САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2005 года Дело N 3-268/05


[Об оспаривании постановлений Правительства
Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 217
, от 1 марта
2005 года N 218
и частично Положения, утвержденного
постановлением Правительства Санкт-Петербурга
от 4 октября 2004 года N 1641
]



Санкт-Петербургский городской суд в составе ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Т-ва Г.С., Р-й Е.В., Б-на И.В. и Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" об оспаривании постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 217, от 1 марта 2005 года N 218 и частично Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 октября 2004 года N 1641, установил:

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 217 "Об уменьшении размера средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге" было установлено:

что при реализации проектов строительства объектов газификации и теплоэнергетики, включая подземные и наземные газопроводы, а также сооружения и технические устройства на них, на территории Санкт-Петербурга, осуществляемых за счет средств открытого акционерного общества "Газпром", размер средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге (далее - размер восстановительной стоимости), составляет 10 процентов от размера восстановительной стоимости, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641 "О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждении в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641) (пункт 1 Постановления).

Пунктом 2 этого постановления было установлено, что размер восстановительной стоимости при осуществлении работ по строительству объектов инженерно-энергетической инфраструктуры за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 10 процентов от размера восстановительной стоимости, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641 (л.д.97).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 218 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641" было постановлено:

внести изменение в Положение о размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641 "О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге", дополнив пункт 10 абзацем следующего содержания: "В случае проведения отдельных работ, имеющих повышенную социальную значимость для жителей Санкт-Петербурга, размер восстановительной стоимости зеленых насаждений может быть уменьшен на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга" (пункт 1 Постановления) (л.д.133).

Т-в Г.С., Р-на Е.В., Б-н И.В. и Отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" (далее - ОМННО "Совет Гринпис") обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением (л.д.2-6), уточнив требования по которому (л.д.175-176), просили признать недействующими постановления Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2005 N 217 и N 218 со дня их принятия, а также абзац 2 пункта 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641, с 1 марта 2005 года (л.д. ...).

В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что оспариваемые ими положения нормативных правовых актов противоречат федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" от 12 мая 2004 года N 254-38, нарушают права заявителей Т-ва Г.С., Р-й Е.В., Б-на И.В., а также других граждан, в том числе на благоприятную окружающую среду.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному законодательству, Закону Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" и не нарушают права и законные интересы граждан.

Суд, выслушав объяснения заявителя Р-й Е.В., представителя заявителей, представителей Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Правительства Санкт-Петербурга, Комитета финансов Санкт-Петербурга, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования заявителей в полном объеме, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности, находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть вторая статьи 76).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76).

Как видно из преамбулы Федерального закона "Об охране окружающей среды", данный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка и области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Статьей 3 названного Федерального закона установлены основные принципы охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду.

К ним, в частности, отнесены:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
     
     обяз
ательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

12 мая 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" N 254-38 (л.д.48-52).

Пунктами 1, 3 статьи 6 этого Закона было установлено, что средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются в случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений, за исключением отдельных случаев, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 пункта 1 статьи 5 указанного Закона Санкт-Петербурга (в случае проведения санитарных рубок, чрезвычайных ситуаций и т.д.). Размер и порядок оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость, определяется в порядке, установленным Правительством Санкт-Петербурга. Размер средств, составляющих восстановительную стоимость, не может быть меньше цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно оплачивается за аналогичные по качеству и объему услуги озеленения.

Во исполнение указанной нормы Закона Санкт-Петербурга 04.10.2004 Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление N 1641 "О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге", пунктом 1 которого было утверждено Положение о размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге (далее - Положение) (л.д.54, 55-57, 58-62).

Названным выше Законом Санкт-Петербурга были непосредственно определены плательщики, объект обложения платежом и его предельный минимальный размер. Этим Законом Правительство Санкт-Петербурга было наделено лишь полномочием по установлению предельного размера и порядка оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а необходимость их применения в рассматриваемом вопросе определена как в названном выше Законе Санкт-Петербурга, так и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".

Согласно пунктам 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Уничтожение зеленых насаждений является деятельностью по изъятию компонентов окружающей среды.

В силу статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений" уничтожение зеленых насаждений - повреждение или выкапывание зеленых насаждений, которое повлекло их гибель или утрату в качестве элемента ландшафта.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Установление Правительством Санкт-Петербурга оспариваемым постановлением от 01.03.2005 N 217 льгот по оплате средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, путем ее снижения на 90 процентов от размера восстановительной стоимости, определенного в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641, а также установление Правительством Санкт-Петербурга оспариваемым Постановлением от 01.03.2005 N 218 своего права на определение оснований, порядка и условий применения льгот по оплате установленного законом платежа не соответствуют Федеральному закону "Об охране окружающей среды", Закону Санкт-Петербурга "Об охране зеленых насаждений", общим принципам налогообложения и сборов.

Указанные льготы по названному платежу не могут устанавливаться постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, носить индивидуальный характер.

Данный вывод суда не противоречит правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О, о конституционно-правовом смысле постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 года N 463), что оно принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как непротиворечащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, на которую ссылался представитель Правительства Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды.

Право и обязанность по обращению в суд заявителя ОМННО "Совет Гринпис" по указанному вопросу предусмотрены и пунктом 2.3 Устава этой организации.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О защите зеленых насаждений" средства, составляющие восстановительную стоимость, перечисляются в соответствующий бюджет в зависимости от вида зеленых насаждений.

Согласно пункту 1 статьи 10 этого Закона, средства, поступающие в качестве оплаты восстановительной стоимости, подлежат отдельному учету в доходной части бюджета Санкт-Петербурга.

В целях реализации статьи 6 названного выше Закона Санкт-Петербурга 30 декабря 2004 года Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга издал распоряжение N 218-р "Об утверждении положения о порядке зачисления в бюджет Санкт-Петербурга средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений". В силу пункта 2 этого Положения, начиная с 2005 года, средства, составляющие восстановительную стоимость зеленых насаждений, отражаются в бюджете Санкт-Петербурга по коду бюджетной классификации 811 11303020020300130 "Средства на возмещение ущерба, наносимого зеленому фонду".

Утверждения заявителей о том, что установление оспариваемыми нормативными правовыми актами льгот по оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений (при отсутствии расчетов по объемам недополученных доходов Санкт-Петербурга в связи с установлением таких льгот и отсутствием компенсационного источника), значительно уменьшило запланированные доходную и расчетную части бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год от средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений, что привело к неполному возмещению вреда окружающей среде, нарушило права заявителей и граждан, в защиту прав и интересов которых обратилась ОМННО "Совет Гринпис", на благоприятную окружающую среду, материалами дела не опровергнуто.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение и представителем Правительства Санкт-Петербурга.

Поскольку оспариваемые положения обжалуемых нормативно-правовых актов до вынесения настоящего решения суда в течение определенного времени применялись, суд считает возможным признать их недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199, 245, 246, 251-253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление Т-ва Г.С., Р-й Е.В., Б-на И.В. и Отделения международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис" удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 217 "Об уменьшении размера средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге"; постановление Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2005 года N 218 "О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.10.2004 N 1641"; абзац 2 пункта 10 Положения о размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждений в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 октября 2004 года N 1641 "О размере и порядке оплаты средств, составляющих восстановительную стоимость зеленых насаждении в Санкт-Петербурге и других объектов благоустройства, находящихся на территории парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок в Санкт-Петербурге", в части слов "В случае проведения отдельных работ, имеющих повышенную социальную значимость для жителей Санкт-Петербурга, размер восстановительной стоимости зеленых насаждений может быть уменьшен на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга".

Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в журнале "Вестник Администрации Санкт-Петербурга" после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Российской Федерации.

Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка