ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2003 года N 689


О законодательной инициативе Самарской Губернской Думы
по проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР"



Рассмотрев законодательную инициативу Самарской Губернской Думы, Законодательное собрание Ленинградской области

постановляет:

1. Поддержать законодательную инициативу Самарской Губернской Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".

2. Направить настоящее постановление и указанный проект федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
К.Поляков

     

[Приложения]

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

от 10 июня 2003 года N 1-02/1518

Законодательным (представительным)
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации



Направляю вам постановление Самарской Губернской Думы N 546 от 27 мая 2003 года "О законодательной инициативе по внесению проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР" с просьбой поддержать данную инициативу.

Приложения:

1. Постановление Самарской Губернской Думы N 546 от 27.05.2003.

2. Текст законопроекта.

3. Пояснительная записка.

4. Финансово-экономическое обоснование.

5. Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует реализация федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".

6. Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования.

Председатель Думы
В.Ф.Сазонов

     

     

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2003 года N 546


О законодательной инициативе по внесению проекта
федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Жилищный кодекс РСФСР"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР".

2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Самарской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.

3. Поручить Скобееву Николаю Леонидовичу - заместителю председателя Самарской Губернской Думы представлять настоящий законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.Ф.Сазонов

     

Проект

Вносится
Самарской Губернской Думой

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1983, N 26, ст.883; 1985, N 4, ст.117; 1986, N 36, ст.1023; 1987, N 29, ст.1060; 1988, N 47, ст.1493; N 51, ст.1619; 1989, N 26, ст.642; Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст.963; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст.346; N 27, ст.2622; N 35, ст.3503; 1998, N 13, ст.1467; 2001, N 17, ст.1647; 2002, N 30, ст.ЗОЗЗ; N 52 (часть I), ст.5135; 2003, N 1, ст.2) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 49.3:

в части первой слова "местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома" заменить словами "органом местного самоуправления, организацией, осуществляющей снос дома";

дополнить статью частями второй и третьей следующего содержания:

"Порядок и условия предоставления собственникам квартир равноценного жилого помещения на праве собственности или иной компенсации определяются в договоре, заключаемом собственниками квартир с органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома, и организацией, осуществляющей снос дома.

С момента принятия органом местного самоуправления решения о сносе дома последующее увеличение состава семей собственников квартир не влечет увеличения размера предоставляемого жилого помещения на праве собственности или иной компенсации, за исключением случаев:

1) сохранения за гражданином права на квартиру, которое не было учтено на момент заключения договора, указанного в части второй настоящей статьи;

2) вселения нетрудоспособных иждивенцев, несовершеннолетних детей собственника квартиры, в том числе детей, которые на момент принятия решения о сносе дома находились в состоянии внутриутробного развития;

3) признания за гражданином права на квартиру на основании решения суда.".

2. В статье 92:

в части первой слово "общественных" заменить словом "муниципальных", слова "предприятием, учреждением, организацией, которым" заменить словами "организацией, которой";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"С момента принятия соответствующим органом решения об отводе земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо переоборудовании дома (жилого помещения) в нежилой последующее увеличение числа проживающих в доме (жилом помещении) граждан не влечет увеличения размера предоставляемого им другого благоустроенного жилого помещения, за исключением случаев:

1) сохранения за гражданином права на дом (жилое помещение), которое не было учтено на момент принятия решения об отводе земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо переоборудовании дома (жилого помещения) в нежилой;

2) вселения нетрудоспособных иждивенцев, несовершеннолетних детей, в том числе детей, которые на момент принятия решения об отводе земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо переоборудовании дома (жилого помещения) в нежилой находились в состоянии внутриутробного развития;

3) признания за гражданином права на дом (жилое помещение) на основании решения суда.";

дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется организацией, которой принадлежит дом, либо органом местного самоуправления.".

3. В статье 137:

в части первой слово "общественных" заменить словом "муниципальных", слово "общественного" заменить словом "муниципального";

дополнить частью второй следующего содержания:

"С момента принятия соответствующими органами решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд увеличение числа проживающих в жилых домах граждан не влечет увеличения размера предоставляемых им квартир из государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением случаев:

1) сохранения за гражданами права на жилой дом, которое не было учтено на момент принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) вселения нетрудоспособных иждивенцев, несовершеннолетних детей, в том числе детей, которые в момент принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд находились в состоянии внутриутробного развития;

3) признания за гражданами права на жилой дом на основании решения суда.";

часть вторую считать частью третьей.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР"


В настоящее время в практике осуществления градостроительной деятельности наметились проблемы, связанные с отселением граждан из жилых домов, подлежащих сносу в связи с изъятием земельных участков, на которых они расположены, для государственных или муниципальных нужд в целях строительства.

Получив информацию о предстоящем изъятии земельного участка и сносе дома, собственники (наниматели) жилья вселяют своих родственников и иных лиц с регистрацией по месту жительства, которая нередко носит фиктивный характер. Указанный граждане, в свою очередь, претендуют на получение отдельных благоустроенных жилых помещений по нормам предоставления, установленным жилищным законодательством, либо денежной компенсации. В связи с этим строительные организации несут значительные, ничем не оправданные расходы по компенсации стоимости сносимого жилья.

Данное обстоятельство ставит под угрозу срыва реализацию плана застройки, своевременной сдачи жилых домов в эксплуатацию и, в конечном итоге, перспективы развития городской инфраструктуры и решения социальных вопросов, связанных с предоставлением части жилья в новых домах для нужд муниципальных образований.

Кроме того, сложившаяся ситуация является одной из причин роста стоимости вновь возводимого жилья.

Попытки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предпринять определенные правовые меры по упорядочению указанных отношений, в том числе по ограничению регистрации граждан по месту жительства в жилых домах, подлежащих сносу в связи с изъятием земельных участков, на которых они расположены, для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, входят в противоречие с федеральным законодательством.

Так, Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании федерального закона.

Действующая редакция Жилищного кодекса РСФСР и Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) не содержат правового механизма, который бы ограничил возможность злоупотребления гражданами своим правом на свободу выбора места жительства в ситуациях, когда принято решение о сносе дома в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях строительства.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс РСФСР" (далее - проект) направлен на упорядочение отношений в рассматриваемой сфере с целью обеспечения баланса интересов как жильцов сносимого жилья, так и муниципалитетов и организаций-застройщиков.

В проекте рассмотрены три ситуации отселения граждан из домов, подлежащих сносу, и возникающие в связи с этим отношения по предоставлению соответствующей компенсации:

1) отселение граждан из жилых домов с полностью или частично приватизированными квартирами;

2) отселение граждан из жилых домов муниципального или государственного жилищного фонда;

3) отселение граждан из жилых домов, находящихся в их собственности.

Предлагается внести изменения и дополнения в статьи Жилищного кодекса РСФСР, определяющие порядок и условия предоставления жилых домов (помещений) либо иной компенсации взамен сносимых домов. Эти изменения и дополнения предусматривают, что с момента принятия соответствующим органом решения о сносе (переоборудовании) жилого дома последующее увеличение состава семей собственника этого дома (нанимателя) не влечет увеличения размера предоставляемого жилого помещения или иной компенсации. Вместе с тем, проект содержит основания, при наличии которых размер предоставляемого жилья либо иной компенсации должен быть увеличен:

1) сохранение за гражданином права на квартиру, которое не было учтено на момент принятия решения о сносе дома;

2) вселение нетрудоспособных иждивенцев, несовершеннолетних детей собственника (нанимателя), в том числе детей, которые на момент принятия решения о сносе дома находились в состоянии внутриутробного развития;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»