Действующий

     
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2003 года N 082-П


По делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга
положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона
Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44
"О структуре Администрации Санкт-Петербурга"



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, В.Г.Ильинской, А.И.Осоцкого,

с участием представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В.Ветрова, представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.К.Смирновой,

руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 63, 68, 72, 73 и 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" Уставу Санкт-Петербурга.

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва Н.Г.Ананова, Д.Г.Волчека, В.Н.Войтановского, К.Э.Сухенко, А.А.Тимофеева о проверке соответствия положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" Уставу Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга".

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ильинской, выступления представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В.Ветрова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.К.Смирновой, представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, а также исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. 3 июня 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва Н.Г.Ананова, Д.Г.Волчека, В.Н.Войтановского, К.Э.Сухенко, А.А.Тимофеева о проверке соответствия положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 112-44) Уставу Санкт-Петербурга.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 112-44 в состав Администрации Санкт-Петербурга входит Административный комитет. Положения статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 112-44 определяют предметы ведения Административного комитета, к которым относятся: разработка и обеспечение реализации мер по укреплению законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге в пределах полномочий Администрации Санкт-Петербурга; обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга с правоохранительными и таможенными органами, органами военного управления, а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга при решении вопросов, относящихся к компетенции Администрации Санкт-Петербурга; осуществление государственной политики Санкт-Петербурга в области борьбы с преступностью и обеспечения безопасности; формирование единой правовой политики Администрации Санкт-Петербурга; систематизация действующего законодательства Санкт-Петербурга, обобщение нормотворческой и правоприменительной деятельности в Санкт-Петербурге; ведение реестра нормативных правовых актов Санкт-Петербурга; разработка предложений по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга; методическое руководство юридическими службами отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга; материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Санкт-Петербурга; проведение анализа направляемых на подписание губернатору Санкт-Петербурга проектов правовых актов и правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству; осуществление контроля за законностью правотворческой и правоприменительной деятельности отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга; осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области обеспечения законности, правопорядка, безопасности и правотворчества в соответствии с действующим законодательством.

Заявитель считает, что указанные положения Закона Санкт-Петербурга N 112-44 противоречат пункту 1 статьи 16 и пункту 1 статьи 44 Устава Санкт-Петербурга, так как "Административный комитет является межотраслевым исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, существование которого Уставом Санкт-Петербурга не предусмотрено". В запросе также указывается, что положения Закона Санкт-Петербурга N 112-44 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, поскольку за Административным комитетом не могут быть закреплены предметы ведения, относящиеся в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга к компетенции Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга.

По мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, Закон Санкт-Петербурга N 112-44 не противоречит Уставу Санкт-Петербурга.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.К.Смирновой, оспариваемые положения Закона Санкт-Петербурга N 112-44 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга как закрепляющие за Административным комитетом исключительные уставные полномочия Администрации Санкт-Петербурга.

В связи с вышеизложенным обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения подпункта 1 пункта 1 статьи 5 и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 112-44.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации). В сферу отношений по организации системы органов государственной власти входят, в частности, и отношения по организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией, уставом и законом субъекта Российской Федерации.

2.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга составляют исполнительные органы государственной власти - Администрация Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый губернатором Санкт-Петербурга, и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга.

Согласно статье 38 Устава Санкт-Петербурга Администрацию Санкт-Петербурга образуют губернатор Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга и Канцелярия Администрации Санкт-Петербурга. Перечень структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга, предусмотренный статьей 38 Устава Санкт-Петербурга, является исчерпывающим. Существование отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в составе Администрации Санкт-Петербурга Уставом Санкт-Петербурга не предусмотрено.

Вместе с тем положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 112-44 устанавливается, что в состав Администрации Санкт-Петербурга входит отраслевой орган - Административный комитет.

Таким образом, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга N 112-44 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его статье 38.

2.2. Положения подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Устава Санкт-Петербурга устанавливают, что Администрация Санкт-Петербурга осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Указанная уставная компетенция Администрации Санкт-Петербурга реализуется, в том числе, посредством: обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга с правоохранительными и таможенными органами, органами военного управления, а также судебными органами государственной власти Санкт-Петербурга при решении вопросов, относящихся к компетенции Администрации Санкт-Петербурга; осуществления государственной политики Санкт-Петербурга в области борьбы с преступностью и обеспечения безопасности; формирования единой правовой политики Администрации Санкт-Петербурга; систематизации действующего законодательства Санкт-Петербурга, обобщения нормотворческой и правоприменительной деятельности в Санкт-Петербурге; ведения реестра нормативных правовых актов Санкт-Петербурга; разработки предложений по совершенствованию законодательства Санкт-Петербурга; методического руководства юридическими службами отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга; материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Санкт-Петербурга; проведения анализа направляемых на подписание губернатору Санкт-Петербурга проектов правовых актов и правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству; осуществления контроля за законностью правотворческой и правоприменительной деятельности отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга.

Закрепленные Уставом Санкт-Петербурга (статья 45) полномочия за Администрацией Санкт-Петербурга в целом не могут быть переданы иным исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга на основании закона Санкт-Петербурга, поскольку в соответствии со статьей 44 Устава Санкт-Петербурга предметы ведения отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга утверждаются Администрацией Санкт-Петербурга.

Таким образом, положения статьи 8 Закона Санкт-Петербурга N 112-44 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его статье 44 и статье 45.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 62, 63, 64 и 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:

1. Признать положения пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его статье 38.

2. Признать положения статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 25 сентября 1996 года N 112-44 "О структуре Администрации Санкт-Петербурга" не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его статье 44 и статье 45.

3. Согласно пункту 2 статьи 75 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" признание нормативного правового акта либо отдельного его положения (положений) не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на нормативном правовом акте, признанном не соответствующим Уставу Санкт-Петербурга, либо воспроизводящих его.

4. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

5. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.



Текст документа сверен по:

рассылка