Во исполнение постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 113/1176-3 от 20 октября 2000 года "О Комплексе мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы" Избирательная комиссия Ленинградской области
постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект региональной целевой программы "Правовое просвещение избирателей и профессиональная подготовка организаторов выборов и референдумов в Ленинградской области на 2001-2005 годы" (далее - программа).
2. Совместно с комитетом по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области внести проект программы в Правительство Ленинградской области для утверждения.
3. Просить Губернатора Ленинградской области В.П.Сердюкова утвердить состав организационного комитета по выполнению мероприятий программы во главе с вице-губернатором Ленинградской области.
4. Просить Правительство Ленинградской области при формировании областных бюджетов на 2002-2005 годы предусматривать расходы, связанные с реализацией мероприятий программы.
5. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Ленинградской области В.П.Журавлева.
Председатель
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.В.Пылин
Секретарь
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.А.Молодова
Региональная целевая программа
"Правовое просвещение избирателей и профессиональная
подготовка организаторов выборов и референдумов
в Ленинградской области на 2001-2005 годы"
В Ленинградской области заложены законодательные, административные и информационные основы избирательной системы, направленные на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 августа 1997 года N 380-пг была принята целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, включающая перечень мероприятий на 1997-1999 годы. Программа охватывала все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, кандидатов, средства массовой информации. В ее осуществлении участвовали органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии. В процессе выполнения программы особое внимание уделялось правовому просвещению избирателей, разъяснению им избирательного законодательства, подготовке и изданию справочных и методических материалов. Для широкого круга участников избирательного процесса Избирательная комиссия Ленинградской области выпустила издание "Что надо знать о выборах и референдумах в Российской Федерации". В региональных и местных средствах массовой информации были организованы циклы передач по вопросам избирательного права и процесса. Среди старшеклассников средних учебных заведений проводятся олимпиады по избирательному праву.
Все это позволило успешно провести на территории Ленинградской области выборы депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, а также выборы Губернатора Ленинградской области и депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.
Вместе с тем деятельность государственных органов в данном направлении должна иметь более системный, организованный, скоординированный характер и осуществляться в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Во многих муниципальных образованиях Ленинградской области не разработаны и не осуществляются аналогичные комплексные меры.
Низкая активность избирателей на выборах, в том числе массовое неучастие в них молодежи, приводят к проведению повторных выборов и дополнительным затратам. Использование "грязных" избирательных технологий дезориентирует избирателей, лишает их достоверной информации о кандидатах, подрывает доверие граждан к выборам и избранным органам. Нередко среди избирателей распространялись клеветнические газеты, порочащие моральный облик того или иного кандидата, издавались массовым тиражом листовки без сведений о государственной регистрации, активно тиражировались нереальные обещания кандидатов. Многие "грязные" приемы были тщательно юридически завуалированы, и против них избирательные комиссии и правоохранительные органы были бессильны.
Негативно на решение задач, определенных постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 августа 1997 года N 380-пг, сказывалось отсутствие минимально необходимого финансового обеспечения мероприятий программы.
Практика избирательных кампаний, проведенных в Ленинградской области в 1997-2001 годах, убедительно показывает острую необходимость целенаправленной, активной работы государственных и муниципальных органов по повышению правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса, привитию гражданам осознанного и ответственного отношения к реализации своих конституционных прав на участие в управлении делами государства.
Учитывая вышеизложенное и в связи с завершением действия целевой программы и планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, реализованных в 1997-2000 годах, в соответствии с постановлениями Губернатора Ленинградской области, а также в целях реализации задач, поставленных в принятом Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации Комплексе мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы, возникла необходимость в принятии региональной целевой программы правового обучения избирателей и организаторов выборов и референдумов на 2001-2005 годы, учитывающей практический опыт прошедших избирательных кампаний.
Основной целью программы является содействие развитию избирательной системы в Ленинградской области, становлению подлинно демократической культуры участия граждан в избирательном процессе, созданию всех необходимых гарантий реализации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме.
Мероприятия региональной программы (приложение) сосредоточены последующим направлениям организации и проведения выборов и референдумов:
правовое просвещение избирателей;
правовое обучение различных категорий участников избирательного процесса;
повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий;
создание информационно-аналитической и образовательной избирательной инфраструктуры в Ленинградской области.
Региональные мероприятия предполагают решение комплекса следующих задач:
1. Формирование адекватных представлений об избирательном праве у участников избирательного процесса. Реализация этой задачи направлена на формирование устойчивого интереса граждан к политико-правовым формам собственной социальной активности, понимания выборов как одной из основных политических ценностей, осознания смысла и значения юридических правил и процедур выборов и референдумов.
Эта задача будет реализовываться в двух основных формах:
правовое образование в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
правовое просвещение путем создания специальных информационно-образовательных, издательских и тематических проектов.
Поскольку с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, как правило, индифферентно относящееся к избирательному процессу, будут привлечены государственные структуры, избирательные органы, общественно-политические объединения к работе по повышению избирательной активности молодежи.
2. Повышение правовой культуры представителей общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей. Данная задача состоит в организации системы их подготовки и переподготовки по овладению знаниями избирательного законодательства, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.
Обучение проводится Центром правовой культуры и избирательных технологий Ленинградской области, созданным Избирательной комиссией Ленинградской области, по программам, содержащим политико-правовые, экспертно-аналитические и технологические направления. В этих целях создается постоянно действующие семинар и учебные курсы, проводятся регулярные юридические консультации. В процессе обучения формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями, представителями средств массовой информации, конкурентами на выборах. Для реализации данной задачи предусматривается издание учебных и методических пособий.
Избиратели, таким образом, в определенной мере освобождаются от "грязных" избирательных технологий, избирательный процесс становится более прозрачным и обеспечивается действенным общественным контролем.
3. Активизация средств массовой информации в области избирательного права и процесса. Эта задача включает в себя распространение в средствах массовой информации объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, других участников избирательного процесса, образование важнейшего элемента доверия граждан к собственному государству.
Для представителей средств массовой информации предусматривается проведение семинаров, конференций и других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.
4. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий.
Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов, высокая интенсивность проведения выборов различных уровней, необходимо организовать постоянное предметное обучение кадров избирательных комиссий, в том числе юридических консультантов, специалистов в области избирательных технологий, системных администраторов Государственной автоматизированной системы "Выборы", руководителей и специалистов контрольно-ревизионных служб.
Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права.
В ходе обучения предусматривается привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе, прививать им навыки организации избирательного процесса в критических и нестандартных ситуациях. Существенное место в процессе обучения будет отводиться анализу правонарушающих избирательных технологий. Перспективным является направление изучения зарубежного опыта организации и проведения избирательных кампаний.
Обучение будет охватывать кадры избирательных комиссий различных уровней:
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области;
территориальные, муниципальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
участковые избирательные комиссии.
Повышение квалификации работников аппарата Избирательной комиссии Ленинградской области, председателей, заместителей председателей, секретарей окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в Северо-Западной академии государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Обучение членов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий организует Избирательная комиссия Ленинградской области через проводимые региональные, районные, городские семинары и курсы повышения квалификации, образуемые на базе ведущих региональных образовательных учреждений.
При этом используются программы и методики обучения, разработанные Российским центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и практики избирательного процесса и предусматривают проведение тренингов, дискуссий, семинаров и "круглых столов", анализ проблемных ситуаций, в том числе из судебной практики.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- качественно подготовить и провести выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области в 2001 году, выборы Губернатора области в 2003 году, парламентские и президентские выборы в 2003 и 2004 годах и муниципальные выборы в 2004 году;
- провести правовое просвещение избирателей, повысить их активность на выборах;
- обеспечить высококвалифицированными кадрами избирательные комиссии;
- создать информационно-аналитическую и образовательную избирательную инфраструктуру в Ленинградской области;
- на базе Северо-Западной академии государственной службы и Областного учебного центра пройдут обучение и повышение квалификации около 540 работников избирательных комиссий;
экономический эффект от сокращения затрат на повторное голосование составит примерно 1200 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий региональной целевой программы "Правовое просвещение избирателей и профессиональная подготовка организаторов выборов и референдумов в Ленинградской области на 2001-2005 годы" осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
В 2001 году из федерального бюджета на основании заявки Избирательной комиссии Ленинградской области выделено 15 тыс. рублей.
Предполагаемые объемы финансирования, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных программой в 2002 году, составляют 766 тысяч рублей, в том числе: федерального бюджета - 30 тысяч рублей, областного - 356 тысяч рублей, муниципального - 380 тысяч рублей (приложение 1).
Предполагаемые объемы финансирования, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных программой в 2003 году, составляют 825 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 35 тыс. рублей, областной - 375 тыс. рублей, муниципальный - 415 тыс. рублей; в 2004 году соответственно: всего - 925 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 40 тыс. рублей, областной бюджет - 455 тыс. рублей и бюджеты муниципальных образований - 430 тыс. рублей. В 2005 году всего - 1035 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 50 тыс. рублей, областной бюджет - 525 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 460 тыс. рублей.
Мероприятия программы, финансирование которых осуществляется в первую очередь:
проведение олимпиады по избирательному праву среди старшеклассников;
создание информационно-аналитических программ Ленинградской областной телекомпании и радио "Гардарика" в целях правового обучения избирателей и повышения их активности на выборах;
издание серии брошюр, информационно-справочных буклетов и плакатов для различных участников избирательного процесса;
регулярное информационное наполнение раздела "Избирательная комиссия Ленинградской области" на официальном сайте Правительства Ленинградской области;
издание сборника "Ленинградская область: социология выборов (проблема формирования электорального поведения жителей Ленинградской области)".