Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 13.08.2014 N 370)

2. Использование оценки эффективности
региональных целевых программ

2.1. Оценка эффективности региональных целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

2.2. Основным назначением оценки эффективности региональных целевых программ является выработка оптимальной структуры бюджетных расходов на реализацию государственной социально-экономической политики на стадии обоснования заявок на расходование бюджетных средств при проектировании региональной целевой программы и областного бюджета.

2.3. Наличие критериев оценки эффективности региональных целевых программ помогает рационально и контролируемо осуществлять реализацию принятых к финансированию региональных целевых программ, позволяя более эффективно расходовать имеющиеся ресурсы, а также аргументировать правильность принимаемых управленческих решений.

2.4. Назначением оценки эффективности региональных целевых программ является предоставление населению возможности объективной и компетентной оценки государственной социально-экономической политики.

2.5. Оценка эффективности региональных целевых программ целесообразна при системном подходе, когда показатели ожидаемой эффективности региональной целевой программы достоверны и проверяемы, когда на основе этих показателей и с учетом их сопоставления определяются приоритеты расходования бюджетных средств и в дальнейшем осуществляется постоянный мониторинг достижения заявленных целей и результатов.

Это возможно при наличии органов государственного управления, функционально ответственных за каждый этап работы. Если разработчик и исполнитель региональной целевой программы предвидят, что их расчеты эффективности не могут быть проверены, а распределение средств и оценка деятельности будут осуществляться по иным принципам, формируемые ими показатели эффективности региональной целевой программы неизбежно окажутся формальными, декларативными и оторванными от реальности.

Однако даже при соблюдении указанных требований невозможно абсолютно точно оценить эффективность региональной целевой программы.

Реализация любой региональной целевой программы влечет появление косвенных и сопряженных результатов, учет и оценка которых потребуют затрат, несоизмеримых с пользой от этой информации.

Для оценки эффективности региональных целевых программ в сферах деятельности с длительным сроком получения результата применение стандартных процедур оценки эффективности региональных целевых программ вызывает серьезные сложности. Это, в первую очередь, относится к фундаментальным исследованиям либо мероприятиям социальной политики, направленным на решение стратегических целей и задач, например, проведение активной демографической политики.

С другой стороны, на конечную результативность региональной целевой программы оказывают влияние различные трудно прогнозируемые факторы, связанные с макроэкономическими изменениями на межнациональном и межрегиональном уровнях, результаты реализации государственной политики в смежных отраслях управления, самостоятельность остальных участников социальной, экономической и политической жизни.

2.6. В случаях, когда региональная целевая программа ориентирована на простую, локализованную во времени и пространстве задачу, где все участники являются государственными организациями и строго следуют программным заданиям, оценка эффективности может быть рассчитана достаточно достоверно. Но как правило, региональные целевые программы преследуют более масштабные цели с большим числом самостоятельных субъектов деятельности, имеющих собственные интересы и руководствующихся собственными целями и задачами. В этой ситуации региональная целевая программа носит сугубо регулирующий, стимулирующий характер, а ее результаты достигаются в конечном счете опосредованно, и ответственность за них не может быть в полном объеме вменена куратору региональной целевой программы.

2.7. Методические рекомендации, как и рассчитываемые на их основе оценки эффективности региональных целевых программ, не могут рассматриваться в качестве жестких и безусловных норм и нормативов. Степень достоверности планируемых программных заданий по целевым показателям определяется компромиссом между потерями от неточности расчетов и затратами на их совершенствование.

Так, эффективность региональных целевых программ, направленных на поддержку детства, не может быть оценена в полном объеме. Проведение такой оценки потребует исследований, сложность и стоимость которых соизмеримы с затратами на реализацию такой программы. Однако отсутствие абсолютной достоверности, очевидно, не является и не должно являться препятствием к реализации мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни детей, обеспечение их безопасности, развитие их способностей.

Таким образом, оценка эффективности региональных целевых программ носит преимущественно ориентировочный характер, вырабатывается коллегиально (с участием всех органов, согласующих программу) и может использоваться для оценки деятельности исполнителя региональной целевой программы при объективных подтверждениях того, что отклонение от запланированных в региональной целевой программе результатов обусловлено бездействием или неправильными действиями исполнителя.