ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Развитие спасательных сил
и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций
на территории Ленинградской области на 2004-2008 годы"*

(с изменениями на 19 декабря 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 13 сентября 2004 года N 61-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 29, 30.09.2004);

Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз (Вести, N 91, 15.08.2006);

Законом Ленинградской области от 31 января 2008 года N 3-оз (Вести, N 23, 08.02.2008);

Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 144-оз (Вести, N 244, 24.12.2008).

____________________________________________________________________

________________________

* В наименовании и тексте закона слова "2004-2006 годы" заменены словами "2004-2008 годы" с 15 августа 2006 года - Закон Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз.  - См. предыдущую редакцию.

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
23 декабря 2003 года)

Настоящим областным законом утверждается региональная целевая программа "Развитие спасательных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области на 2004-2008 годы".

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие спасательных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области на 2004-2008 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

31 декабря 2003 года

N 109-оз

     

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 31 декабря 2003 года N 109-оз

Региональная целевая программа
"Развитие спасательных сил и средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области
на 2004-2008 годы"*

(с изменениями на 31 января 2008 года)

________________________

*  В наименовании и тексте Программы слова "2004-2006 годы" заменены словами "2004-2008 годы" с 15 августа 2006 года - Закон Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз.  - См. предыдущую редакцию.

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие спасательных сил и средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области
на 2004-2008 годы"

(в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года
 Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз, -
 см. предыдущую редакцию)

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Развитие спасательных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области на 2004-2008 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

1. Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
2. Областной закон от 13 ноября 2003 года N 93-оз "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Постановление Правительства Ленинградской области от 22 августа 2002 года N 148 "Об утверждении Концепции создания аварийно-спасательной службы Ленинградской области и сил постоянной готовности для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области".
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Период реализации Программы

2004-2008 годы

Цели Программы

Повышение безопасности населения и областной инфраструктуры от угроз природного и техногенного характера; существенное снижение гибели людей и материального ущерба от чрезвычайных ситуаций за счет совершенствования системы превентивных мер; повышение эффективности действий общеобластных служб экстренного реагирования при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; развитие областной нормативной, правовой, методической базы в сфере защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций

Основные задачи Программы

Развитие системы мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях;
передача в оперативное управление Главному управлению МЧС России по Ленинградской области отдела координации действий подразделений отрядов государственной противопожарной службы Ленинградской области;
создание на базе отрядов государственной противопожарной службы Ленинградской области групп для работы по спасению людей при дорожно-транспортных происшествиях, разливе ртути, вскрытии металлических дверей и решеток;
обучение пожарных работе в качестве спасателей;
создание общественного объединения "Спасатель" на базе добровольных студенческих спасательных отрядов;
создание поисково-спасательных станций Ленинградской области в Отрадненском и Шлиссельбургском городских поселениях Кировского муниципального района;
создание областной группировки инженерной техники численностью 4-5 единиц со сроком готовности 1,5-2 часа;
создание в каждом муниципальном районе группировки инженерной техники численностью 2-3 единицы со сроком готовности 1,5-2 часа;
создание казенного предприятия Ленинградской области "Авиаспасатель" (имеющего в своем составе один вертолет и два легких самолета) для реагирования на чрезвычайные ситуации в отдаленных районах Ленинградской области с использованием авиационных технологий при тушении пожаров, спасании людей на акваториях и при дорожно-транспортных происшествиях (Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ)

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год

Всего - 9062,6 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 6962,6 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 2100,0 тысячи рублей

Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения Программы с учетом фактического финансирования в 2004-2005 годах

Всего - 78461,9 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 67472,8 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 10989,1 тысячи рублей;
из них: 2004 год - 9062,6 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 6962,6 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 2100,0 тысячи рублей;
2005 год - 17206,4 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 14206,4 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 3000,0 тысячи рублей;
2006 год - 6963,0 тысячи рублей, в том числе
областной бюджет - 6963,0 тысячи рублей,
2007 год - 16427,9 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 13484,0 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 2943,9 тысячи рублей;
2008 год - 28802,0 тысячи рублей, в том числе:
областной бюджет - 25856,8 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 2945,2 тысячи рублей.
Выделение средств из областного бюджета Ленинградской области производится в соответствии с объемами финансовых средств, ежегодно утверждаемых на реализацию Программы в областном законе "Об областном бюджете Ленинградской области" на соответствующий финансовый год

(строка в редакции, введенной в действие с 24 декабря 2008 года Законом Ленинградской области от 19 декабря 2008 года N 144-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение качества и эффективности решения вопросов по защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение экономического ущерба до 31000 тысяч рублей ежегодно;
распространение знаний, привитие навыков в действиях при возникновении кризисных ситуаций, пропаганда и привлечение к спасательному делу широких слоев населения

Разработчик Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области

Сроки разработки Программы

Второй квартал 2003 года - 2006 год

Стоимость разработки Программы

Разработка Программы выполнена комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области без использования бюджетных средств

Представитель заказчика Программы

Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области

Основной исполнитель, соисполнители   Программы

Государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области", администрации муниципальных районов

(строка в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Ленинградской области от 31 января 2008 года N 3-оз, - см. предыдущую редакцию)

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Кириллов Владимир Леонидович - председатель комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области, тел. 274-94-72

Постановление (распоряжение)
об утверждении Программы или задания на ее разработку

Постановление Правительства Ленинградской области от 22 августа 2002 года N 148 "Об утверждении Концепции создания аварийно-спасательной службы Ленинградской области и сил постоянной готовности для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ленинградской области"

Система организации контроля
за выполнением Программы

Государственное учреждение "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности Ленинградской области" ежеквартально в установленные сроки представляет в комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий. Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области через вице-губернатора Ленинградской области А.Д.Бурлакова ежеквартально представляет в комитет экономического развития Ленинградской области и комитет финансов Ленинградской области обобщенные сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий. Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области А.Д.Бурлаков

(строка в редакции, введенной в действие с 8 февраля 2008 года Законом Ленинградской области от 31 января 2008 года N 3-оз, - см. предыдущую редакцию)

     

     

Сокращения, используемые в Программе


АСО - автоматизированная система оповещения

АСС - аварийно-спасательная служба

АТС - автоматическая телефонная станция

АХОВ - аварийное химически опасное вещество

БД - база данных

ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам

ГИС - геоинформационная система

ДТП - дорожно-транспортное происшествие

КВ станция - коротковолновая станция

ОГ - оперативная группа

ПО - программное обеспечение

ПОО - потенциально опасный объект

ППУ - подвижный пункт управления

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТЛФ аппарат - телефонный аппарат

УГПС - Управление Государственной противопожарной службы

УКВ станция - ультракоротковолновая станция

ЦМППЧС и УКС - центр мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и управления в кризисных ситуациях

ОГПС Ленинградской области - отряды государственной противопожарной службы (строка дополнительно включена с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз)

I. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

     

1. Обоснование Программы


В целях реализации положений областного закона "О защите населения и территорий Ленинградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13 ноября 2003 года N 93-оз планируется создание в период с 2004 по 2006 год в государственном учреждении Ленинградской области "Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области" (далее - Главное управление) в качестве структурного подразделения АСС. Правовой основой для создания АСС Главного управления является Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ (абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз, - см. предыдущую редакцию).

Необходимость создания АСС Главного управления вызвана тем, что на территории Ленинградской области в 2002 году произошли 83 чрезвычайные ситуации (в том числе 69 техногенного характера, 13 природного характера, одна биолого-социального характера), повлекшие за собой человеческие жертвы: погибли 131 человек, пострадали 1868 человек, были спасены 750 человек. Экономический ущерб составил 418683,6 тысячи рублей. При сравнении этих данных с показателями 2001 года количество чрезвычайных ситуаций, число погибших и пострадавших остаются, приблизительно на одном уровне. Основным видом чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории Ленинградской области, являются техногенные чрезвычайные ситуации, средний статистический ущерб от которых составляет 31000 тысяч рублей.

Основным видом техногенных чрезвычайных ситуаций в 2002 году были пожары, число их увеличилось по сравнению с 2001 годом в пять раз, все погибшие оказались жертвами этого вида чрезвычайных ситуаций. Кроме того, на территории Ленинградской области часто возникают сильные паводки, ураганы, смерчи, лесные и торфяные пожары, происходят разливы нефтепродуктов, а в осенне-зимне-весенний периоды - отрывы прибрежных льдов с людьми. Все эти явления наносят значительный материальный ущерб региону.

Реальная оценка возможных опасностей и угроз, состава и состояния имеющихся на территории Ленинградской области аварийно-спасательных формирований, большое количество чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни людей, обусловливают необходимость планирования и реализации ряда мероприятий по созданию и развитию АСС Главного управления и сил постоянной готовности для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области.

В начальный период на АСС Главного управления планируется возложить следующие задачи:

1) поисково-спасательные работы в зоне возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, эвакуация пострадавших, а также материальных ценностей из зоны возникновения чрезвычайной ситуации;

2) разведка и определение границ зоны возникновения чрезвычайной ситуации;

3) введение профессиональных сил и средств в зону возникновения чрезвычайной ситуации и взаимодействие с другими аварийно-спасательными формированиями;

4) оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации;

5) проведение спасательных работ при обвалах, оползнях, взрывах и внезапных обрушениях несущих конструкций жилых зданий и сооружений;

6) укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах проведения работ, разборка завалов с использованием средств малой механизации;

7) локализация чрезвычайных ситуаций на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте, поиск и спасение пострадавших на воздушных, морских, речных судах и плавсредствах, терпящих бедствие на суше и внутренних акваториях, деблокирование и эвакуация пострадавших с места аварии при ДТП;

8) предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий, ликвидация ледовых заторов на реках в период весеннего половодья, предупреждение и локализация лесных и торфяных пожаров, проведение противопаводковых мероприятий, ликвидация последствий циклонов и ураганов;

9) проведение поисково-спасательных водолазных работ;

10) поиск и спасение людей, терпящих бедствие на оторвавшихся льдинах, заблудившихся в лесу, оказавшихся в других экстремальных ситуациях на воде и суше в обстановке, связанной с угрозой их жизни и здоровью;

11) обеспечение безопасности участников массовых мероприятий и соревнований по спортивному ориентированию, альпинизму, автогонкам, мотогонкам, водным гонкам, другим экстремальным видам спорта;

12) участие в гуманитарных операциях, организация сбора и распределения гуманитарной и другой помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время личный состав, имущество и техника аварийно-спасательной службы Ленинградской области располагаются в городе Отрадное на базе 131-й пожарной части отряда государственной противопожарной службы Кировского муниципального района. Оборудование и техника аварийно-спасательной службы хранятся в гаражных боксах вместе со специализированной пожарной техникой и оборудованием. Половину площади пожарного депо на четыре единицы техники занимает техника аварийно-спасательной службы. Отсутствуют места для технического обслуживания автомобильной и специализированной спасательной техники (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Нормативами пожарной безопасности 101-95 от 30 декабря 1994 года N 36, ГОСТами 12.3.017-79 и 12.2.027-80 пожарное депо городской пожарной охраны должно иметь на боевом дежурстве специализированный пожарный автомобиль, автолестницу и 50 процентов техники в резерве для оперативного и обеспеченного выезда пожарных для локализации и ликвидации пожара. В настоящее время 50 процентов площади гаражных боксов занимает техника аварийно-спасательной службы. Это негативно влияет на своевременность прибытия к месту возникновения пожара, препятствует оперативности выезда пожарной техники из пункта дислокации для ликвидации пожара. Одновременно возникают трудности с оперативностью выезда спасателей к месту происшествия и ликвидации чрезвычайной ситуации (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

В одних жилых помещениях находятся два различных по своему функциональному предназначению структурных подразделения. Проведение занятий и тренировок спасателей и пожарных требует различных учебно-материальных баз, которые не могут быть размещены в данных условиях (абзац дополнительно включен с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 72-оз).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»