Действующий


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2005 года N 077-П

     
По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга
отдельных положений Закона Санкт-Петербурга
от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга,
лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга,
и государственных служащих Санкт-Петербурга"
по жалобе
гражданки Ольги Семеновны Савватеевой



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе: председателя Уставного суда Санкт-Петербурга Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.В.Кулешовой, А.И.Осоцкого,

с участием представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.В.Митяниной,

руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 78, 79, 80, 82 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки О.С.Савватеевой о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга, а именно его пункту 1 статьи 3, отдельные положения пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга".

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.М.Кропачева, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.В.Митяниной; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. 24 апреля 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступила жалоба гражданки О.С.Савватеевой о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 334-33).

8 октября 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступило дополнение к жалобе о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, в котором заявитель уточняет свою правовую позицию, а также предъявляет дополнительные требования в части проверки на соответствие Уставу Санкт-Петербурга нормативных положений пунктов 5.5 и 5.6 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к пенсии неработающим лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной службы Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 30 июля 2001 года N 12 "Об утверждении Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной службы Санкт-Петербурга, и Положения о Комиссии по установлению ежемесячных доплат к пенсии при губернаторе Санкт-Петербурга".

Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что дополнительные требования в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга пунктов 5.5 и 5.6 указанного Положения не могут быть рассмотрены Уставным судом Санкт-Петербурга в настоящем деле, поскольку данное требование поступило после принятия к рассмотрению Уставным судом Санкт-Петербурга жалобы о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пунктов 1 и 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33.

Согласно доводам заявителя, право государственных служащих Санкт-Петербурга на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы возникло со дня вступления в силу Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), то есть с 31 июля 1995 года. Положениями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 установлена дата начала получения ежемесячных доплат к государственной пенсии за стаж государственной службы для всех государственных служащих Санкт-Петербурга независимо от момента увольнения с государственной службы, а именно: 1 января 2001 года. В результате до 2001 года государственные служащие Санкт-Петербурга были лишены пенсионного обеспечения, гарантированного Федеральным законом N 119-ФЗ, что ставит их в неравное положение с федеральными государственными служащими, реализующими это право с 1995 года. Следовательно, полагает заявитель, оспариваемые положения нарушают принцип равенства всех граждан перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и предписания частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и, таким образом, не соответствуют положениям пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга, гарантирующим в Санкт-Петербурге права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Кроме того, по мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, устанавливающие в качестве обязательного условия для получения ежемесячных доплат к государственной пенсии неработающим лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга, факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, нарушают принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, гарантированный положениями пункта 1 статьи 3 Устава Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Заявитель также указывает, что положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, в соответствии с которыми порядок и сроки установления, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должность государственной службы Санкт-Петербурга, определяются Губернатором Санкт-Петербурга, не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. По мнению заявителя, полномочия Губернатора Санкт-Петербурга определены Уставом Санкт-Петербурга в полном объеме и полномочиями по осуществлению правового регулирования вопросов совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга не наделен.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.И.Трусковой, оспариваемые гражданкой О.С.Савватеевой положения Закона Санкт-Петербурга N 334-33 не противоречат Уставу Санкт-Петербурга, так как были приняты Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в рамках компетенции по принятию законов Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга, предоставленной статьей 30 Устава Санкт-Петербурга.

В судебном заседании представителем Губернатора Санкт-Петербурга А.В.Митяниной была высказана позиция, согласно которой производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 подлежит прекращению, поскольку оспариваемая заявителем норма в редакции, действовавшей на момент подачи заявителем жалобы, в дальнейшем утратила силу. Положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, по мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, не противоречат Уставу Санкт-Петербурга.

Положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 на момент подачи заявителем жалобы в Уставный суд Санкт-Петербурга действовали в редакции с изменениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2002 года N 472-48 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга". Изменения, внесенные в пункт 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 Законом Санкт-Петербурга от 7 июля 2003 года N 376-46 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в части исключения слов "после вступления в силу настоящего Закона" и Законом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2004 года N 164-26 "О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в части исключения слова "неработающие", не повлекли за собой исключение и утрату юридической силы оспариваемых заявителем положений. Следовательно, оспариваемые положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-333 действуют, и отсутствуют основания для прекращения производства по делу.

Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 в части слов "с 1 января 2001 года" и в части, устанавливающей в качестве обязательного условия для получения ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга, факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

2. Оспариваемые положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 регулируют общественные отношения в сфере гарантирования прав и свобод человека и гражданина на социальное обеспечение, а также в сфере социальной защиты граждан. На основании пунктов "б" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации указанные отношения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в сфере которого согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом государственные пенсии и социальные пособия согласно статье 39 Конституции Российской Федерации (часть 2) устанавливаются законом.

Действующим в период принятия Закона Санкт-Петербурга N 334-33 Федеральным законом N 119-ФЗ для государственных служащих был установлен ряд социальных гарантий, в том числе денежное содержание, включающее надбавку к должностному окладу за выслугу лет (статья 17), дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет (статья 18), а также пенсионное обеспечение за выслугу лет в соответствии с федеральным законом (статья 19).

С момента введения Федеральным законом N 119-ФЗ права государственного служащего на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы и до принятия и введения в действие Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", где предусмотрен порядок назначения такого пенсионного обеспечения (в 1995-2001 годах), механизм реализации этого права по существу был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной службы". В соответствии с положениями пункта 10 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего нормативного правового акта за счет собственных средств.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, а также согласно правовой позиции Уставного суда Санкт-Петербурга, сформулированной в пункте 1 резолютивной части постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 6 июня 2002 года N 026-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" по жалобе гражданки О.С.Савватеевой, лица, замещавшие должности государственной службы Санкт-Петербурга, уволенные с должности государственной службы Санкт-Петербурга, в том числе до вступления указанного Закона в силу, имеют право на получение ежемесячных доплат к государственной пенсии, предусмотренных настоящей статьей.

Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что законодатель, закрепляя в законе правовые основания назначения дополнительных социальных выплат, их размеры, порядок исчисления, вправе как определять общие правила назначения и выплаты, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение доплат и дату начала выплат.

Предусмотренная положениями пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 ежемесячная доплата к государственной пенсии выплачивается из средств бюджета Санкт-Петербурга (пункт 5 статьи 30 указанного Закона). В связи с этим введение в действие положений о выплате доплат, предусмотренных пунктом 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, обусловлено изысканием таких средств. Положениями статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации за органами государственной власти субъектов Российской Федерации на соответствующих уровнях закреплено право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

Устав Санкт-Петербурга, его статья 12, пункт 1, относит к ведению Санкт-Петербурга как государственную службу Санкт-Петербурга (подпункт 12), так и бюджет Санкт-Петербурга (подпункт 4). В связи с этим определение в законе Санкт-Петербурга условий предоставления социальных гарантий, связанных с прохождением государственной службы Санкт-Петербурга, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга является необходимым элементом механизма их реализации. При этом установление даты начала получения ежемесячных доплат к государственной пенсии лицами, замещавшими должности государственной службы Санкт-Петербурга, имеющими в соответствии с Законом Санкт-Петербурга право на получение соответствующих выплат, само по себе не может рассматриваться как нарушение равенства прав таких граждан перед законом.

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 в части установления даты начала выплат ежемесячных доплат к государственной пенсии, а именно: 1 января 2001 года, соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.

Согласно положениям пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 право на получение ежемесячных доплат к государственной пенсии имеют лица, замещавшие должности государственной службы Санкт-Петербурга, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Положениями пунктов 2, 3 и 4 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 предусмотрены определенные виды доплат к государственной пенсии для лиц, замещавших должности государственной службы Санкт-Петербурга, в том числе доплата за гражданское звание, доплата за стаж работы к пенсии по возрасту (за выслугу лет) и доплата к пенсии по инвалидности. Указанными положениями предусмотрены специальные условия для получения соответствующих доплат, а также установлен порядок исчисления каждой из указанных доплат и их максимальный размер.

Положения пункта 1 статьи 30 указанного Закона Санкт-Петербурга устанавливают общие условия получения (назначения и выплаты) выплачиваемых из средств бюджета Санкт-Петербурга ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга. Требование постоянного проживания на территории Российской Федерации является одним из общих условий реализации предусмотренного данной статьей Закона Санкт-Петербурга N 334-33 права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии.

Поскольку законодатель Санкт-Петербурга вправе устанавливать, как указывалось ранее, общие правила назначения и выплаты и особенности (условия) приобретения права на получение доплат, то установление в законе условий получения ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может рассматриваться как ограничение такого права. При этом право гражданина на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии, возникающее при наличии предусмотренных законом условий, обеспечивается обязанностью органов государственной власти Санкт-Петербурга осуществить необходимые действия по выплате предусмотренных доплат в установленном размере.

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, предусматривающие в качестве условия получения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга, постоянное проживание на территории Российской Федерации, соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.

3. Оспариваемыми положениями пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33 Губернатору Санкт-Петербурга предоставлено право определять порядок и сроки установления, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии, а также определять порядок выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии и порядок исчисления среднего месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной службы Санкт-Петербурга, для установления ежемесячных доплат к государственной пенсии.

Устав Санкт-Петербурга в статье 42 определяет полномочия Губернатора Санкт-Петербурга. Согласно положениям пункта 1 указанной статьи Губернатор Санкт-Петербурга при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав и законы Санкт-Петербурга, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга осуществляет полномочия, прямо перечисленные в подпунктах 1-11 указанной статьи. В силу положений подпункта 11 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга вправе осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга.

Согласно положениям пункта 1 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведению и полномочиям Санкт-Петербурга (подпункт 14 пункта 2 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга).

Учитывая приведенные выше положения Устава Санкт-Петербурга, предоставляющие Законодательному Собранию Санкт-Петербурга право в рамках его компетенции принимать законы Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам ведения Санкт-Петербурга, Уставный суд Санкт-Петербурга считает, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе было предоставить Губернатору Санкт-Петербурга полномочия, указанные в пункте 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33.

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что оспариваемые положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга N 334-33, в соответствии с которыми порядок и сроки установления, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим должность государственной службы Санкт-Петербурга, определяются Губернатором Санкт-Петербурга, соответствуют Уставу Санкт-Петербурга.

Руководствуясь статьями 62, 63, 64 и 82 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга

постановил:

1. Признать положения пункта 1 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в части установления даты начала получения (выплат) ежемесячных доплат к государственной пенсии (1 января 2001 года) лицам, замещавшим должности государственной службы Санкт-Петербурга, а также в части, устанавливающей в качестве необходимого условия получения указанных доплат постоянное проживание на территории Российской Федерации, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.

2. Признать положения пункта 6 статьи 30 Закона Санкт-Петербурга от 10 июля 2000 года N 334-33 "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга", относящие к полномочиям Губернатора Санкт-Петербурга определение порядка и сроков установления, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения выплаты ежемесячных доплат к государственной пенсии, соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.

3. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.



Текст документа сверен по:

рассылка