Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2007 года N 627


О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы

(с изменениями на 28 декабря 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 10 июля 2012 года N 695

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2007 года N 1749.

____________________________________________________________________



В целях укрепления института семьи, возрождения социальных и экономических основ семейных ценностей, развития системы социальной поддержки семьи в Санкт-Петербурге Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы (далее - Концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий на 2007-2008 годы по реализации Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы (далее - План) согласно приложению N 2.

3. Комитету по труду и социальной защите населения до 01.12.2008 представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на 2009-2011 годы по реализации Концепции.

4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга в своей деятельности руководствоваться Концепцией и обеспечить выполнение мероприятий Плана в установленные сроки.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.



      Губернатор Санкт-Петербурга
     В.И.Матвиенко

     

     

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
     Санкт-Петербурга
      от 05.06.2007 N 627


Концепция
семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы

     

1. Введение

Семья - это общность людей, основанная на браке или кровном родстве, объединенная общими интересами и взаимной ответственностью ее членов, как правило, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.

Семья является естественной и основной ячейкой общества и его относительно самостоятельным звеном. Основу ее жизнедеятельности составляет саморегуляция. Через семью сохраняется человеческий род, природно-социальная среда нашего обитания, реализуется потребность в коллективности существования. В ней осуществляется рождение и первичная социализация человека, сохраняется преемственность семейных поколений, формирование личности и поддержание существования членов семьи. Семья должна иметь возможность не только самостоятельно выживать, но и быть поддержкой государству и обществу. Произвольное вмешательство в семью недопустимо, но правовое регулирование семейных отношений необходимо.

Социальная политика, направленная на семью, рассматривает рождение самого человека и все, что связано с его жизнеобеспечением, в качестве основы общественного развития. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической сфере: здравоохранении, образовании, торговле, жилищном строительстве и других отраслях, - должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью. В условиях ориентации на семью ведущее место принадлежит семейной политике, которая является ядром социальной политики.

Семья является основой развития и сохранения нации, гарантом духовного и материального благополучия граждан, воспитания детей, опорой для стариков и больных, важнейшим фактором определения приоритетов в области здравоохранения, образования, культуры и социальной работы, жилищной политики, формирования демократических институтов и гражданского общества в современной России. В свою очередь гражданское общество, состоящее из органов государственной власти, бизнес-сообщества и негосударственных некоммерческих организаций, является реальной поддержкой семьи в современной России.

Настоящая Концепция отражает современные подходы к решению вопросов социального развития семьи.

Одним из таких подходов является определение позиции семьи не только как объекта социальной поддержки и помощи, но и как субъекта взаимодействия и взаимной ответственности гражданского общества перед семьей и семьи перед гражданским обществом.

Специфика семейной политики заключается в том, что она включает в себя элементы различных направлений государственной политики (экономической, жилищной, социокультурной, занятости, охраны здоровья, в сфере образования, в сфере предоставления услуг и др.) в интересах развития семьи. Реализация семейной политики позволит корректировать принципиальные решения, принимаемые в сфере общегородской социальной политики.

Решающее влияние на базовые характеристики региональной социальной политики Санкт-Петербурга, в том числе семейной политики, оказывают качественные и количественные показатели уровня жизни населения, демографическая ситуация в стране в целом и в регионе.

К числу особенностей развития Санкт-Петербурга, влияющих на семейную политику, следует отнести:

высокий удельный вес старших возрастов в демографической структуре населения (Санкт-Петербург - город пожилых людей);

высокий удельный вес работников бюджетной сферы: культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также студенческой молодежи;

высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия (проживающих в коммунальных квартирах);

высокий удельный вес рождения больных детей.

Настоящая Концепция учитывает:

многообразие категорий семей, особенности социального положения, интересы семьи, родителей и детей в период социально-экономической трансформации общества;

предложения и рекомендации государственных органов власти, научных и общественных организаций по осуществлению социальной политики в Санкт-Петербурге;

сложившуюся систему по реализации семейной политики в Санкт-Петербурге за последние десятилетия.

Нормативной правовой базой семейной политики Санкт-Петербурга являются международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, в которых определены приоритеты государственной семейной политики.

Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах Санкт-Петербурга и постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, направленных на поддержку семьи и детей.

Семейная политика Санкт-Петербурга призвана регулировать взаимодействие государства и семьи во всех сферах ее жизнедеятельности, включая экономическую, репродуктивную, социокультурную и другие. Категория "семья" в качестве обязательного объекта вводится в систему региональной политики.

     

2. Анализ положения семьи в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге сохраняется тенденция уменьшения населения.

По состоянию на 01.01.2007 численность населения Санкт-Петербурга составила 4571,1 тыс. человек (на 01.01.2006 - 4580, 0 тыс. человек).

Уменьшение численности населения Санкт-Петербурга вызвано главным образом его естественной убылью. Смертность превышает рождаемость в 1,9 раза. Особую озабоченность вызывает смертность населения трудоспособного возраста - 29,7 процента, причем смертность мужчин в трудоспособном возрасте превышает аналогичный показатель у женщин почти в 3,6 раза, в возрасте моложе трудоспособного - в 1,5 раза.

Всего же за последние 14 лет население Санкт-Петербурга сократилось на 427,5 тыс. человек, или на 8,1 процента. При этом уменьшение численности населения Санкт-Петербурга более чем в 2 раза превысило тот же показатель по России в целом.

По состоянию на 01.01.2006, по данным Петростата, численность детского населения Санкт-Петербурга составляла 703,9 тыс. человек, что соответствует 15,4 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга.

Более 99 процентов детей проживает в семьях, около 1 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в стационарных государственных учреждениях на полном государственном обеспечении.

Несмотря на некоторую тенденцию к росту общий коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге на 20 процентов ниже, чем в целом по стране. Для простого воспроизводства населения показатель рождаемости должен быть выше почти в два раза.

Ситуация с рождаемостью зависит от положения с брачностью. Несмотря на то, что в 2006 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано браков на 5,1 процента больше, чем в предыдущем году, почти треть всех новорожденных (27,88 процента) в Санкт-Петербурге в 2006 году составляли внебрачные дети.

Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется распространением бездетной и малодетной семьи, запоздалым рождением первого ребенка, увеличением внебрачной рождаемости. Среднее количество детей в семье составляет 1,18 человек.

В ряду важнейших причин снижения количества населения Санкт-Петербурга и качества его жизни стоит ухудшение его соматического и психического здоровья. За последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах населения.

Наблюдается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Неблагоприятная ситуация у женщин фертильного возраста, уровень общей заболеваемости женщин имеет тенденцию к росту. В 2006 году в группе женщин фертильного возраста регистрировалось по несколько соматических заболеваний. Из числа вставших на учет признаны здоровыми только 20,0 процентов беременных.

Установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения относительно предыдущего. Наблюдаются проблемы здоровья среди детей и молодежи, которые были характерны в предыдущие годы лишь для престарелого населения. Одновременно отмечается и понижение качества жизни населения как демографической базы для его воспроизводства.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья населения может считаться показатель инвалидности. На 01.01.2007 каждый седьмой житель Санкт-Петербурга признан инвалидом (744 тыс. человек). По данным Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий, на 01.01.2007 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 15536 семей, имеющих 15792 ребенка-инвалида, что составляет 2,4 процента от общей численности детей в Санкт-Петербурге.

Бедность является одной из главных угроз демографической, социальной и экономической безопасности российского государства и семьи как его основы. Чем она устойчивее, тем ниже готовность семьи иметь детей и тем сильнее ограничивается разумное репродуктивное поведение населения.

В I квартале 2007 года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 7,0 процентов от общей численности населения.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в ценах декабря 2006 года составила в Петербурге 5502,62 рубля. По сравнению с декабрем 2005 года стоимость набора потребительских товаров и услуг возросла в Санкт-Петербурге на 10,4 процента.

Для улучшения материального благосостояния необходимо полнее использовать потенциал экономической активности семьи.

В качестве основных жилищных проблем Санкт-Петербурга можно выделить следующие: сохранение значительного количества коммунальных квартир, плохое техническое состояние жилищного фонда, недоступность покупки жилья для основной массы населения, ограниченное строительство государственного жилья, постоянно возрастающая доля затрат на содержание жилья в доходах населения. По состоянию на 01.01.2007 в Санкт-Петербурге признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий 272,4 тыс. семей (645,2 тыс. человек), из них 237,4 тыс. семей состоят на учете 10 и более лет. В аварийном и ветхом жилищном фонде проживают 15,3 тыс. семей, в коммунальных квартирах - 329 тыс. семей. За 2006 год 4,8 тыс. семей получили жилые помещения по договорам социального найма. Особую тревогу по обеспечению жильем вызывают дети-сироты, выпускники государственных учреждений. На 01.01.2007 в администрациях районов Санкт-Петербурга на подборе по предоставлению жилья учтено 269 выпускников государственных учреждений, в том числе 123 достигших 18 лет, нуждающихся в жилье.

В Санкт-Петербурге большое число неблагополучных семей. По данным Главного управления внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУВД), на начало 2007 года на учете состояло 3610 родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей. Выборочное криминологическое исследование показало, что больше трети подростков, состоящих на учете в ГУВД, проживают в неблагополучных семьях, где распространено физическое, сексуальное, психологическое насилие.

В связи с увеличением числа асоциальных семей возрастает число детей, поступающих в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной отказа от детей в 44 процентах случаев являлась тяжелая психоневрологическая патология.

На начало 2007 года в государственном региональном банке содержались сведения о 4854 детях в возрасте до 18 лет, проживающих на территории Санкт-Петербурга, оставшихся без попечения родителей, из них 1158 несовершеннолетних поставлены на учет в 2006 году.

За прошедший год в судебном производстве было рассмотрено 2376 исков о лишении родительских прав, судами вынесено 1608 решений с удовлетворением иска. По состоянию на 01.01.2007 численность детей в Санкт-Петербурге, находящихся под опекой (попечительством), составила 6928 человек, в 38 детских домах и школах-интернатах воспитывается 2385 детей, лишившихся попечения родителей, в 12 психоневрологических домах ребенка системы здравоохранения проживает 1178 детей.

Исходя из изложенного можно выделить следующие основные проблемы жизнедеятельности семьи:

низкий уровень реальных денежных доходов на одного члена семьи (в среднем по всем типам семей);

высокая доля семей, имеющих потребительские расходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;

деформированная структура потребительских расходов на одного члена семьи, складывающаяся из высокой доли затрат на покупку продуктов питания и оплату услуг и малой доли расходов на непродовольственные товары;

значительное количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

значительное число неполных семей;

снижение воспитательного потенциала семьи;

распространение физического, сексуального, психологического насилия в семьях;

увеличение численности социально уязвимой группы детей, в первую очередь детей из малообеспеченных семей;

вовлечение детей и подростков в наихудшие формы детского труда.

Отдельные категории семей Санкт-Петербурга наряду с общими, характерными для всех семей, проблемами своего существования имеют специфические проблемы и потребности, решение и удовлетворение которых требует дополнительного внимания со стороны гражданского общества.

К таким категориям семей следует отнести многодетные семьи; неполные семьи; замещающие семьи (приемные семьи и семьи опекунов); семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов); семьи, находящиеся в социально опасном положении; семьи, имеющие в своем составе ВИЧ-инфицированных граждан; семьи, в составе которых имеются психически больные люди.

Исследования положения семей свидетельствуют о наличии негативных факторов, являющихся общими для регионального и федерального уровней:

низкий уровень состояния безопасности семьи как социального института, прежде всего экономической, социальной, физической; чрезвычайно низкий уровень ее самозащиты; неподготовленность семьи к новым экономическим условиям;

неразвитость необходимых структурных систем, адекватных происходящим изменениям и обеспечивающих эффективную поддержку и развитие семьи, ее социальную адаптацию;

отсутствие системы государственной социальной экспертизы, включая фамилистическую, принимаемых органами государственной власти решений с точки зрения их влияния на семью. Такая экспертиза может стать эффективным инструментом прогнозирования социальных последствий управленческих решений, стратегической и тактической корректировки семейной политики Санкт-Петербурга.

     

     

3. Цели, задачи и принципы семейной политики в Санкт-Петербурге

Стратегической целью семейной политики в Санкт-Петербурге является укрепление института семьи, развитие семейного образа жизни, обеспечение экономической и социальной основ семейных ценностей, необходимых условий для реализации семьей ее функций, в первую очередь репродуктивной и воспитательной, и повышение качества жизни семьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»