САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2006 года N 3-178/06


[Об оспаривании законности в части п.3 статьи 11
Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке
семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге"
]



29 мая 2006 года Санкт-Петербургский городской суд в лице судьи городского суда ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К-й Л.В. об оспаривании законности в части п.3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" N 587-80 от 17.11.2004, установил:

17 ноября 2004 года принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, а 24 ноября 2004 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге". Указанный Закон действует с внесенными изменениями от 14 декабря 2005 года.

Пунктом 3 статьи 11 указанного Закона Санкт-Петербурга определен порядок реализации прав на назначение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от рождения до одного года, согласно которому данное пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка; по обращениям, последовавшим после истечения указанного срока, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года назначаются с месяца подачи заявления.

Полагая указанные нормы незаконными, противоречащими статьям 3, 4, 13 Гражданского кодекса РФ, заявительница К-на Л.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением об оспаривании законности указанных норм в части назначения ежемесячного пособия "по обращениям, последовавшим после истечения указанного срока, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года назначаются с месяца подачи заявления".

При этом заявительница ссылается на непосредственное нарушение ее прав на получение пособия. Имея ребенка 28.06.2005 рождения, она обратилась за получением пособия с пропуском шестимесячного срока в январе 2006 года, и с этой даты ей было назначено пособие. Таким образом, заявительница указывает, что из-за действующего в Санкт-Петербурге законодательства она лишилась пособия на ребенка за шесть месяцев. Заявительница полагает, что не могут приниматься законы, ухудшающие положение гражданина.

В судебном заседании К-на Л.В. поддержала заявленные требования.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности П-в В.Э. полагал требования необоснованными.

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности М-рта Г.А. заявленные требования полагал необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора ... полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в совокупности, суд полагает доводы заявительницы необоснованными и не усматривает оснований к их удовлетворению.

Так, установлено, что в соответствии частью 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", определен порядок реализации прав на назначение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от рождения до одного года, согласно которому данное пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев, с месяца рождения ребенка; по обращениям, последовавшим после истечения указанного срока, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года назначаются с месяца подачи заявления.

Таким образом, Закон устанавливает право на получение пособия и регулирует порядок его назначения.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что провозглашено ст.72 Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации размера, порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 16 в редакции Закона от 22.12.2005).

Реализуя предоставленное федеральным законодательством право, в субъекте Российской Федерации Санкт-Петербурге и был принят Закон Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", который действует в редакции от 14 декабря 2005 года, регулирующий размер, порядок назначения и выплаты пособия. При этом следует отметить, что редакция оспариваемых заявительницей норм соответствует как ст.17-2 указанного Федерального закона, так и п.60 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 883.

Установлено судом, что аналогичная норма содержалась в редакции ст.11 Закона Санкт-Петербурга от 17.11.2004 и содержится в редакции от 14.12.2005.

Таким образом, федеральное законодательство возложив на субъекты РФ обязанность по финансированию расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка, предоставило органам государственной власти, субъектов РФ и все полномочия по определению порядка назначения и выплаты указанных пособий на своей территории. Однако следует отметить, что Правительство Санкт-Петербурга своим постановлением от 29.12.2004 N 2086 "О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", п.3.2, предусматривало возможность получения пособия за истекшее время (л.д...), однако с принятием изменений в Закон Санкт-Петербурга данное постановление утратило силу.

Закон Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" N 689-95, изложивший в новой редакции положения Закона Санкт-Петербурга N 587-80 опубликован в газете "Санкт-Петербургские ведомости", N 235, от 15.12.2005 и начал применяться после вступления данного Закона в силу, а именно через 10 дней после официального опубликования. Бесспорным является право заявительницы на получение пособия, однако сроками реализации этого права она распорядилась самостоятельно, по своему усмотрению.

Представляется, что доводы К-й Л.В. основаны на ошибочном толковании норм права. Ее ссылки на редакции норм Гражданского кодекса РФ суд не может признать обоснованными, поскольку в соответствии со ст.2, 3 ГК РФ оспариваемые ею нормы Закона Санкт-Петербурга не охватываются действиями гражданского законодательства, не относятся к гражданско-правовым отношениям, а вытекают из публично-правовых отношений, регулируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами как федеральных органов государственной власти, так и субъектами РФ.

На основании изложенного, не усматривая обоснованности требований заявительницы, суд не считает их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:

Заявление К-й Л.В. об оспаривании законности в части п.3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" N 587-80 от 17.11.2004 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.



Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка