ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2001 года N 77


О региональной целевой программе "Правовое просвещение
избирателей и профессиональная подготовка организаторов
выборов и референдумов в Ленинградской области
на 2001-2005 годы"



Во исполнение постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 113/1176-3 от 20 октября 2000 года "О Комплексе мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы" Избирательная комиссия Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемый проект региональной целевой программы "Правовое просвещение избирателей и профессиональная подготовка организаторов выборов и референдумов в Ленинградской области на 2001-2005 годы" (далее - программа).

2. Совместно с комитетом по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области внести проект программы в Правительство Ленинградской области для утверждения.

3. Просить Губернатора Ленинградской области В.П.Сердюкова утвердить состав организационного комитета по выполнению мероприятий программы во главе с вице-губернатором Ленинградской области.

4. Просить Правительство Ленинградской области при формировании областных бюджетов на 2002-2005 годы предусматривать расходы, связанные с реализацией мероприятий программы.

5. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя председателя Избирательной комиссии Ленинградской области В.П.Журавлева.

Председатель
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.В.Пылин

Секретарь
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.А.Молодова

     

[Приложение]

Региональная целевая программа
"Правовое просвещение избирателей и профессиональная
подготовка организаторов выборов и референдумов
в Ленинградской области на 2001-2005 годы"

     

Раздел I

Анализ ситуации и обоснование программы


В Ленинградской области заложены законодательные, административные и информационные основы избирательной системы, направленные на обеспечение реализации и защиту конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 августа 1997 года N 380-пг была принята целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, включающая перечень мероприятий на 1997-1999 годы. Программа охватывала все категории субъектов избирательного процесса: избирателей, организаторов выборов, кандидатов, средства массовой информации. В ее осуществлении участвовали органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии. В процессе выполнения программы особое внимание уделялось правовому просвещению избирателей, разъяснению им избирательного законодательства, подготовке и изданию справочных и методических материалов. Для широкого круга участников избирательного процесса Избирательная комиссия Ленинградской области выпустила издание "Что надо знать о выборах и референдумах в Российской Федерации". В региональных и местных средствах массовой информации были организованы циклы передач по вопросам избирательного права и процесса. Среди старшеклассников средних учебных заведений проводятся олимпиады по избирательному праву.

Все это позволило успешно провести на территории Ленинградской области выборы депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации, а также выборы Губернатора Ленинградской области и депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем деятельность государственных органов в данном направлении должна иметь более системный, организованный, скоординированный характер и осуществляться в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Во многих муниципальных образованиях Ленинградской области не разработаны и не осуществляются аналогичные комплексные меры.

Низкая активность избирателей на выборах, в том числе массовое неучастие в них молодежи, приводят к проведению повторных выборов и дополнительным затратам. Использование "грязных" избирательных технологий дезориентирует избирателей, лишает их достоверной информации о кандидатах, подрывает доверие граждан к выборам и избранным органам. Нередко среди избирателей распространялись клеветнические газеты, порочащие моральный облик того или иного кандидата, издавались массовым тиражом листовки без сведений о государственной регистрации, активно тиражировались нереальные обещания кандидатов. Многие "грязные" приемы были тщательно юридически завуалированы, и против них избирательные комиссии и правоохранительные органы были бессильны.

Негативно на решение задач, определенных постановлением Губернатора Ленинградской области от 18 августа 1997 года N 380-пг, сказывалось отсутствие минимально необходимого финансового обеспечения мероприятий программы.

Практика избирательных кампаний, проведенных в Ленинградской области в 1997-2001 годах, убедительно показывает острую необходимость целенаправленной, активной работы государственных и муниципальных органов по повышению правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса, привитию гражданам осознанного и ответственного отношения к реализации своих конституционных прав на участие в управлении делами государства.

Учитывая вышеизложенное и в связи с завершением действия целевой программы и планов мероприятий по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, реализованных в 1997-2000 годах, в соответствии с постановлениями Губернатора Ленинградской области, а также в целях реализации задач, поставленных в принятом Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации Комплексе мер по повышению профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов и правовому обучению избирателей в Российской Федерации на 2000-2005 годы, возникла необходимость в принятии региональной целевой программы правового обучения избирателей и организаторов выборов и референдумов на 2001-2005 годы, учитывающей практический опыт прошедших избирательных кампаний.

Раздел II

Основные цели, задачи и направления программы


Основной целью программы является содействие развитию избирательной системы в Ленинградской области, становлению подлинно демократической культуры участия граждан в избирательном процессе, созданию всех необходимых гарантий реализации избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме.

Мероприятия региональной программы (приложение) сосредоточены последующим направлениям организации и проведения выборов и референдумов:

правовое просвещение избирателей;

правовое обучение различных категорий участников избирательного процесса;

повышение уровня профессиональной подготовки кадров системы избирательных комиссий;

создание информационно-аналитической и образовательной избирательной инфраструктуры в Ленинградской области.

Региональные мероприятия предполагают решение комплекса следующих задач:

1. Формирование адекватных представлений об избирательном праве у участников избирательного процесса. Реализация этой задачи направлена на формирование устойчивого интереса граждан к политико-правовым формам собственной социальной активности, понимания выборов как одной из основных политических ценностей, осознания смысла и значения юридических правил и процедур выборов и референдумов.

Эта задача будет реализовываться в двух основных формах:

правовое образование в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;

правовое просвещение путем создания специальных информационно-образовательных, издательских и тематических проектов.

Поскольку с каждым новым избирательным циклом в выборы включается новое поколение граждан, как правило, индифферентно относящееся к избирательному процессу, будут привлечены государственные структуры, избирательные органы, общественно-политические объединения к работе по повышению избирательной активности молодежи.

2. Повышение правовой культуры представителей общественных объединений, кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей. Данная задача состоит в организации системы их подготовки и переподготовки по овладению знаниями избирательного законодательства, практическими навыками его применения, квалифицированного ведения избирательной кампании.

Обучение проводится Центром правовой культуры и избирательных технологий Ленинградской области, созданным Избирательной комиссией Ленинградской области, по программам, содержащим политико-правовые, экспертно-аналитические и технологические направления. В этих целях создается постоянно действующие семинар и учебные курсы, проводятся регулярные юридические консультации. В процессе обучения формируются навыки общения с избирателями, избирательными комиссиями, представителями средств массовой информации, конкурентами на выборах. Для реализации данной задачи предусматривается издание учебных и методических пособий.

Избиратели, таким образом, в определенной мере освобождаются от "грязных" избирательных технологий, избирательный процесс становится более прозрачным и обеспечивается действенным общественным контролем.

3. Активизация средств массовой информации в области избирательного права и процесса. Эта задача включает в себя распространение в средствах массовой информации объективных материалов о деятельности избирательных комиссий, других участников избирательного процесса, образование важнейшего элемента доверия граждан к собственному государству.

Для представителей средств массовой информации предусматривается проведение семинаров, конференций и других мероприятий по различным аспектам организации и проведения выборов.

4. Повышение профессиональной подготовки кадров избирательных комиссий.

Становление системы избирательных комиссий в качестве постоянно действующих государственных и муниципальных органов, высокая интенсивность проведения выборов различных уровней, необходимо организовать постоянное предметное обучение кадров избирательных комиссий, в том числе юридических консультантов, специалистов в области избирательных технологий, системных администраторов Государственной автоматизированной системы "Выборы", руководителей и специалистов контрольно-ревизионных служб.

Правовая подготовка указанных категорий специалистов включает обязательное изучение основ конституционного, избирательного, гражданского, административного и финансового права.

В ходе обучения предусматривается привлекать организаторов выборов к участию в законопроектной работе, прививать им навыки организации избирательного процесса в критических и нестандартных ситуациях. Существенное место в процессе обучения будет отводиться анализу правонарушающих избирательных технологий. Перспективным является направление изучения зарубежного опыта организации и проведения избирательных кампаний.

Обучение будет охватывать кадры избирательных комиссий различных уровней:

окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области;

территориальные, муниципальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

участковые избирательные комиссии.

Повышение квалификации работников аппарата Избирательной комиссии Ленинградской области, председателей, заместителей председателей, секретарей окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводится в форме подготовки и переподготовки кадров в Северо-Западной академии государственной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Обучение членов окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного собрания Ленинградской области, территориальных, муниципальных и участковых избирательных комиссий организует Избирательная комиссия Ленинградской области через проводимые региональные, районные, городские семинары и курсы повышения квалификации, образуемые на базе ведущих региональных образовательных учреждений.

При этом используются программы и методики обучения, разработанные Российским центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Программы обучения строятся на основе сочетания теории и практики избирательного процесса и предусматривают проведение тренингов, дискуссий, семинаров и "круглых столов", анализ проблемных ситуаций, в том числе из судебной практики.

Раздел III

Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации программы


Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- качественно подготовить и провести выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области в 2001 году, выборы Губернатора области в 2003 году, парламентские и президентские выборы в 2003 и 2004 годах и муниципальные выборы в 2004 году;

- провести правовое просвещение избирателей, повысить их активность на выборах;

- обеспечить высококвалифицированными кадрами избирательные комиссии;

- создать информационно-аналитическую и образовательную избирательную инфраструктуру в Ленинградской области;

- на базе Северо-Западной академии государственной службы и Областного учебного центра пройдут обучение и повышение квалификации около 540 работников избирательных комиссий;

экономический эффект от сокращения затрат на повторное голосование составит примерно 1200 тыс. рублей.

Раздел IV

Ресурсное обеспечение мероприятий программы


Финансирование мероприятий региональной целевой программы "Правовое просвещение избирателей и профессиональная подготовка организаторов выборов и референдумов в Ленинградской области на 2001-2005 годы" осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.

В 2001 году из федерального бюджета на основании заявки Избирательной комиссии Ленинградской области выделено 15 тыс. рублей.

Предполагаемые объемы финансирования, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных программой в 2002 году, составляют 766 тысяч рублей, в том числе: федерального бюджета - 30 тысяч рублей, областного - 356 тысяч рублей, муниципального - 380 тысяч рублей (приложение 1).

Предполагаемые объемы финансирования, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных программой в 2003 году, составляют 825 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 35 тыс. рублей, областной - 375 тыс. рублей, муниципальный - 415 тыс. рублей; в 2004 году соответственно: всего - 925 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 40 тыс. рублей, областной бюджет - 455 тыс. рублей и бюджеты муниципальных образований - 430 тыс. рублей. В 2005 году всего - 1035 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 50 тыс. рублей, областной бюджет - 525 тыс. рублей, бюджеты муниципальных образований - 460 тыс. рублей.

Мероприятия программы, финансирование которых осуществляется в первую очередь:

проведение олимпиады по избирательному праву среди старшеклассников;

создание информационно-аналитических программ Ленинградской областной телекомпании и радио "Гардарика" в целях правового обучения избирателей и повышения их активности на выборах;

издание серии брошюр, информационно-справочных буклетов и плакатов для различных участников избирательного процесса;

регулярное информационное наполнение раздела "Избирательная комиссия Ленинградской области" на официальном сайте Правительства Ленинградской области;

издание сборника "Ленинградская область: социология выборов (проблема формирования электорального поведения жителей Ленинградской области)".

Раздел V

Реализация программы и контроль за ходом ее выполнения


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»