САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 2007 года Дело N 3-186/07


[Об отказе в признании недействующим
пункта 1.1.5 и пункта 7.1.1 Правил содержания и ремонта
фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге
]



Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 1.1.5 и пункта 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге", установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге" утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге.

Указанное постановление вступило в законную силу с 14 сентября 2006 года, то есть со дня его подписания в соответствии с частью 2 пункта 1.7 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".

Названное постановление было официально опубликовано в газетах "Петербургский Дневник", N 37, 25.09.2006, "Утро Петербурга", N 37, от 28 сентября - 1 октября 2006 года и в журнале "Вестник Администрации Санкт-Петербурга".

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия пункт 1.1.5 и пункт 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135.

В обоснование своих требований заместитель прокурора Санкт-Петербурга указал, что оспоренные им положения Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге противоречат федеральному законодательству. Так, пункты 1.1.5 и 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге предусматривают, что организации, производящие работы по ремонту, переоборудованию и окраске фасадов, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также организации, изготавливающие паспорта фасадов зданий и сооружений, в случае необходимости, должны иметь лицензию на право производства соответствующего вида работ. Между тем, Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство работ по ремонту, переоборудованию и окраске фасадов, изготовлению паспорта фасадов зданий или сооружений к лицензируемому виду деятельности не относится.

В судебном заседании представитель заместителя прокурора Санкт-Петербурга Л-ко О.В. просил удовлетворить указанное выше заявление.

Представители Правительства Санкт-Петербурга Р-в А.А. и З-ва Т.Ю. просили суд отказать заместителю прокурора Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления, полагая, что оспоренные пункты Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге не противоречат Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", изложив свои доводы в письменном отзыве, представленном суду (л.д.61-65).

Выслушав объяснения сторон, проверив представленные доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления заместителя прокурора Санкт-Петербурга по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 3 и 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" основными принципами осуществления лицензирования являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу названного Федерального закона субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно устанавливать конкретные виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

Статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", устанавливающей перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензирование, действительно, как обоснованно указано в заявлении заместителя прокурора Санкт-Петербурга, к лицензируемым видам деятельности не отнесено производство работ по ремонту, переоборудованию и окраске фасадов, изготовлению паспорта фасадов зданий или сооружений.

Однако при рассмотрении настоящего заявления заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 1.1.5 и пункта 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге судом не было установлено нарушения Правительством Санкт-Петербурга при принятии оспоренных пунктов 1.1.5 и 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге статьи 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяющей компетенцию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по вопросам лицензирования. Судом также не было установлено противоречия пункта 1.1.5 и пункта 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Так, в соответствии с пунктом 1.1.5 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных действующим законодательством, организации, производящие работы по ремонту, переоборудованию и окраске фасадов, должны иметь лицензию на право производства соответствующего вида работ.

Согласно пункту 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, проверка состояния фасадов (далее - проверка), на которые не выданы паспорта, проводится органами контроля в плановом порядке в целях выявления объектов, находящихся в неисправном состоянии.

Плановая проверка проводится на основании плана-графика, утвержденного руководителем органа контроля или его заместителем в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

В случае выявления в ходе проверки нарушений настоящих Правил должностными лицами органов контроля составляются протоколы об административных правонарушениях (далее - протокол) и выдаются предписания по устранению выявленных нарушений (далее - предписание).

Владельцы зданий и сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности по содержанию и ремонту фасадов, получившие предписания и протоколы, должны для изготовления паспорта фасадов здания или сооружения (далее - паспорт) в течение семи дней обратиться в организацию, имеющую при необходимости соответствующую лицензию, и по изготовлении паспорта передать его для утверждения в КГА.

Паспорт выдается владельцам зданий и сооружений, иным лицам, ответственным за содержание фасадов, которые в необходимых случаях вправе обратиться в орган контроля о внесении необходимых изменений в предписание.

Анализ пунктов 1.1.5 и 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге позволяет сделать вывод о том, что в них не содержится положений, обязывающих все организации, осуществляющие работы по ремонту, переоборудованию, окраске фасадов и составлении паспортов фасадов зданий и сооружений во всех случаях в обязательном порядке иметь лицензию на право производства соответствующего вида работ. Указанные нормы лишь содержат положения о том, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством, а также при необходимости указанные организации должны иметь лицензии на право производства соответствующих работ.

Общеизвестно, что исторический центр Санкт-Петербурга и его пригородов имеет огромное архитектурно-историческое значение и включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Согласно Основным положениям Концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 мая 2001 года N 21, предусматривается сохранение и реставрация историко-культурного и архитектурно-строительного наследия Санкт-Петербурга (пункт 3.1).

Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия включают в себя, в числе других, проведение паспортизации памятников и формирование банков данных, создание программы проведения реставрационных работ; реконструкцию и реставрацию объектов историко-культурного наследия, с учетом результатов паспортизации; сохранение уникальных особенностей исторических зданий при проведении реконструкции и реставрации; консервацию объектов историко-культурного наследия, для немедленной реставрации которых город не располагает ресурсами (пункт 4.6).

В силу статьи 40 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно статье 43 названного Федерального закона реставрация памятника или ансамбля - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

В соответствии с подпунктом 41 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) необходимо получение лицензии.

Анализ пунктов 1.1.2-1.1.4, 1.2.1, 1.2.3, 1.2.5, 1.3.1, 1.4.6, 1.4.11, 1.5.1, 1.6.2, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.5, 2.2.5, 2.2.6 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге позволяет сделать вывод о том, что указанными Правилами определен порядок содержания, ремонта, переоборудования, окраски фасадов, а также составление паспорта фасадов не только для зданий и сооружений, не представляющих исторической ценности, для ремонта, переоборудования, окраски фасадов, а также составления паспорта фасадов которых не требуется лицензия, но и для тех зданий и сооружений, которые являются памятниками истории и культуры, подлежащими реставрации, для ремонта, переоборудования и окраски фасадов, а также составления паспорта фасадов которых требуется соответствующая лицензия.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, не имеется оснований утверждать, что пункты 1.1.5 и 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135, устанавливающие, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством, организации, производящие работы по ремонту, переоборудованию и окраске фасадов, а также организации, изготавливающие паспорта фасадов зданий, должны при необходимости иметь лицензии на право производства соответствующих работ, противоречат федеральному законодательству и нарушают чьи-либо права и законные интересы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 1.1.5 и пункта 7.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 сентября 2006 года N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.



Судья
...




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка