Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 26 мая 2005 года Дело N 3-177/05


[О признании недействующей ст.1 Закона Санкт-Петербурга
"О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге"
от 24.11.2004 N 587-80
в части слов "постоянно зарегистрированных
по месту жительства на территории Санкт-Петербурга"]

______________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31.08.2005 N 78-Г05-41 решение оставлено без изменений.

______________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Б-й Л.А. о признании недействующей ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" от 24.11.2004 N 587-80 в части слов "постоянно зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт-Петербурга", установлено:

17 ноября 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят и 24 ноября 2004 года Губернатором Санкт-Петербурга был подписан Закон Санкт-Петербурга N 587-80 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", предусматривающий систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге, в том числе ежемесячное государственное пособие на ребенка, а также размер данного вида пособия, порядок его назначения и выплаты в соответствии с требованиями ст.3 и ст.16 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Согласно ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге", действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт-Петербурга.

Б-ва Л.А., являющаяся гражданкой Российской Федерации, имеющая ребенка рождения 1 декабря 2004 года, проживающая в Санкт-Петербурге с регистрацией по месту пребывания, обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просила признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" в части слов "постоянно зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт-Петербурга". В обоснование своих требований Б-ва Л.А. указала, что данный Закон Санкт-Петербурга в оспоренной ею части противоречит ст.3 ФЗ "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и нарушает ее право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (л.д.3-4, 44).

В судебном заседании Б-ва Л.А. и ее представитель Н-ва Л.Н. поддержали заявленные требования. В обоснование своих требований Б-ва Л.А. пояснила, что она зарегистрирована по месту жительства по адресу: Калининградская обл., г.Советск, ул.Первомайская, д.23, кв.3. С 1997 года она проживает в г.Санкт-Петербурге, с регистрацией по месту пребывания, которую ежегодно продлевает. 1 декабря 2004 года у нее родился ребенок. В соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ей полагается ежемесячное пособие на ребенка, размер, порядок назначения и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Однако органами социальной защиты населения в Санкт-Петербурге ей было отказано в выплате ежемесячного государственного пособия на ребенка в связи с тем, что данное пособие в силу ст.1 оспоренного ею Закона Санкт-Петербурга выплачивается лишь гражданам Российской Федерации, постоянно зарегистрированным по месту жительства на территории Санкт-Петербурга, к которым она не относится, так как имеет регистрацию по месту жительства в г.Советске Калининградской области.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга в письменных отзывах на заявление Б-й Л.А. просили суд отказать Б-й Л.А. в удовлетворении ее требований. В обоснование своих доводов они указали, что Закон Санкт-Петербурга в оспоренной заявительницей части не противоречит федеральному законодательству, так как ст.3 и ст.16 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусмотрено, что размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, являющегося одним из видов государственных пособий, устанавливается законами и другими нормативными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, указанным выше Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право определять общие правила назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение указанного пособия.

При таких обстоятельствах, по мнению Законодательного Собрания и Губернатора Санкт-Петербурга, установление в Законе Санкт-Петербурга такого условия как постоянная регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге, не может рассматриваться как незаконное ограничение права на ежемесячное пособие на ребенка, поскольку данное условие установлено в пределах компетенции, предоставленной Федеральным законом субъектам Российской Федерации.

Кроме того, как указано в отзыве Губернатора Санкт-Петербурга, введение такого условия, как регистрация по месту жительства, соответствует ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с соответствии с которой за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены права и обязанности самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, в том числе не допускать установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.4 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, введение cт.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" такого условия как регистрация по месту жительства, для реализации права на получение ежемесячного государственного пособия на ребенка приводит к недопущению установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации и исключает злоупотребление правом на получение государственного ежемесячного пособия на ребенка, выплата которого является расходным обязательством Санкт-Петербурга (л.д.23-30).

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга П-в В.Э. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга М-ко Ю.В. в судебном заседании поддержали указанные выше письменные отзывы. При этом они не отрицали, что в соответствии со ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" отсутствие у заявительницы Б-й Л.А. регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге независимо от срока ее проживания является основанием для отказа в выплате ей государственного ежемесячного пособия на ребенка в Санкт-Петербурге, поскольку указанное пособие она имеет право получать в г.Советске Калининградской области, где она зарегистрирована по месту жительства.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора ... полагавшей, что заявление Б-й Л.А. подлежит удовлетворению, суд находит заявление Б-й Л.А. о признании недействующей ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" от 24.11.2004 N 587-80 в части слов "постоянно зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт-Петербурга" подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.38, ч.1 и ч.2 ст.39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.

Статьей 3 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена система видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, в число которых входит ежемесячное пособие на ребенка.

Согласно ч.2 ст.3, ст.16, указанного Федерального закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" определена также сфера действия настоящего Федерального закона. Из данной нормы следует, что указанный Федеральный закон распространяется, в числе других, на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.

Анализ п.21, п.34 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 883 (в последующих редакциях), принятого во исполнение Ф3 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", позволяет сделать вывод о том, что право на получение различных видов государственных пособий гражданами, имеющими детей, в том случае если лицо, имеющее право на получение данного вида пособия, не работает (например, единовременного пособия при рождении ребенка или ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (матери, указанные в подп."б" и "е" п.25 настоящего Положения), возникает по месту жительства лица, имеющего такое право.

При этом, как следует из указанных нормативных правовых актов федерального уровня, право на получение государственных пособий гражданами, имеющими детей, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у них регистрации по месту жительства.

Данный вывод суда основывается также на письме Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 17 февраля 2004 года N 966-НМ/02-08/07-266П "О назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка", согласно которому в случае, если граждане Российской Федерации зарегистрированы на территории Российской Федерации только по месту пребывания или имеют место жительства в Российской Федерации (регистрацию по месту жительства), но фактически проживают по месту пребывания (регистрация по месту пребывания), то единовременное пособие при рождении ребенка может быть назначено и выплачено по желанию гражданина по месту пребывания при представлении последним справки, подтверждающей, что указанное пособие по месту жительства им не получено (л.д.42-43).

Согласно ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст.2 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из данных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Кроме того, в ст.3 ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Вопреки указанным выше требованиям федерального законодательства Законом Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" постоянная регистрация по месту жительства признана в качестве обязательного условия реализации права граждан, имеющих детей, на получение государственного ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного указанным выше ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Законом Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге".

Таким образом, законодатель Санкт-Петербурга при принятии оспариваемой Б-й Л.А. нормы вышел за пределы своих полномочий, ограничив право граждан, имеющих детей, на получение государственного ежемесячного пособия на ребенка дополнительным условием, не предусмотренным федеральными законами, что в силу ст.55 Конституции Российской Федерации допустимо только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом суд находит ошибочными доводы Губернатора Санкт-Петербурга о том, что установление в Законе Санкт-Петербурга такого условия как постоянная регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге, не может рассматриваться как незаконное ограничение права на ежемесячное пособие на ребенка, так как данное условие установлено в пределах компетенции, предоставленной субъектам Российской Федерации ст.3 и ст.16 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ст.31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку данные доводы, по мнению суда, основаны на неправильном толковании указанных правовых норм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заявление Б-й Л.А. удовлетворить.

Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу ст.1 Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" от 24.11.2004 N 587-80 в части слов "постоянно зарегистрированных по месту жительства на территории Санкт-Петербурга".

Сообщение о данном решении суда после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован данный нормативный правовой акт.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья




Текст документа сверен по:

рассылка