ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2003 года N 276


О Разъяснениях порядка составления и форме протокола
об административном правонарушении, составляемого
уполномоченным членом избирательной комиссии



С учетом положений пункта 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Избирательная комиссия Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Разъяснения порядка составления и форме протокола об административном правонарушении, составляемого уполномоченным членом избирательной комиссии.

2. Рекомендовать территориальным избирательным комиссиям Ленинградской области назначить из своих составов членов избирательных комиссий с правом решающего голоса уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан при подготовке и проведении выборов и референдумов; а также провести аналогичные мероприятия в отношении соответствующих членов участковых избирательных комиссий после их формирования при подготовке и проведении выборов и референдумов.

3. Опубликовать настоящее постановление в Бюллетене Избирательной комиссии Ленинградской области.

Председатель
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.П.Журавлев

Секретарь
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.А.Молодова

     

     

Приложение

Разъяснения
порядка составления и форме протокола об административном
правонарушении, составляемого уполномоченным
членом избирательной комиссии


В соответствии со ст.28.5 КоАП протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Согласно пункта 5 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в действующей редакции (далее - КоАП) протокол об административном правонарушении (см. приложения 1, 2) составляется членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченным избирательной комиссией (см. приложение 3).

Указанный член избирательной комиссии вправе составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном следующими статьями:

5.2 "Вмешательство в работу избирательной комиссии...";

5.3 "Неисполнение решения избирательной комиссии ...";

5.4 "Нарушение порядка предоставления списков избирателей... или сведений об избирателях...";

5.6 "Нарушение прав члена избирательной комиссии,... наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока или представителя средств массовой информации";

5.9 "Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности";

5.10 "Проведение предвыборной агитации,... в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена";

5.11 "Проведение предвыборной агитации ... лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом";

5.12 "Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов";

5.13 "Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации";

5.14 "Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам,...";

5.15 "Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании...";

5.16 "Подкуп избирателей...";

частью 1 статьи 5.17 "Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов...";

5.18 "Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком...";

5.19 "Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком...";

5.20 "Финансирование избирательной кампании,... помимо избирательных фондов,... и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки" настоящего Кодекса.

При этом следует принять во внимание, что согласно п.2 ст.28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

- должностные лица внутренних дел (милиция), - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.5.10, 5.11, 5.14, 5.15 КоАП;

- должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.13 КоАП;

- должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.13 КоАП;

- инспектора Счетной палаты, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.17, 5.18 КоАП.

В соответствии со ст.28.4 КоАП прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП.

В статье 28.1 КоАП в качестве поводов возбуждения дела об административном правонарушении указаны следующие обстоятельства:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно п.3 ст.28.1 КоАП указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и составления протокола необходимо наличие конкретных сведений: о факте правонарушения (его описание) и о лице (лицах), совершившем это правонарушение.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП или закона Ленинградской области, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. При этом, указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается уполномоченным членом избирательной комиссии, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно ст.ст.24.2, 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наделено следующими правами: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы на родном языке, пользоваться юридической помощью защитника, услугами переводчика, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Как указано в п.1 ст.25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 25.4 КоАП защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

В отсутствие вышеуказанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.

Одна из важнейших частей протокола об административном правонарушении - это описание существа проступка. Здесь приводятся сведения, важные для квалификации правонарушения. В этой части протокола указываются дата, конкретное место и время совершения правонарушения и относительно полно описывается существо допущенного нарушения. Если административное правонарушение является длящимся, то указывается его продолжительность. В протоколе приводятся обстоятельства, свидетельствующие о самом факте совершения правонарушения. При наличии вещественных доказательств его совершения их также необходимо описать в протоколе.

Протокол об административном правонарушении направляется мировому судье, а в случае его отсутствия - федеральному судье в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае, если административные правонарушения совершены военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, протокол направляется судьям гарнизонных военных судов.

К протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия постановления избирательной комиссии о назначении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

К протоколу об административном правонарушении могут быть приложены следующие документы:

- объяснение лица, совершившего административное правонарушение, и его замечания по содержанию протокола;

- объяснение лица, совершившего административное правонарушение, о мотивах отказа от подписания протокола;

- показания свидетелей и потерпевших;

- иные документы и вещественные доказательства.

Рекомендуется разъяснить опрашиваемому положения ст.51 Конституции РФ, в частности о том, что он имеет право не давать показания против себя и своих близких родственников. Также, если опрашиваемое лицо не русской национальности, необходимо выяснить владеет ли оно русским языком и на каком языке оно желает давать объяснения, о чем в протоколе делается запись с подписью опрашиваемого.

Копия протокола об административном правонарушении после его составления вручается под расписку лицу, в отношении которого протокол составлен, а также потерпевшему по его просьбе.

Согласно ст.24.5 КоАП в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности, который в соответствии со ст.4.5 КоАП составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, протокол об административном правонарушении не составляется.

Для учета и контроля за выявленными фактами административных правонарушений рекомендуется вести книгу учета выявленных правонарушений с указанием всех необходимых данных (см. приложение 4), листы которой необходимо пронумеровать и прошить.

     

Приложение 1

ПРОТОКОЛ N

об административном правонарушении

"

"

200

года

гор. (пос., село)

"

"

часов

"

"

минут

место составления

Я,

Ф.И.О. члена избирательной комиссии с правом решающего голоса

составил(а) настоящий протокол о том, что

Ф.И.О., место регистрации, место жительства (телефон), дата и место рождения,

место работы, должность лица, совершившего правонарушение,

документ, удостоверяющий личность, его вид, серия, номер, дата выдачи, кто выдал

являясь

кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным

представителем избирательного объединения, избирательного блока, лицом, имеющим иной статус в избирательном процессе, предусмотренным действующим законодательством о выборах (нужное вписать) и другое

совершил(а) административное правонарушение:

дата, точное время и место, краткое изложение сути административного правонарушения

ответственность за которое предусмотрена пунктом

части

статьи

Кодекса РФ об административных правонарушениях.

разъяснены его права и

(фамилия, инициалы лица, совершившего правонарушение)

обязанности, предусмотренные статьями 24.2 и 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

подпись лица, совершившего правонарушение

Объяснение лица, совершившего правонарушение:

подпись лица, совершившего правонарушение

Протокол составлен в присутствии свидетеля(ей), потерпевшего (нужное подчеркнуть)

указать

фамилии, имена, отчества, адреса (телефоны) свидетелей и потерпевших

К протоколу прилагаются следующие документы (нужное подчеркнуть):

1. Объяснения лица, совершившего административное правонарушение, и его

замечания по содержанию протокола (на

л.).


2. Объяснения лица, совершившего административное правонарушение, о

мотивах отказа от подписания протокола (на

л.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»