02.2007) не противоречит преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 и не нарушает права заявителя, так как оспариваемой нормой Закона Санкт-Петербурга социальная защищенность указанной категории лиц, в том числе и заявителя, не изменилась по сравнению с тем уровнем, который имелся на 31 декабря 2004 года.

Доводы А-ва Б.Р. о том, что у него сохранилось право на указанные льготы и после введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах", являются ошибочными, поскольку в названном Законе нет указания на то, что пункт 4 статьи 22 Закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ не распространяет свое действие на ветеранов труда, у которых право на предусмотренные данной нормой льготы возникло до введения в действие указанного Федерального закона. Иными законодательными актами Российской Федерации для лиц, не достигших возраста, дающего право на пенсию по старости, которым звание "Ветеран труда" было присвоено до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 124-ФЗ, также не было предусмотрено исключения из общего порядка предоставления льгот, установленного Федеральным законом от 08.08.2001 N 124-ФЗ.

Доводы А-ва Б.Р. о том, что у него сохранилось право на указанные льготы, так как Федеральный закон от 08.08.2001 N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" на него не мог быть распространен, поскольку в силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, также являются несостоятельными. В данном случае имело место изменение Федеральным законом от 08.08.2001 N 124-ФЗ круга лиц, имевших звание "Ветеран труда", на которых в будущем времени, после вступления данного Закона в законную силу, должны были распространяться льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", а не распространение действия указанного Закона на правоотношения по предоставлению указанных льгот на прошлое время, до вступления его в законную силу.

Кроме того, является неправомерной и ссылка заявителя на ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как правоотношения, связанные с установлением органами государственной власти мер социальной поддержки ветеранов труда, являются административными правоотношениями и, следовательно, не регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд также не усматривает противоречия оспоренного заявителем положения части 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" пункту 17 статьи 44 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2 статьи 7 и статье 22 Федерального закона "О ветеранах", поскольку в указанных нормах данных федеральных законов не содержится положений, определяющих круг лиц, имеющих звание "Ветеран труда", на которых субъектам Российской Федерации следует распространять установленные законом субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки, а также не содержат положений, препятствующих субъектам Российской Федерации устанавливать такой круг лиц, кому надлежит предоставлять установленные субъектом Российской Федерации меры социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление А-ва Б.Р. о признании недействующей части 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 589-79 от 17 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (в редакции Закона Санкт-Петербурга N 58-12 от 15.02.2007) оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.



Судья
/подпись/





Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка