Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПИСЬМО

от 23 июля 2003 года N 20-13

     

Информация
о состоянии законности и правопорядка
в Санкт-Петербурге за первое полугодие 2003 года



Деятельность прокуратуры Санкт-Петербурга в первом полугодии 2003 года, как и в предыдущие годы, была направлена на усиление прокурорского надзора по укреплению законности и правопорядка в новых условиях уголовного судопроизводства, обеспечение реальной охраны прав и свобод граждан.

Предпринятые прокуратурой меры по повышению эффективности координации усилий правоохранительных органов, органов исполнительной, законодательной власти по противодействию преступности способствовали закреплению положительных тенденций, сложившихся в структуре и динамике преступности.

На 25% снизилось число зарегистрированных преступлений. Коэффициент преступности на 100 тыс. жителей составил 695,3 преступлений. Уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений.

Активная работа по профилактике и обеспечению системного и скоординированного подхода в борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан дала определенные положительные результаты. Число умышленных убийств, совершенных в первом полугодии 2003 года, сократилось на 15,7%, изнасилований - на 35,6%. Уменьшилось количество имущественных преступлений, в том числе краж, мошенничества и вымогательства.

Вместе с тем, тенденция улучшения криминальной обстановки все еще не стала повсеместно необратимой. Самый высокий уровень преступности отмечается в Петроградском, Центральном и Петродворцовом районах.

Несмотря на положительные тенденции в обеспечении личной и имущественной безопасности горожан серьезную обеспокоенность вызывает ситуация с увеличением числа грабежей и разбойных нападений.

В деле предупредительного воздействия на преступность, ее причин и условий существенную роль играет ресурсное обеспечение, планирование профилактической деятельности со стороны органов власти и местного самоуправления. На сегодняшний день эти проблемы требуют повышенного внимания. Решение многих из них видится, в том числе и в надлежащей реализации принятых Администрацией Санкт-Петербурга с целью профилактики преступности целевых программ.

Реализуя правозащитные функции, определенные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратурой Санкт-Петербурга в первом полугодии 2003 года осуществлен комплекс мер, направленных на обеспечение верховенства законов, их безусловное исполнение и единообразное понимание.

Первостепенное значение придавалось работе по приведению правовых актов Санкт-Петербурга в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В первом полугодии 2003 года прокуратурой города и районными прокуратурами было опротестовано 186 незаконных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.

Прокуратурой города принесены протесты на 16 нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и внесены 4 представления с требованием привести в соответствии с федеральным законодательством положения 6 нормативных правовых акта Санкт-Петербурга, направлено 5 заявлений в суд о признании недействующими противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга.

На Устав и законы Санкт-Петербурга принесены 7 протестов и внесены 3 представления, направлены 2 заявления в суд. Все протесты и представления Законодательным Собранием Санкт-Петербурга признаны обоснованными. По результатам принятых прокуратурой мер реагирования приведены в соответствие с федеральным законодательством 3 закона Санкт-Петербурга, кроме того, в первом полугодии 2003 года приведены в соответствие 6 законов Санкт-Петербурга, в отношении которых меры реагирования были приняты в 2002 году. Так, на основании принесенного прокуратурой города протеста исключена ст.52 Устава Санкт-Петербурга, положения которой устанавливали порядок согласования Законодательным Собранием Санкт-Петербурга назначения на должность председателя, заместителей председателя, судей Санкт-Петербургского городского суда, председателя, заместителей председателя, судей Арбитражного суда Санкт-Петербурга. Кроме того, прокуратурой города приняты меры реагирования в отношении законов Санкт-Петербурга "О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", "О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга", "О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге" и ряд других.

Следует признать, что качество законодательной базы Санкт-Петербурга все еще не претерпело существенных позитивных изменений, а проблемы противоречия нормативно-правовых актов субъекта Федерации федеральному закону не утратили своей актуальности.

В Санкт-Петербурге сохраняется тенденция, связанная с увеличением количества нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а также нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет к массовым нарушениям жилищных прав граждан, что влечет к массовым нарушениям жилищных прав граждан. Однако до настоящего времени в городе фактически не функционирует Государственная жилищная инспекция, что не позволяет эффективно предупреждать правонарушения в указанной сфере и освобождает правонарушителей от административной ответственности.

Создание Государственной жилищной инспекции и включение ее в состав Администрации Санкт-Петербурга было предусмотрено Законом Санкт-Петербурга от 20.04.2001 N 266-40 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 08.10.2001 N 644-80).

Однако положения данного Закона не были реализованы на практике, и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга не создана.

04.04.2003 прокуратурой города принесен протест на пункты 2 и 26 ст.1 названного Закона Санкт-Петербурга, которыми предусматривалось включение в состав Администрации Санкт-Петербурга Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2003 N 374-45 незаконные положения названного нормативного акта отменены и Государственная жилищная инспекция исключена из состава Администрации Санкт-Петербурга.

18.06.2003 и.о. губернатора Санкт-Петербурга подписано распоряжение Администрации Санкт-Петербурга N 1521-ра "О создании Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга".

В соответствии с п.1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга инспекция является отраслевым исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, созданным для осуществления контроля за обеспечением соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, а также за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовой территории. Согласно п.1.3 указанного Положения инспекция подчинена губернатору Санкт-Петербурга.

Пункты 1.1 и 1.3 Положения противоречат пункту 2 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086, согласно которому система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга должна являться органом исполнительной власти федерального подчинения. В связи с этим необходимо привести в соответствие с действующим законодательством названное положение, утвержденное распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 18.06.2003 N 1521-ра, одновременно приняв организационные меры по формированию Государственной жилищной инспекции в возможно сжатые сроки.

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры продолжал оставаться надзор за соблюдением прав и свобод жителей Санкт-Петербурга. При этом основные усилия прокуроров были направлены на защиту трудовых прав, права на получение пенсий и пособий, льгот, предусмотренных законодательством о ветеранах и социальной защите инвалидов, а также на защиту жилищных прав, особенно в сфере предоставления коммунальных услуг в зимний период и на проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям безопасности.

Следует отметить, что еще существует много проблем, связанных, прежде всего с недостаточным финансированием социальных льгот.

Довольно остро стоит проблема обеспечения прав ветеранов и инвалидов на бесплатное или льготное лекарственное обеспечение в связи с недостаточностью средств городского бюджета, выделяемых на эти цели.

В последние годы в Санкт-Петербурге наметилась тенденция, связанная с увеличением количества нарушений правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а также нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет к массовым нарушениям жилищных прав граждан.

Прокуратурой города проводилась работа по выявлению и пресечению фактов нарушений прав жителей Санкт-Петербурга в сфере энергоснабжения и жилищного коммунального обслуживания.

Итоги первого полугодия 2003 года характеризуются снижением по городу уровня подростковой преступности на 25,8%. Вместе с тем, вопросы обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проблемы безнадзорных и беспризорных подростков не утрачивают своей актуальности.

Нерешенными остаются вопросы, связанные с временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Крайне актуальной для Санкт-Петербурга является проблема вовлечения несовершеннолетних в наихудшие формы труда, использования их в теневом бизнесе.

Угроза терроризма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Санкт-Петербурге. В результате проводимой прокуратурой города и другими правоохранительными органами работы по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений террористической направленности, оперативная обстановка в городе по линии борьбы с террористическими проявлениями характеризуется относительной стабильностью.

Однако осуществляемые органами исполнительной власти и местного самоуправления мероприятия, направленные на усиление безопасности жилых микрорайонов, мест массового пребывания людей, учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта не достаточны. Необходимые на эти цели финансовые средства, в том числе на техническое укрепление чердаков и подвалов, установку кодовых замков и домофонов в подъездах, размещение в многолюдных местах средств экстренной связи граждан с милицией и установок телеобзора, выделяются не регулярно.

Учитывая значимость проблемы, необходимость выработки согласованных действий в их разрешении, в августе 2003 года вопросы исполнения законодательства о противодействии экстремизму, раскрытия и расследования преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой и религиозной вражды запланировано обсудить на координационном совещании руководителей правоохранительных и контролирующих органов города.

Прокуратурой города неоднократно проводились проверки по фактам ненадлежащего функционирования отдельного полка конвойной службы милиции ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, неисполнения возложенной на конвойную службу обязанности по доставлению подсудимых в судебные заседания и принятию мер, исключающих возможность побега подсудимых из зала суда. Принимались меры прокурорского реагирования. Последнее представление было внесено начальнику ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области по результатам проверки по факту побега 12.05.2003 из зала Василеостровского федерального районного суда осужденных Савко А. и Завадского А.

Недоставка или несвоевременная доставка указанной категории лиц препятствует деятельности Санкт-Петербургского городского суда и федеральных районных судов города, так как приводит к срывам судебных заседаний и неоправданным задержкам их начала при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции. Тем самым, по существу, подрывается авторитет судебной власти, дискредитируется судебная система, а также провозглашенные цели и задачи судебно-правовой реформы, одной из которых является соблюдение установленных законом гарантий прав лица, привлеченного к уголовной ответственности, на своевременное рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Причинами выявленных нарушений являются недостаточное финансирование и, как следствие, неукомплектованность штата конвойных подразделений милиции. Урегулирование вопросов бюджетного финансирования на уровне органов власти города позволило бы снизить остроту проблемы.

Прокуратурой принимались конкретные меры, направленные на обеспечение законности при содержании под стражей лиц в следственных изоляторах города. Вместе с тем, ситуация с соблюдением конституционных прав граждан, подвергнутых мерам принудительного характера, продолжает оставаться тревожной.

Условия размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений все еще не отвечают предъявленным требованиям из-за перенаполнения следственных изоляторов и неудовлетворительного санитарно-технического состояния этих зданий. Не соблюдается установленная законом норма жилой площади на одного человека в размере 4 квадратных метров.

Не налажено обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных медицинским оборудованием и медикаментами, а также другими принадлежностями.

Стационары следственных изоляторов не имеют достаточных площадей для развертывания полноценных отделений, предназначенных для оказания медицинской помощи больным такими заболеваниями, как туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания, а поэтому не способны принять все увеличивающееся число больных.

Следует отметить, что скученность людей в камерах, нехватка лекарств, вещевого имущества неизбежно вызывает распространение инфекционных и паразитных заболеваний. Ненадлежащее медицинское обслуживание содержащихся под стражей предопределено перенаполнением учреждений и связанными с этим санитарно-гигиеническими нарушениями, несоответствием материально-технической базы ведомственного здравоохранения с выполняемыми объемами работ, недостатком современного лечебно-диагностического оборудования, нестабильностью финансирования по вопросам оказания медицинской помощи.

Финансирование медицинского обеспечения спецконтингента осуществляется за счет средств федерального бюджета. В первом полугодии 2003 года федеральное финансирование статьи "Медицинские расходы" ГУИН МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обеспечило потребность лишь на 33,3%, и поэтому медицинские службы учреждений ГУИН в течение длительного времени были вынуждены работать в режиме жесткой экономии лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Каких-либо запасов медицинских препаратов в аптеках следственных изоляторов практически нет. Если финансирование "медицинских расходов" останется на прежнем уровне, это приведет к резкому ухудшению обстановки во всех следственных изоляторах.

Продолжает вызывать крайнюю озабоченность проблема обеспечения прав граждан на судебную защиту. В настоящее время штат мировых судей укомплектован лишь на половину. Из 211 мировых судей избраны и назначены на должность 108 мировых судей. Значительная часть из них не имеет служебных помещений и связи. Эта задача должна решаться администрацией города максимально оперативно с тем, чтобы обеспечить качественную и эффективную работу по рассмотрению мировыми судьями большого количества гражданских и уголовных дел их подсудности.

Данная информация направляется для сведения и реализации полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" по борьбе с преступностью, обеспечению законности и правопорядка на территории Санкт-Петербурга.

Прокурор Санкт-Петербурга
старший советник юстиции
Н.А.Винниченко




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»