Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Обеспечение населения
Ленинградской области питьевой водой в 2007-2011 годах"*

(с изменениями на 14 октября 2008 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 ноября 2010 года
на основании Закона Ленинградской области
от 12 ноября 2010 года N 61-оз

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 107-оз (Вести, N 206, 29.10.2008).

____________________________________________________________________

______________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 107-оз, - см. предыдущую редакцию.

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
9 августа 2006 года)

     

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой в 2007-2011 годах" (статья в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 107-оз, - см. предыдущую редакцию).



Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

Санкт-Петербург

6 сентября 2006 года

N 106-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 06.09.2006 N 106-оз

Региональная целевая программа
"Обеспечение населения Ленинградской области
питьевой водой в 2007-2011 годах"*

(с изменениями на 14 октября 2008 года)

______________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 107-оз, - см. предыдущую редакцию.


Паспорт
региональной целевой программы "Обеспечение населения
Ленинградской области питьевой водой в 2007-2010 годах"

(в редакции, введенной в действие с 29 октября 2008 года
 Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 107-оз, -
 см. предыдущую редакцию)

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой в 2007-2011 годах"

Формулировка и описание целей Программы

Целями Программы являются гарантированное обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам, повышение надежности систем водоснабжения и качества предоставления услуг населению.
Основной задачей Программы является реализация комплекса мероприятий, которые должны обеспечить:
охрану источников питьевого водоснабжения;
повышение качества питьевой воды по микробиологическим и физико-химическим показателям;
сокращение непроизводительных расходов воды;
улучшение учета недопотребления;
повышение надежности функционирования систем водоснабжения

Обоснование приоритетности и необходимости применения программно-целевого метода решения

В настоящее время в условиях проведения социально-экономических преобразований вопросы охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Ленинградской области имеют приоритетное значение. При этом обеспечение населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения является одной из ключевых проблем, связанных с вопросами здоровья и благополучного проживания людей.
Население Ленинградской области составляет более 1,6 миллиона человек, из них 65,5 процента, или 1,09 миллиона человек проживает в 53 населенных пунктах с населением свыше пяти тысяч человек, которые по нормативу относятся к первой и второй категориям обеспечения надежности водоснабжения. В этих поселениях потребляется 77,8 процента воды, подаваемой централизованными системами водоснабжения.
В комплекс задач, требующих решения для успешной реализации основной цели - обеспечения надежного и качественного водоснабжения населения Ленинградской области, включены:
охрана источников питьевого водоснабжения;
повышение качества питьевой воды по микробиологическим и физико-химическим показателям;
сокращение непроизводительных расходов воды;
улучшение учета водопотребления;
повышение надежности функционирования систем водоснабжения.
В связи с комплексностью решаемых задач целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий осуществлять координацию деятельности по обеспечению населения Ленинградской области питьевой водой на уровне области

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы осуществляется в два этапа:
I этап - 2007-2009 годы (основной вид работ - проектно-изыскательские);
II этап - 2010-2011 годы (основной вид работ - строительно-монтажные)

План мероприятий по реализации Программы (основные мероприятия, сроки, финансовые и иные ресурсы, исполнители по каждому мероприятию)

1. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением свыше пяти тысяч человек.

Срок реализации - 2007-2011 годы.

Объем финансирования:
всего - 627069 тысяч рублей, в том числе:
34728 тысяч рублей - за счет средств федерального бюджета;
323349,5 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета;
137749 тысяч рублей - за счет средств местных бюджетов;
131242,5 тысячи рублей - за счет привлеченных средств.

Ответственными исполнителями являются муниципальные образования.

2. Обеспечение зон санитарной охраны источников водоснабжения.

Срок реализации - 2007-2011 годы.

Объем финансирования:
всего - 18598 тысяч рублей, в том числе:
9920 тысяч рублей - за счет средств областного бюджета;
4339 тысяч рублей - за счет средств местных бюджетов;
4339 тысяч рублей - за счет привлеченных средств.

Ответственными исполнителями являются муниципальные образования.

3. Строительство и реконструкция централизованных систем водоснабжения населенных пунктов с населением менее пяти тысяч человек.

Срок реализации-2007-2011 годы.

Объем финансирования:
всего - 298087,78 тысячи рублей, в том числе:
205201 тысяча рублей - за счет средств областного бюджета;
52508,65 тысячи рублей - за счет средств местных бюджетов;
40378,13 тысячи рублей - за счет привлеченных средств.

Ответственными исполнителями являются муниципальные образования

Объем финансовых ресурсов на 2008 год с указанием источников финансирования (в ценах 2008 года)

Всего - 165072 тысячи рублей, в том числе:
17414 тысяч рублей - за счет средств федерального бюджета;
115577 тысяч рублей - за счет средств областного бюджета;
20521 тысяча рублей - за счет средств местных бюджетов;
11560 тысяч рублей - за счет привлеченных средств

Объем финансовых ресурсов на весь период реализации Программы с указанием источников финансирования (в ценах соответствующих лет)

Всего - 943754,78 тысячи рублей, в том числе:
34728 тысяч рублей - за счет средств федерального бюджета;
538470,5 тысячи рублей - за счет средств областного бюджета;
194596,65 тысячи рублей - за счет средств местных бюджетов;
175959,63 тысячи рублей - за счет привлеченных средств

Критерии количественной и качественной оценки результатов реализации Программы и оценка ожидаемой эффективности Программы

Реализация Программы в поселениях с проблемами в обеспечении качества воды позволит за пять лет:

увеличить долю воды, соответствующей гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям с 93,5 до 99 процентов, по химическим (токсикологическим) показателям с 91 до 98 процентов, по остальным показателям с 81,5 до 90 процентов, и довести:
в 2007 году до 94, 91,5 и 82 процентов соответственно,
в 2008 году до 94,5, 92 и 83,5 процента соответственно,
в 2009 году до 95,5, 93,5 и 85 процентов соответственно,
в 2010 году до 97,5, 96,9 и 88 процентов соответственно,
в 2011 году до 99, 98 и 90 процентов соответственно;

снизить заболеваемость населения острыми кишечными инфекциями на 500 случаев, вирусным гепатитом А на 90 случаев, в том числе:
в 2007 году на 25 и 6 случаев соответственно,
в 2008 году на 50 и 9 случаев соответственно,
в 2009 году на 100 и 18 случаев соответственно,
в 2010 году на 175 и 30 случаев соответственно,
в 2011 году на 150 и 27 случаев соответственно.

Общая величина предполагаемого экономического эффекта от реализации мероприятий Программы составит:
всего - 52807,27 тысячи рублей, в том числе:
2082,5 тысячи рублей - 2007 год,
4356,12 тысячи рублей - 2008 год,
9688,94 тысячи рублей - 2009 год,
18666,05 тысячи рублей - 2010 год,
18013,66 тысячи рублей - 2011 год,
из них:
за счет уменьшения эксплуатационных затрат предприятий водопроводно-канализационного хозяйства путем снижения неучтенных расходов воды, всего - 42403,6 тысячи рублей, в том числе:
1638 тысяч рублей - 2007 год,
3496 тысяч рублей - 2008 год,
7774 тысячи рублей - 2009 год,
15040 тысяч рублей - 2010 год,
14455,6 тысячи рублей - 2011 год;

за счет снижения затрат на лечение инфекционных заболеваний, всего - 10403,67 тысячи рублей, в том числе:
444,5 тысячи рублей - 2007 год,
860,12 тысячи рублей - 2008 год,
1914,94 тысячи рублей - 2009 год,
3626,05 тысячи рублей - 2010 год,
3558,06 тысячи рублей - 2011 год

Разработчик Программы

Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области

Срок разработки Программы

I-II кварталы 2008 года

Стоимость разработки Программы

Без дополнительных затрат

Представитель заказчика Программы

Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Мяков Сергей Борисович - председатель комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области; тел. 576-62-80

Система управления и контроль за ходом выполнения Программы

Мониторинг результативности Программы предполагается осуществлять ежегодно посредством анализа отчетных документов, представляемых ответственными исполнителями Программы в комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области после окончания реализации программных мероприятий.
О результатах анализа отчетных документов комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области информирует:
ежеквартально - комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области,
ежегодно - Правительство Ленинградской области.
Контроль за целевым использованием средств осуществляется комитетом по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляется вице-губернатором Ленинградской области, курирующим жилищно-коммунальное хозяйство

     
Введение

В настоящее время в условиях проведения социально-экономических преобразований вопросы охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Ленинградской области имеют приоритетное значение. При этом обеспечение населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения является одной из ключевых проблем, связанных с вопросами здоровья и благополучного проживания людей.

Для Ленинградской области проблема надежного и качественного водоснабжения и водоотведения продолжает оставаться крайне актуальной.

Задача по обеспечению населения питьевой водой является многогранной и объемной, поэтому требует комплексного решения с помощью программно-целевого метода.

Для решения имеющихся задач и достижения целевых ориентиров органы государственной власти и местного самоуправления в установленном порядке разрабатывают, принимают и исполняют целевую отраслевую программу.

Правительством Ленинградской области принято постановление от 15 мая 2003 года N 92 о разработке региональной целевой программы "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой".

Научно-исследовательским институтом Академии коммунального хозяйства имени К.Д.Памфилова в 2003 году была разработана Концепция основных показателей целевой программы "Обеспечение населения Ленинградской области питьевой водой" (далее - Концепция). В феврале 2004 года Концепция была одобрена на совместном заседании постоянных комиссий по законности и правопорядку и жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и строительству Законодательного собрания Ленинградской области, а в июле 2005 года откорректированная Концепция согласована Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области"). Основные положения Концепции легли в основу настоящей региональной целевой программы.

Федеральным государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт коммунального хозяйства" (далее - ФГУП СПб НИИ КХ) в 2005 году проведено обследование технического состояния 16 проблемных коммунальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения с разработкой плана мероприятий по улучшению качества питьевой воды, которые также учтены в Программе.

     

1. Анализ ситуации, сложившейся с хозяйственно-питьевым
водоснабжением в Ленинградской области. Обоснование целей
и задач Программы

     

1.1. Оценка и анализ современного состояния объектов
водоснабжения

Большинство населенных пунктов Ленинградской области имеют централизованные системы водоснабжения и водоотведения. Водопроводное хозяйство области является довольно сложным элементом инженерной структуры населенных пунктов. В настоящее время суммарная мощность систем коммунального водоснабжения составляет 910 тысяч кубических метров в сутки, в том числе находящихся на балансе муниципальных органов - 800 тысяч кубических метров в сутки, или 88 процентов, протяженность водопроводной сети составляет 4540 километров, в том числе в муниципальной собственности - 4184 километра.

В настоящее время 63 процента потребляемой в Ленинградской области питьевой воды реализуется после очистки вод поверхностных источников и 37 процентов воды обеспечиваются за счет использования подземных источников.

Балансовая стоимость основных средств водопроводно-канализационного хозяйства составляет:

первоначальная - 3,9 млрд. рублей,

остаточная стоимость - 1,5 млрд. рублей.

Износ основных фондов коммунальных систем водоснабжения и канализации по Ленинградской области в среднем достигает 61,2 процента.

Общий отпуск воды потребителям из коммунальных систем водоснабжения из года в год уменьшается, и в 2005 году он составил 139,5 млн. кубических метров, или на 8,7 процента меньше, чем в 2000 году.

Водопроводно-канализационное хозяйство Ленинградской области эксплуатирует более 80 организаций, из них только 12 - специализированных.

За качеством питьевой воды осуществляется постоянный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

По данным ТУ "Роспотребнадзор по Ленинградской области", в 2005 году осуществлялся надзор за 1075 источниками централизованного водоснабжения на территории области, из которых 256 (23,8 процента) не отвечали санитарным нормам и правилам (в 2004 году данный показатель составлял 19,2 процента), из них 197 (76,95 процента) - из-за отсутствия зон санитарной охраны. В сельских населенных пунктах 728 источников, из которых 173 (23,76 процента) не соответствовали санитарным нормам (в 2004 году - 20,9 процента), из них 148 (85,54 процента) - из-за отсутствия зон санитарной охраны.

Лабораториями Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" (далее - ФГУЗ "ЦГиЭ в ЛО") в 2005 году проведены исследования качества воды в источниках централизованного водоснабжения. По санитарно-химическим показателям в 2410 пробах 25,3 процента из них не соответствовали нормативу (в 2004 году несоответствие составляло 24,0 процента). По бактериологическим показателям исследованы 3230 проб воды из централизованных источников, из них 14,92 процента не соответствуют нормативам (в 2004 году показатель составлял 17,01 процента).

Процент несоответствия качества воды в сравнении с 2004 годом изменился незначительно: по санитарно-химическим показателям - в сторону увеличения, по бактериологическим показателям - в сторону уменьшения.

За 2005 год из разводящей водопроводной сети было исследовано: по санитарно-химическим показателям - 10196 проб воды, из них 21,82 процента не соответствуют требованиям санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (2004 год - 19,6 процента). Наибольший процент неудовлетворительных проб воды по санитарно-химическим показателям регистрируется в следующих районах: Волосовский - 89,1 процента (в 2004 году - 78,9 процента), Приозерский - 62,6 процента (в 2004 году - 63,0 процента), Волховский - 55,7 процента (в 2004 году - 45,2 процента), Выборгский - 28,1 процента (в 2004 году - 45,2 процента), Всеволожский - 36,0 процента (в 2004 году - 36,8 процента), Киришский - 33,1 процента (в 2004 году - 33,3 процента). Основными показателями несоответствия нормативам являются: цветность, мутность, запах, окисляемость, содержание железа. По содержанию железа в разводящей сети регистрируются несоответствия нормативу в некоторых районах до 90,0 процента исследованных проб.

По бактериологическим показателям в 2005 году лабораториями ФГУЗ "ЦГиЭ в ЛО" исследована 14921 проба воды, из них 1287 проб (8,63 процента) не соответствуют требованиям Санитарных правил и норм 2.1.4.1074-01 (в 2004 году - 9,0 процента). Наиболее неблагополучной продолжает оставаться питьевая вода в следующих районах: Волосовский - 47,6 процента (в 2004 году - 47,8 процента) проб не соответствуют нормативу, Выборгский - 17,0 процента (в 2004 году - 25,5 процента), Лужский - 15,35 процента (в 2004 году - 14,2 процента) и Ломоносовский - 11,23 процента (в 2004 году - 19,0 процента). По сравнению с 2004 годом продолжает оставаться стабильно высоким процент несоответствия проб по бактериологическим показателям в Волосовском районе.

Оценивая санитарно-техническое состояние коммунальных водопроводов, следует отметить, что в 2005 году из 345 коммунальных водопроводов по санитарно-техническому состоянию не отвечали санитарным правилам и нормам 83 водопровода (24,05 процента), в 2004 году - 18,2 процента.

Из 279 водопроводов сельских населенных пунктов не соответствовали санитарным нормам 69 (24,73 процента) исследованных проб воды (в 2004 году - 18,05 процента).

Качество воды в коммунальных водопроводах: по санитарно-химическим показателям из 8323 исследованных проб воды не соответствуют нормативам 1666 (20,01 процента) (в 2004 году - 20,3 процента), особенно неблагополучно в Волосовском (88,99 процента), Приозерском (74,6 процента) и Подпорожском (44,74 процента) районах.

По бактериологическим показателям из 10572 проб исследованной воды не соответствуют нормативам 1015 проб (9,6 процента) (в 2004 году - 9,3 процента). Особенно неблагополучно по данному показателю в Волосовском (48,67 процента), Выборгском (22,73 процента) и Лужском (19,29 процента) районах.

Из 1210 источников децентрализованного водоснабжения не соответствуют санитарным правилам по техническому состоянию 433 (35,79 процента).

По результатам исследований воды по санитарно-химическим показателям не соответствуют нормативу 34,96 процента проб, по микробиологическим показателям - 49,66 процента проб. Остается неблагополучной ситуация в следующих районах: не соответствуют нормативу по санитарно-химическим показателям 100 процентов проб исследованной воды в Волосовском районе, 56,58 процента - в Волховском районе, 66,67 процента - в Ломоносовском районе.

По бактериологическим показателям не соответствуют 86,36 процента исследованных проб воды в Волховском районе, 80,0 процента - в Подпорожском районе, 63,33 процента - в Выборгском районе, 87,5 процента - в Киришском районе, 75,0 процента - в Кировском районе.

На территории Ленинградской области актуальны вопросы радиационной безопасности для подземных источников питьевого водоснабжения.

Результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством воды в централизованных системах хозяйственно-питьевого водоснабжения в населенных пунктах за 2005 год приведены в таблице 1.

Таблица 1

     
Гигиенические показатели качества воды в централизованных
системах хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных
пунктов Ленинградской области в 2005 году

Населенные пункты

Число жителей (млн.чел.)

Несоответствие показателей качества воды (процентов)

микробиологические показатели

физико-химические (санитарно-
токсикологические) показатели

показатели радиоактивности

физико-химические (органолептические) и обобщенные показатели

В целом по Ленинградской области

1,64

8,62

10,0

25,1

В том числе: поселения с населением свыше 5 тысяч человек


1,086


6,97


5,3


19,1

поселения с населением менее 5 тысяч человек

0,557

10,8

16,8

35,1

25,7


По данным производственного контроля, выполненного в 2005 году эксплуатационными предприятиями в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов с населением свыше 5 тысяч человек, не соответствуют нормативам: по микробиологическим показателям - 2,5 процента, по химическим веществам санитарно-токсикологического показателя вредности - 15,5 процента, по обобщенным, органолептическим и остальным химическим веществам - 35,0 процента проб воды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»