Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 13.08.2014 N 370)

9. Расчет экономической эффективности региональных
целевых программ

9.1. Экономическая эффективность региональной целевой программы - совокупные изменения финансового положения всех участников программы, наступившие вследствие ее реализации.

Экономическая эффективность региональной целевой программы - показатель, характеризующий связи и соотношения между затратами общества на реализацию программы и получаемыми от этого результатами.

9.2. Для региональных целевых программ, ориентированных на решение экономических задач, оценка экономической эффективности не вызывает никаких методических затруднений. Здесь могут быть использованы Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, согласно которым экономическая эффективность региональной целевой программы может быть измерена следующими показателями:

чистым доходом (другое название - ЧД) - накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период, где суммирование распространяется на все шаги расчетного периода;

чистым дисконтированным доходом (другие названия - ЧДД, интегральный эффект) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период.

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данной региональной целевой программы соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

Разность ЧД - ЧДД может рассматриваться в качестве дисконта региональной целевой программы.

Внутренняя норма доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма рентабельности).

Сроком окупаемости ("простым" сроком окупаемости) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход ЧД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

При оценке эффективности срок окупаемости, как правило, выступает только в качестве ограничения.

Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход ЧДД(k) становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования региональной целевой программы, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости, поэтому ПФ называют еще капиталом риска. Следует иметь в виду, что реальный объем потребного финансирования не обязан совпадать с ПФ и, как правило, превышает его за счет необходимости обслуживания долга.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) - максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования региональной целевой программы, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.

Индексы доходности характеризуют (относительную) "отдачу программы" на вложенные средства и могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:

индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);

индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;

индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИД равен увеличенному на единицу отношению ЧД к накопленному объему инвестиций;

индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

При расчете ИД и ИДД могут учитываться либо все капиталовложения за расчетный период, включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капиталовложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию.

9.3. С учетом того, что большинство региональных целевых программ имеют преимущественно социально ориентированный характер, разработчики часто поднимают вопрос о необходимости исключения показателей экономической эффективности из состава программы. Такое решение возможно, но с обязательным указанием данного обстоятельства в тексте региональной целевой программы и в проектах сопровождающих программу правовых актов.

Однако в большинстве случаев социальные результаты могут получать экономическую интерпретацию. Так, экономическая оценка вакцинопрофилактики может быть осуществлена на основании Методических указаний МУ 3.3.1878-04 "Экономическая эффективность вакцинопрофилактики". В указанных Методических рекомендациях подчеркивается, что в отличие от стоимостных оценок, ориентированных исключительно на определение затрат (потерь), расчеты экономической эффективности в эпидемиологии предполагают увязку произведенных затрат с полученным результатом. Иными словами, в исследовании эффективности вакцинопрофилактики должны быть представлены два компонента - "затраты" и "последствия (результат)". В указанных Методических указаниях дается подробный алгоритм расчета затрат и результатов вакцинопрофилактики, хотя признается, что выбор и отработка схемы расчета экономической эффективности вакцинопрофилактики сопряжены с рядом объективных причин, затрудняющих расчетно-аналитическую процедуру, среди которых сложность объекта оценки (вакцинопрофилактики), сочетающего работу научно-методического и организационно-практического плана с возможностями и свойствами биологических препаратов, отсутствие однородной по доступности, полноте и достоверности информации, несовершенство медицинских критериев и методических подходов определения экономической эффективности.

Таким образом, возможность экономической оценки социальных региональных целевых программ существует и может быть найдена по абсолютному большинству случаев.

9.4. В некоторых случаях для оценки экономической эффективности приходится обращаться к использованию натуральных (неденежных) показателей, что особенно характерно для региональных целевых программ в сфере развития информационных технологий и принятия управленческих решений. Так, при определении качественных показателей состояния ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) Федеральной таможенной службы Российской Федерации утверждена Методика расчета показателя "коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью", согласно которой к показателям состояния развития ВИТС относятся:

- коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ведомственной интегрированной телекоммуникационной сетью.

Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры является показателем количества телекоммуникационных узлов (ТУ) таможенных органов, включенных в ВИТС ФТС России, обеспечивающих интегрированное использование пропускной способности цифровых каналов для обмена всеми видами информации.

Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры - это процентная доля количества ТУ, включенных в ВИТС ФТС России, от общего числа таможенных органов.

рассчитывается на основании следующих исходных данных, представляемых региональными таможенными управлениями:

количество таможенных органов общее ();