Действующий

     
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2003 года N 072-П


По делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25,
пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей: О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, Л.Б.Ескиной, В.Г.Ильинской, А.А.Ливеровского, А.И.Осоцкого,

с участием представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В.Ветрова, представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой,

руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, подпунктом "б" статьи 3, статьями 30, 63, 76 и 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга.

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.Ю.Андреева, И.Б.Артемьева, А.Г.Крамарева, В.С.Лопатникова, О.Е.Сергеева, К.Н.Серова, К.Э.Сухенко о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга применительно к вопросу об уставной возможности сокращения сроков полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга в целях совмещения дня голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Ф.Гуцан, объяснения представителя группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Н.В.Ветрова, пояснения представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой и представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга

установил:

1. 26 марта 2003 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.Ю.Андреева, И.Б.Артемьева, А.Г.Крамарева, В.С.Лопатникова, О.Е.Сергеева, К.Н.Серова, К.Э.Сухенко о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга. Заявители считают, что в указанных положениях Устава Санкт-Петербурга обнаруживается неопределенность в понимании вопроса о том, существует ли возможность прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения установленных Уставом Санкт-Петербурга четырехлетних сроков полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с положениями последнего абзаца пункта 2 статьи 41 и пункта 3 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга на основании закона Санкт-Петербурга в целях совмещения дня голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении.

По мнению группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, сокращение срока полномочий "коррелирует с досрочным прекращением полномочий", так как сокращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга происходит на определенный срок, и следствием этого будет являться досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя Н.В.Ветров высказал позицию о необходимости толкования статей, указанных в запросе, в системной взаимосвязи с положениями подпункта 13 пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и пунктов 3, 4, 8 и 9 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга.

По мнению представителя губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.В.Митяниной, досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, так же как и сокращение срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга являются самостоятельными институтами в сфере правового регулирования порядка формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и избрания губернатора Санкт-Петербурга, которая отнесена к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, понятия "сокращение срока полномочий" и "досрочное прекращение полномочий" различны.

Вместе с тем представитель губернатора Санкт-Петербурга и представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отметили, что, по их мнению, нормы Устава Санкт-Петербурга допускают возможность совмещения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти. В данном случае возможно прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до или после истечения уставного срока их полномочий.

Таким образом, возникает неопределенность в вопросе о том, допускает ли Устав Санкт-Петербурга прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения четырехлетнего уставного срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и четырехлетнего уставного срока полномочий губернатора Санкт-Петербурга в связи с совмещением даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом.

2. Согласно положению подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Данная норма имеет общий характер, она адресована Законодательному Собранию Санкт-Петербурга и губернатору Санкт-Петербурга, наделенным правом принятия нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, определяя меру их возможного поведения в процессе правотворческой функции, а также всем правоприменителям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга состоит из 50 депутатов и избирается на 4 года. Данная норма Устава Санкт-Петербурга определяет численный состав депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Пункт 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга устанавливает правило определения порядка проведения выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и правило определения дня голосования по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Данная норма адресована органам, к компетенции которых отнесено осуществление соответствующих юридически значимых действий (назначение и проведение выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, указанная норма, имеющая общий характер, предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, но не определяет непосредственно перечень оснований для такого прекращения полномочий. Порядок досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга установлен положениями статьи 25 Устава Санкт-Петербурга (также представляющей собой норму), пункт 3 которой устанавливает правило назначения внеочередных выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в связи с досрочным прекращением полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Статья 40 Устава Санкт-Петербурга регулирует отношения, связанные с избранием и вступлением в должность губернатора Санкт-Петербурга. Пункт 3 указанной статьи Устава Санкт-Петербурга определяет уставную продолжительность полномочий высшего должностного лица Санкт-Петербурга - губернатора Санкт-Петербурга. Пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга содержит правило определения даты выборов губернатора Санкт-Петербурга; причем данное правило определяет дату проведения очередных выборов губернатора Санкт-Петербурга как в случае обычного течения хода событий (первое предложение пункта), так и в случае наступления чрезвычайной ситуации - введения чрезвычайного положения на территории Санкт-Петербурга (второе предложение пункта).

Положения пункта 6 (а также пунктов 8 и 9) статьи 40 Устава Санкт-Петербурга являются нормами, регулирующими отношения в связи с проведением выборов губернатора Санкт-Петербурга в случае досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В соответствии с пунктом 6 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга в случае досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга избрание губернатора Санкт-Петербурга проводится путем проведения внеочередных выборов, которые проводятся не позднее чем за 6 месяцев после досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга (пункт 8 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга). Дата внеочередных выборов губернатора Санкт-Петербурга назначается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга либо Санкт-Петербургской избирательной комиссией, в случае если Законодательное Собрание Санкт-Петербурга в течение двух недель не устанавливает дату их проведения (пункт 9 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга).

Пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга содержит перечень оснований досрочного прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. При этом указанный перечень не является исчерпывающим. В случаях, установленных федеральными законами, законом Санкт-Петербурга могут быть установлены дополнительные основания прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения установленного Уставом Санкт-Петербурга четырехлетнего срока полномочий, например, отзыв его избирателями (часть вторая пункта 2).

Таким образом, положения Устава Санкт-Петербурга, о толковании которых просит заявитель, представляют собой правовые нормы, регулирующие продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочия губернатора Санкт-Петербурга, формируемых путем проведения периодических выборов, порядок определения даты голосования на таких выборах, а также правовые нормы, регулирующие вопросы изменения продолжительности полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга.

3. Устав Санкт-Петербурга устанавливает срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, каждый из которых составляет 4 года (пункт 1 статьи 23 и пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга). По общему правилу уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга не подлежит изменению. В то же время Уставом Санкт-Петербурга учитывается возможность возникновения обстоятельств объективного характера, которые могут стать основанием для продления или сокращения продолжительности полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга по сравнению с уставным сроком их полномочий.

Устав Санкт-Петербурга закрепляет уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и уставный срок полномочий губернатора Санкт-Петербурга. Фактическая продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга может быть иной. Уставный срок и фактическая продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга, как правило не совпадают в силу обстоятельств объективного характера. В каждом конкретном случае: неявка избирателей на выборы, проведение голосования в два тура, введение чрезвычайного положения, пропуск срока назначения даты выборов и другое - полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочия губернатора Санкт-Петербурга либо сохраняются, либо прекращаются.

Обстоятельства, влекущие за собой прекращение или сохранение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга по сравнению с уставным сроком их полномочий, устанавливаются федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. В соответствии с федеральным законодательством продолжительность полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга сохраняется, если полномочия истекают в период действия чрезвычайного или военного положения, и до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов, а также в случае совмещения дня голосования на выборах. В соответствии с Уставом Санкт-Петербурга полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со дня возникновения полномочий у избранных по соответствующим избирательным округам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва; полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Таким образом, Устав Санкт-Петербурга закрепляет норму, согласно которой полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются исключительно после начала деятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. В случае если по каким-либо причинам Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва не приступило к своей работе (например, отсутствие кворума на первом заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва), сохраняются полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва даже тогда, когда уставный срок полномочий истек.

Ранее Уставный суд Санкт-Петербурга уже высказывал аналогичную правовую позицию в постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2002 года N 047-П по делу о толковании положений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга. Согласно положениям пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга до избрания правомочного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва не может проводиться его первое заседание, и, следовательно, полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва в этом случае не прекращаются. Полномочия всех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва, в том числе и в случае неизбрания по соответствующим округам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. При этом необходимо учитывать, что неизбрание в надлежащие сроки Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва приводит к сохранению полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва только если неизбрание правомочного состава обусловлено причинами объективного характера и соответствует конституционному принципу народовластия (абзац двенадцатый пункта 2 мотивировочной части постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2002 года N 047-П).

Таким образом, в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга возможно сохранение или прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения уставного срока их полномочий.

Полномочия губернатора Санкт-Петербурга прекращаются в день принесения присяги вновь избранным губернатором Санкт-Петербурга. Эта норма устанавливает основание и момент прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга. При этом не устанавливается зависимость указанного момента от истечения уставного срока его полномочий.

Основаниями для прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга являются: самороспуск; вступление в силу решения Санкт-Петербургского городского суда о неправомочности данного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; роспуск Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством; прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с совмещением даты голосования на выборах; иные основания, установленные федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. Основаниями для прекращения полномочий губернатора Санкт-Петербурга, в частности, являются: отставка в связи с выражением недоверия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; отставка по собственному желанию; отрешение от должности Президентом Российской Федерации; признание губернатора Санкт-Петербурга судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание губернатора Санкт-Петербурга судом безвестно отсутствующим или объявление его умершим; вступление в отношении губернатора Санкт-Петербурга в законную силу обвинительного приговора суда; выезд губернатора Санкт-Петербурга за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утрата губернатором Санкт-Петербурга гражданства Российской Федерации; смерть; прекращение полномочий в связи с совмещением даты голосования на выборах; иные основания, установленные федеральным законодательством, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга. По общему правилу согласно пункту 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга полномочия губернатора Санкт-Петербурга прекращаются в день принесения присяги вновь избранным губернатором Санкт-Петербурга, кроме случаев, когда по причинам объективного характера полномочия предыдущего губернатора Санкт-Петербурга прекратились до вступления в должность вновь избранного губернатора Санкт-Петербурга.

Следует различать правовые последствия определения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга и правовые последствия прекращения их полномочий. Установление даты голосования предопределяет лишь возможный момент прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или полномочий губернатора Санкт-Петербурга. Голосование на выборах может не состояться по причинам объективного характера (введение чрезвычайного или военного положения, низкая явка избирателей и др.), что приведет к сохранению полномочий действующего Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга. В случае совмещения даты голосования на выборах также возможно возникновение обстоятельств, препятствующих проведению выборов одновременно с выборами в федеральные органы государственной власти. Например, дата голосования на федеральных выборах, с которыми были совмещены выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и выборы губернатора Санкт-Петербурга, может быть перенесена.

При совмещении даты голосования на выборах действует общее правило: назначается лишь дата голосования, а полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочия губернатора Санкт-Петербурга могут прекратиться только соответственно в момент проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и в момент принесения присяги губернатором Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 29 и пункт 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга).

Положения пункта 4 статьи 40 и абзаца второго пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга устанавливают, что дата голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга может устанавливаться в сроки, отличные от закрепленных в Уставе Санкт-Петербурга. Указанные обстоятельства позволяют Уставному суду Санкт-Петербурга сделать вывод о том, что Устав Санкт-Петербурга содержит положения, допускающие возможность прекращения или сохранения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга соответственно до или после истечения уставного срока их полномочий.

Устав Санкт-Петербурга закрепляет юридически значимые для формирования Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и избрания губернатора Санкт-Петербурга факты: дату проведения голосования на выборах (пункт 3 статьи 24 и пункт 4 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга), день перехода полномочий к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга нового созыва и к вновь избранному губернатору Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 24 и пункт 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга), день истечения уставного срока полномочий (пункт 1 статьи 23 и пункт 3 статьи 40 Устава Санкт-Петербурга), момент прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, пункт 1 статьи 25, пункт 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга). Указанные факты могут иметь место в разное время и наступать в разной последовательности.
     
     Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что
Устав Санкт-Петербурга допускает возможность совмещения даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти либо на иных выборах, проводимых на территории Российской Федерации в целом, которое может повлечь сохранение или прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и полномочий губернатора Санкт-Петербурга соответственно до или после истечения уставного срока полномочий.
     
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 61, 62, 63 и 64 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга постановил:
    

1. Из положений пункта 3 статьи 23, пункта 1 статьи 25, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга в системной взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 40 и пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, определяющих уставный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга, следует, что нормы Устава Санкт-Петербурга допускают совмещение даты голосования на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и на выборах губернатора Санкт-Петербурга с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, что может повлечь за собой прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и прекращение полномочий губернатора Санкт-Петербурга до истечения уставного срока полномочий.
    

2. Согласно статье 68 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

3. Согласно статье 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" данное толкование является официальным и обязательным для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга, судов, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, муниципальных образований, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

4. Согласно статье 67 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в течение 14 дней после его провозглашения.



Текст документа сверен по:

рассылка