САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2006 года Дело N 3-357/06


[О признании недействующими абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного
самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года
N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"
]

____________________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.02.2007 N 78-Г07-1 решение оставлено без изменений.

____________________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" Санкт-Петербурга о признании недействующими абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 " Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", установлено:

18 мая 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", который был подписан Губернатором Санкт-Петербурга 7 июня 2005 года и официально опубликован в следующих средствах массовой информации: в журнале "Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Приложение к "Вестнику Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 14, от 14 июня 2005 года, в газете "Санкт-Петербургские ведомости", N 107, от 28 июля 2005 года, в журнале "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N 7-8, от 5 августа 2005 года (л.д.13-30).

Согласно ст.2 указанного Закона Санкт-Петербурга, содержащей определение основных понятий, используемых в настоящем Законе Санкт-Петербурга, "избирательная комиссия муниципального образования - орган местного самоуправления, организующий подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата муниципального совета, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (абз.8 п.1 ст.2).

В соответствии с п.3 ст.30 этого Закона Санкт-Петербурга положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования муниципального округа "Автово" Санкт-Петербурга обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующими с 1 января 2006 года абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".

В обоснование своего заявления избирательная комиссия муниципального образования муниципального округа "Автово" указала, что в оспоренной части данный Закон Санкт-Петербурга противоречит п.2 ст.24 Федерального закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и нарушает право избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" на независимость от органов местного самоуправления.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" Р-в И.В. поддержал заявленные требования.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В-ва Е.И., действующая на основании доверенности, признала требования, предъявленные избирательной комиссией муниципального образования муниципального округа "Автово", и не возражала против удовлетворения заявления избирательной комиссии.

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга С-в С.А., действующий на основании доверенности, не признал заявленные требования, просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявления, указав, что оспоренные пункты Закона Санкт-Петербурга приняты в пределах полномочий, предоставленных Санкт-Петербургу п.8 ст.20, подп."г" п.10 ст.24 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Субъекты Российской Федерации в силу п."н" ч.1 ст.72 и ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации вправе регулировать вопросы организации системы органов местного самоуправления. Оспоренные положения Закона Санкт-Петербурга не предусматривают включение избирательной комиссии муниципального образования в структуру органов местного самоуправления и, следовательно, не нарушают запрет, установленный п.21 ст.24 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Оспоренные пункты Закона Санкт-Петербурга не нарушают право на независимость избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово", поскольку федеральный законодатель допускает регулирование отдельных вопросов организации и деятельности избирательных комиссий уставом муниципального образования и нормативно - правовым актом органа местного самоуправления, что не исключает независимости комиссии от органов местного самоуправления (л.д.31-34).

Выслушав доводы сторон, проверив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора ... полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит подлежит удовлетворению заявление избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" о признании недействующими абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" по следующим основаниям.

В соответствии с п."н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ч.2, ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.8 ст.20 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с подп."к" п.10 ст.24 этого же Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Таким образом, действительно, компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований Санкт-Петербурга могут устанавливаться не только Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но и законами Санкт-Петербурга, уставами муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Однако в силу ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с п.2 ст.24 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. от 21.07.2005) избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Таким образом, указанным выше Федеральным законом определен статус избирательной комиссии муниципального образования как муниципального органа, а не как органа местного самоуправления. Следовательно, субъект Российской Федерации Санкт-Петербург был не вправе устанавливать иное правовое положение избирательной комиссии муниципального образования, определяя его в абз.8 п.1 ст.2 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" как орган местного самоуправления и предоставляя п.3 ст.30 этого же Закона право определять уставом муниципального образования положение избирательной комиссии муниципального образования (как органа местного самоуправления) в системе органов местного самоуправления.

С учетом изложенного суд находит несостоятельными доводы представителя Губернатора Санкт-Петербурга о том, что оспоренные положения Закона Санкт-Петербурга не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.

Суд также находит несостоятельными доводы представителя Губернатора о том, что оспоренные положения Закона Санкт-Петербурга не нарушают право на независимость избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" от органов местного самоуправления.

В соответствии с п.12 ст.20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В силу ч.3 ст.34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Определив в Законе Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" правовое положение избирательной комиссии муниципального образования как органа местного самоуправления, субъект Российской Федерации Санкт-Петербург распространил на избирательную комиссию муниципального образования действие ч.3 ст.34 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе и положения этой статьи о том, что подотчетность и подконтрольность избирательной комиссии муниципального образование как органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования, что, несомненно, нарушает право заявителя, избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" Санкт-Петербурга, на независимость в пределах своей компетенции от органов местного самоуправления.

Закон Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" вступил в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых главой 11 данного Закона были установлены иные сроки и порядок вступления в силу (ст.55 Закона).

Принимая во внимание, что для положений абзаца 8 пункта 1 статьи 2 и пункта 3 статьи 30 указанного Закона Санкт-Петербурга не были установлены иные сроки и порядок вступления, в связи с чем они также вступили в силу с 1 января 2006 года, суд считает возможным признать недействующими абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" с момента их вступления в силу, то есть с 1 января 2006 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа "Автово" Санкт-Петербурга удовлетворить.

Признать недействующими с 1 января 2006 года абз.8 п.1 ст.2 в части слов "орган местного самоуправления" и п.3 ст.30 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".

Сообщение о данном решении суда после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован данный нормативный правовой акт.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка