Администрация Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПИСЬМО

от 21 октября 2003 года N 6112


[О процедуре вселения в жилое помещение при условии
регистрации по месту жительства]



[…]

В соответствии с п.16 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 16.03.2000), необходимо представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

Как указывается в постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", пункты 12 и 21 Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, как следует из их содержания, по существу предполагают проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам и т.д. Однако Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не возлагает такую проверку на органы, производящие регистрацию, и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации.

Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В то же время сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, в том числе прав на жилое помещение.

В соответствии со ст.54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Учитывая, что положение ч.1 ст.54 ЖК РСФСР носит бланкетный характер, сообщаю, что указанный порядок о вселении в Санкт-Петербурге установлен приказом Комитета по содержанию жилищного фонда и Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга от 06.05.2000 N 73/33 (ред. от 19.07.2002) "Об утверждении инструкции о вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга".

Так, в соответствии с п.3 Инструкции в случае вселения граждан в качестве лиц, постоянно проживающих с нанимателем, необходимо соблюдение следующих условий:

- принадлежность вселяемых к кругу лиц, указанных в ст.54 ЖК РСФСР;

- письменное согласие нанимателя и всех совершеннолетних членов семьи нанимателя (на вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, согласия остальных членов семьи не требуется);

- соблюдение требований законодательства о норме жилой площади на одного человека.

При вселении граждан в качестве лиц, постоянно проживающих с нанимателем, должны быть представлены в районное жилищное агентство следующие документы:

- договор социального найма (оригинал);

- заявление нанимателя (совершеннолетнего члена семьи нанимателя);

- документы, подтверждающие согласие членов семьи нанимателя;

- документы, подтверждающие принадлежность вселяемых к кругу лиц, указанных в ст.54 ЖК РСФСР (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение и т.п.).

[… Несоблюдение требований законодательства о норме жилой площади на одного человека] может служить основанием для отказа лишь в случае рассмотрения вопроса о вселении граждан в соответствии с "Инструкцией о вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" от 06.05.2000 N 73/33.

Одновременно сообщаю, что в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 25.04.1995 N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй ст.54 ЖК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой" содержащееся в части первой статьи 54 положение об "установленном порядке" как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки (в настоящий момент - регистрации по месту жительства) признано не соответствующим по содержанию Конституции Российской Федерации, т.е. указанным постановлением устанавливается возможность вселения в жилое помещение без изменения регистрационного учета по месту жительства, а также возможность регистрации по месту жительства в уведомительном порядке без соблюдения условий о вселении. В последнем случае указанная регистрация по месту жительства не повлечет правовых последствий, в том числе право на жилое помещение.

Заместитель председателя Комитета
П.А.Григорьев




Официальный

электронный текст
ИПС "Кодекс"



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»