ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2004 года N 1917


О Концепции модернизации системы здравоохранения
 Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы

В целях предоставления жителям Санкт-Петербурга равнодоступной, бесплатной, качественной медицинской помощи в гарантированных государством объемах и дальнейшего развития системы здравоохранения Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (далее - Концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий на 2004-2005 годы по реструктуризации сети учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга и подготовке инвестиционных предложений (далее - План) согласно приложению N 2.

3. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы согласно приложению N 3.

4. Комитету по здравоохранению представлять на утверждение Правительства Санкт-Петербурга план мероприятий на соответствующий год по реализации Концепции до внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта бюджета на 2006 и последующий годы.

5. Финансирование мероприятий Плана, а также мероприятий, направленных на реализацию Концепции, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

 Губернатор Санкт-Петербурга
      В.И.Матвиенко

     

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 07.12.2004 N 1917

Концепция
модернизации системы здравоохранения
Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы

1. Введение

Концепция модернизации системы здравоохранения Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими основными нормативными документами:

Конституция Российской Федерации;

Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан;

Устав Санкт-Петербурга;

Закон Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 691-84 "Об охране здоровья граждан в Санкт-Петербурге".

1.1. Демографическая ситуация

Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге последние десять лет характеризуется ежегодным уменьшением численности населения на 25-32 тыс. человек, низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. По состоянию на 01.01.2004 численность постоянного населения Санкт-Петербурга составляла 4 млн. 631 тыс. человек. По прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в последующие годы численность населения Санкт-Петербурга будет постоянно уменьшаться и к 2010 году сократится на 5 процентов. К 2016 году численность населения старше трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге увеличится по сравнению с 2003 годом на 9 процентов и составит 29 процентов в общей структуре населения Санкт-Петербурга. При этом удельный вес лиц младше трудоспособного возраста (0-15 лет) сократится до 14 процентов.

Основной причиной снижения численности населения Санкт-Петербурга по-прежнему является естественная убыль: в 2003 году соотношение числа родившихся к числу умерших составило 1:1,93, а по России в целом - 1:1,6.

Последние пять лет отмечается тенденция к росту рождаемости, к 2003 году ее уровень достиг 8,7 родившихся живыми на 1000 жителей, однако по этому показателю Санкт-Петербург по-прежнему занимает одно из последних мест среди всех субъектов Российской Федерации. На показатель рождаемости влияет заметное снижение интенсивности деторождений - частота рождений вторых, третьих и более детей уменьшилась.

В 2003 году показатель младенческой смертности в Санкт-Петербурге составил 8,0 промилле и являлся одним из самых низких в России.

К основным причинам смерти населения относятся заболевания системы кровообращения (61,5 процента), новообразования (16,5 процента), а также травмы и отравления (10,3 процента). Предотвратимые причины смерти составляют 6,1 процента. Уровень смертности мужчин в работоспособном возрасте более чем в 3 раза превышает уровень смертности женщин аналогичного возраста.

Таким образом, в перспективе коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения будет нарастать, увеличится численность людей пожилого возраста, начнет уменьшаться число женщин детородного возраста. Указанные процессы потребуют оперативного изменения в структуре здравоохранения, прежде всего в области охраны здоровья матери и ребенка, а также в отношении обслуживания лиц пожилого возраста.

1.2. Заболеваемость населения

Заболеваемость взрослого населения последние четыре года стабилизировалась: первичная на уровне 500 вновь выявленных заболеваний на 1000 населения, а общая - на уровне 1200 заболеваний. Увеличение разрыва между общей и первичной заболеваемостью свидетельствует о накоплении хронической патологии, что может быть обусловлено слабой профилактикой заболеваний, их поздней диагностикой, недостатками в лечении. Уровень общей заболеваемости взрослого населения в Санкт-Петербурге на 8 процентов выше, чем в среднем по России, преимущественно за счет болезней системы кровообращения, травм, новообразований, инфекций и заболеваний глаз. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни системы кровообращения (23,3 процента), органов дыхания (16,5 процента), болезни нервной системы и органов чувств (12,1 процента).

Вызывает тревогу уровень общей заболеваемости детского населения и подростков (0-17 лет), который в 2003 году по сравнению с 1996 годом увеличился на 25 процентов и на 9 процентов (по данным 2002 года) превышает аналогичный показатель по Российской Федерации. В структуре заболеваемости детей преобладают болезни органов дыхания и болезни нервной системы и органов чувств.

1.3. Заболеваемость населения социально значимыми болезнями

Инфекционная заболеваемость в последние годы имеет тенденцию к снижению, однако остается на 10-15 процентов выше (в различных возрастных группах), чем в целом по России. В 2002 году инфекционная заболеваемость у детей превышала средние показатели по стране в 1,5 раза. Заболеваемость туберкулезом в Санкт-Петербурге более чем в 2 раза ниже, чем в целом по России, а эффективность лечения больных туберкулезом в Санкт-Петербурге самая высокая. Неблагополучная ситуация по дифтерии, заболеваемость которой в Санкт-Петербурге в несколько раз превышает среднероссийскую. Однако в 2003 году, благодаря активной иммунопрофилактике населения, появилась тенденция к снижению числа случаев этого заболевания. За последние три года отмечается рост числа больных менингококковой инфекцией. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами в целом снизилась в 1,6 раза, а хроническими гепатитами за последний год увеличилась в 1,2 раза. Отмечается увеличение в 2 раза числа пострадавших от укусов клещей и рост заболеваемости клещевым энцефалитом в 1,4 раза. Показатель заболеваемости лептоспирозом несколько снизился (с 1,3 на 100 тыс. населения в 2002 году до 0,9 в 2003 году), но пока выше общероссийского показателя.

На конец 2003 года под диспансерным наблюдением в Санкт-Петербурге состояло 5941 больных ВИЧ-инфекцией. Ситуация с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией в основном отражает тенденции, имеющие место в России.

Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями в Санкт-Петербурге самый высокий среди всех субъектов Российской Федерации.

2. Цель и основные принципы модернизации системы здравоохранения

Модернизация системы здравоохранения Санкт-Петербурга проводится в целях повышения эффективности ее функционирования и направлена на обеспечение качества и доступности лечебно-профилактической помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни всех членов общества.

Реализация указанной цели будет строиться на следующих основных принципах:

формирование единой региональной политики сохранения здоровья населения и повышение ответственности за ее осуществление;

сохранение основ государственной системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

обеспечение сбалансированности в развитии всех секторов здравоохранения: федерального, городского, районного, частного;

реализация принципов стратегического планирования и обеспечение устойчивого развития отрасли здравоохранения;

создание системы сохранения и укрепления здоровья.

При реализации Концепции будут учитываться демографические и миграционные процессы в соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга до 2015 года.

3. Основные приоритеты и направления развития медицинской помощи

Приоритет в развитии здравоохранения отдается первичной медико-санитарной помощи. При этом особое внимание будет уделено профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. Для этого необходимо:

содействие рациональному питанию и обеспечению доброкачественной водой;

проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

охрана здоровья матери и ребенка (включая планирование семьи);

санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья;

решение иных проблем профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни;

взаимодействие со службами социального обеспечения;

межотраслевое сотрудничество.

3.1. Совершенствование системы первичной медико-санитарной помощи

Необходимо обеспечить комплексность первичной медико-санитарной помощи. Это подразумевает решение следующих основных задач:

усиление санитарно-просветительной работы, в том числе информирование населения о принципах здорового образа жизни и питания;

проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;

охрана здоровья матери и ребенка, включая вопросы планирования семьи;

профилактика местных эндемических заболеваний и борьба с ними;

вакцинация в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

обеспечение основными лекарственными средствами в соответствии с действующим законодательством.

Решение задач осуществляется амбулаторно-поликлиническими, стационарно-поликлиническими, больничными и другими учреждениями.

Основным направлением реформирования первичной медико-санитарной помощи взрослому населению является дальнейшее развитие общей врачебной практики (семейной медицины).

Для совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению необходимо:

повысить заинтересованность амбулаторно-поликлинических учреждений в интенсификации своей деятельности;

совершенствовать структуру специализированной амбулаторной помощи и диагностических служб;

продолжить внедрение стационарозамещающих технологий.

В специализированной амбулаторной помощи должна быть создана двухуровневая структура. Условием ее эффективной работы является соблюдение следующих организационных принципов:

этапность и преемственность оказания медицинской помощи;

разработка методических рекомендаций по объемам и видам медицинской помощи на каждом уровне (этапе) и контроль за их соблюдением;

разработка оптимальных схем финансирования специализированной медицинской помощи.

Первый уровень - консультативно-диагностический центр, который создается путем централизации диагностических и специализированных служб в одной или нескольких поликлиниках. Такая организация оптимальна для районов с числом жителей не менее 150 тысяч. Для районов с меньшим количеством населения целесообразно организовывать межрайонные центры (службы) или амбулаторно-поликлинические отделения на базе стационаров.

Второй уровень - городские диагностические центры и консультативно-диагностические отделения стационаров, где сосредоточены специалисты высокого уровня и современная дорогостоящая медицинская аппаратура.

3.2. Стационарная медицинская помощь

Оптимизация сети стационарных медицинских учреждений должна быть нацелена на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населения Санкт-Петербурга. Основными направлениями развития стационарной медицинской помощи являются:

интенсификация работы коечного фонда путем его дифференциации по видам и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса;

оптимизация структуры коечного фонда многопрофильных и специализированных стационаров, приведение ее в соответствие с потребностями населения Санкт-Петербурга в стационарной помощи;

дальнейшая организация отделений экстренной помощи и консультативно-диагностических отделений в многопрофильных стационарах.

Распределение стационарных учреждений по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, определение для них четко установленных задач и функций, объема медицинских услуг и ресурсов обеспечат функционально организованное единство всех стационарных учреждений Санкт-Петербурга, создадут условия для их оптимального и рационального финансирования.

В результате должна сложиться следующая структура оказания стационарной помощи:

стационары экстренной помощи и интенсивного лечения;

стационары, оказывающие плановую высокотехнологичную помощь;

стационары для специализированного лечения при социально значимых патологиях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»