ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 февраля 2004 года N 35


О законодательной инициативе Верховного Совета Республики
Хакасия по проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"



Рассмотрев законодательную инициативу Верховного Совета Республики Хакасия, Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Поддержать законодательную инициативу Верховного Совета Республики Хакасия по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

2. Направить настоящее постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Верховный Совет Республики Хакасия.

3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
К.Поляков

     

     

[Приложения]

Российская Федерация
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2003 года N 820-22


О законодательной инициативе Верховного Совета Республики
Хакасия по внесению в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Верховный Совет Республики Хакасия

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (прилагается).

2. Назначить официальным представителем Верховного Совета Республики Хакасия при рассмотрении указанного проекта федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутата Верховного Совета Республики Хакасия С.А.Цыпышеву.

3. Направить указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Хакасия Г.Г.Майтакову, представителям в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Хакасия В.А.Петренко и А.Р.Саркисяну с просьбой поддержать законодательную инициативу Верховного Совета Республики Хакасия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Верховного Совета Республики Хакасия Ю.А.Шпигальских.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н.Штыгашев

     

     

Вносится
Верховным Советом
Республики Хакасия



Проект

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Статья 1


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 18, ст.1721; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295, 4298; 2003, N 1, ст.2; N 27, ст.2700, 2708, 2717) следующие изменения и дополнения:

1) статью 3.5 дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Административные штрафы взыскиваются с физических и юридических лиц только в судебном порядке.";

2) в статье 32.2:

часть 1 после слова "ответственности," дополнить словами "в добровольном порядке";

в части 2 слова "взыскивается с его родителей или иных законных представителей" заменить словами "уплачивается его родителями или иными законными представителями";

часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. В случае неуплаты административного штрафа в добровольном порядке органы и должностные лица, вынесшие постановление о его наложении, могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания штрафа).";

части 5, 6 и 7 исключить.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

     

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"


Части 4-7 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают бесспорный порядок взыскания административных штрафов по постановлению уполномоченного органа или должностного лица:

с гражданина - путем удержания суммы штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов через организацию, в которой он работает или учится;

с юридического лица - путем взыскания суммы штрафа из его денежных средств или доходов через банк или иную кредитную организацию;

при отсутствии у указанных лиц денежных средств - через судебного пристава-исполнителя путем обращения административного взыскания на принадлежащее им имущество.

Приостановление такого взыскания возможно только путем обжалования гражданином или юридическим лицом принятого постановления путем подачи жалобы в суд в 10-дневный срок со дня его вручения или получения.

При этом указанные лица невольно должны доказывать в жалобе свою невиновность вопреки части 3 статьи 1.5 Кодекса, устанавливающей презумпцию невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Между тем постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2), положения, вышеназванного Закона, предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право производить взыскания с юридических лиц сумм штрафов в бесспорном порядке без их согласия.

Свое решение Конституционный суд обосновал тем, что различного рода штрафы носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за совершенное правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о таком правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины лица, его совершившего. Поэтому орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица, однако в случае его несогласия с данным решением, не имеет права на бесспорное взыскание штрафа, поскольку это является превышением конституционно допустимого ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.

На основании данной нормы закона был приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации порядок взыскания штрафов за налоговые правонарушения, отраженный в настоящее время в статьях 114 и 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые штрафы могут взыскиваться только в судебном порядке по искам налоговых органов.

Полагаем, что нормы действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о бесспорном порядке взыскания административных штрафов с граждан и юридических лиц являются аналогичными норме, ранее признанной Конституционным Судом неконституционной, и потому должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с изложенным в законопроекте предлагается:

дополнить статью 3.5 Кодекса прямой нормой о том, что административные штрафы взыскиваются с физических и юридических лиц только в судебном порядке;

исключить из статьи 32.2 нормы, прописывающие порядок бесспорного взыскания административных штрафов с граждан и юридических лиц;

заменить обжалование гражданами и юридическими лицами постановлений о взыскании с них административных штрафов подачей исковых заявлений в суд самими органами и должностными лицами, принявшими данные постановления.

Предлагаемые в законопроекте изменения и дополнения аналогичны соответствующим нормам Налогового кодекса Российской Федерации.

Помимо приведения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие со статьей 35 Конституции Российской Федерации, данные изменения и дополнения позволят на деле реализовать воспроизводимую в статье 1.5 Кодекса конституционную норму о презумпции невиновности (статья 49 Конституции Российской Федерации).

     

Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений
в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса
Российской Федерации
об административных правонарушениях"

     

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, отмены, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых нормативных правовых актов Российской Федерации.

Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н.Штыгашев

     

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат бюджетных средств.

Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н.Штыгашев

     

     

Вносится
Верховным Советом
Республики Хакасия


Проект

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О проекте федерального закона N ___ "О внесении изменений
и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях"



Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N ____ "О внесении изменений и дополнений в статьи 3.5 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Верховным Советом Республики Хакасия.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»