Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2003 года N 07-04/6625


О транспортном налоге



Управление МНС России по Санкт-Петербургу направляет для использования в работе разъяснения по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" (приложение 1) и вопросы-ответы по транспортному налогу (приложение 2).

Заместитель руководителя Управления
советник налоговой службы РФ I ранга
В.И.Красавин

     

     

Приложение 1
к письму Управления МНС России
по Санкт-Петербургу
от 01.04.2003 N 07-04/6625


Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - закон N 110-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) дополнен главой 28 "Транспортный налог".

Как определено в статье 356 новой главы НК РФ, транспортный налог устанавливается и вводится НК РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение статьи 356 НК РФ принят Закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге".

Закон Санкт-Петербурга устанавливает ставки налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, порядок утверждения формы отчетности по данному налогу. Все остальные элементы налогообложения определены в соответствии с общими положениями НК РФ федеральным законодателем непосредственно в Кодексе.

Плательщиками налога (ст.357 НК РФ) признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. При этом в статье есть некоторые изъятия. Так, например, по транспортным средствам, находящимся во владении и распоряжении у лиц на основании доверенности, если эти транспортные средства были переданы во владение и распоряжение до официального опубликования закона N 110-ФЗ (29.07.2002), плательщиками налога признаются лица, указанные в доверенности, несмотря на тот факт, что транспортные средства могут быть за ними не зарегистрированы.

При этом на лица, на которые зарегистрированы транспортные средства, законом возложена обязанность уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче ими транспортных средств на основании доверенности. В случае если информация не будет представлена в налоговый орган плательщиком налога, к нему не может быть применена ответственность, предусмотренная ст.126 НК РФ, поскольку срок для представления такой информации не установлен.

В настоящее время форма налоговой декларации по транспортному налогу и методические рекомендации по ее заполнению МНС России подготовлены и направлены на регистрацию в Минюст РФ. Полагаем, что в ближайшее время она будет зарегистрирована и доведена до налоговых органов и налогоплательщиков.

Кроме того, МНС России подготовлен проект приказа "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", который находится на утверждении, после чего также будет доведен до налоговых органов.

Приложение 2
к письму Управления МНС России
по Санкт-Петербургу
от 01.04.2003 N 07-04/6625

1. Вопрос: На основании какого документа производится определение мощности ТС, если в техпаспорте ТС такие сведения отсутствуют, а налогоплательщик утверждает, что сведения, представленные регистрирующим органом, неверные?

Ответ: По рекомендациям МНС России, в случае расхождения сведений, представленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со статьей 95 части первой НК РФ.

2. Вопрос: В какой бюджет зачисляется транспортный налог?

Ответ: В соответствии с новой редакцией статьи 3 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", которая вступает в силу с 01.01.2003, транспортный налог относится к источникам образования территориальных дорожных фондов. В полном объеме зачисляется в территориальный дорожный фонд.

3. Вопрос: Облагаются ли транспортным налогом ТС, которые используются как медицинские, пожарные, милицейские а/машины? Предусмотрены ли льготы для каких-либо видов деятельности?

Ответ: Согласно ст.356 НК РФ при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" не предусматривает никаких льгот. В соответствии со ст.358 НК РФ медицинские, пожарные, милицейские а/машины не относятся к категории транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения транспортным налогом. Учитывая изложенное, перечисленный спецтранспорт подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки (до 5 л.с.), гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Объектом налогообложения не являются:

- автомобили, специально оборудованные для инвалидов, без ограничения мощности и автомобили мощностью до 100 л.с., полученные в установленном порядке через органы социальной защиты населения;

- промысловые морские и речные суда;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, если они используются организациями, основным видом деятельности которых являются пассажирские и/или грузовые перевозки;

- тракторы и спецтехника, зарегистрированная на сельскохозяйственных товаропроизводителей, при условии, если они используются для производства сельскохозяйственной продукции;

- транспортные средства, числящиеся в угоне, при наличии соответствующего документа из компетентного органа;

- некоторые другие категории транспортных средств, указанных в ст.358 НК РФ.

Налоговые ставки установлены в ст.2 Закона Санкт-Петербурга и не превышают максимально допустимые, установленные НК РФ с учетом п.2 ст.361 НК РФ.

Так, например:

Автомобили легковые:

- до 100 л.с. включительно

- 10,50 руб.;

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

- 20,08 руб.;

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

- 47,00 руб.;

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

- 75,00 руб.

Автобусы:

- до 200 л.с. включительно

- 40,00 руб.;

- свыше 200 л.с.

- 38,21 руб.

Грузовые автомобили:

- до 100 л.с. включительно

- 25,00 руб.;

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно

- 40,00 руб.;

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно

- 42,00 руб.;

- свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно

- 25,00 руб.;

- свыше 250 л.с.

- 20,32 руб.


Порядок исчисления налога. Налог самостоятельно исчисляется организациями.

Глава 28 НК РФ устанавливает, что для физических лиц обязанность по исчислению транспортного налога отсутствует. Обязанность исчислять сумму налога для физических лиц и направлять соответствующие уведомления о необходимости уплаты налога лежит на налоговых органах.

Порядок и сроки уплаты налога. В соответствии со ст.363 НК РФ и ст.ст.3, 4 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" налог подлежит уплате по месту нахождения имущества не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. При этом, организации представляют декларации с указанием исчисленной суммы налога в срок до 1 июня текущего налогового периода. А физическим лицам в срок до 1 июня текущего налогового периода налоговые органы вручают соответствующие налоговые уведомления о необходимости уплаты суммы налога, указанной в уведомлении.

Налоговые льготы. Статьей 9 Закона N 110-ФЗ с 01.01.2003 исключается статья 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации", где определены льготы по налогу с владельцев транспортных средств, который заменяется транспортным налогом. Главой 28 НК РФ льготы по транспортному налогу не предусмотрены, но статьей 356 НК РФ определено, что законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. В свою очередь, Закон Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" не содержит в себе ни налоговых льгот, ни оснований для их использования. Таким образом, никаких льгот по уплате транспортного налога действующим законодательством не предусматривается.

Налоговая декларация по транспортному налогу в соответствии со ст.4 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" должна быть утверждена Управлением МНС России по Санкт-Петербургу. При этом, п.3 ст.80 НК РФ определено, что если форма налоговой декларации не утверждена законодательством о налогах и сборах, то она разрабатывается и утверждается МНС России. В данном случае непосредственно законом Санкт-Петербурга форма налоговой декларации не утверждена и должна быть утверждена МНС России.

4. Вопрос: Если предприятие имеет 2 вида деятельности, один из которых пассажирские (грузовые) перевозки судами и составляет 50%, следует ли платить транспортный налог?

Ответ: Обязанность уплаты транспортного налога не ставится в зависимость от того, какие виды деятельности осуществляет налогоплательщик и какую долю составляет тот или иной вид деятельности. Если у налогоплательщика имеется транспортное средство, являющее объектом налогообложения, то соответственно есть обязанность уплатить налог. Если есть транспортное средство, которое не является объектом налогообложения, то нет обязанности уплачивать за это транспортное средство транспортный налог.

5. Вопрос: Зависят ли сроки уплаты налога от последней цифры номерного знака?

Ответ: Закон Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 "О транспортном налоге" определяет единый срок уплаты налога для всех налогоплательщиков, независимо от последней цифры номерного знака.

6. Вопрос: В какие сроки и по какой форме физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, должно уведомить налоговый орган о передаче транспортного средства другому лицу по доверенности, удостоверенной до 30.07.2002?

Ответ: Форма уведомления и срок его представления в налоговый орган не установлены. Полагаем, что форма может быть произвольной.

7. Вопрос: Какие органы уполномочены выдавать документы, подтверждающие нахождение транспортного средства в розыске?

Ответ: Органы МВД, которые осуществляют розыск транспортного средства и ведут уголовные дела по факту угона.

8. Вопрос: Какими документами руководствоваться при отнесении автомототранспортных средств к легковым или грузовым?

Ответ: При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 года), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII;

- Классификацией автотранспортных средств, принятой правилами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН).

Кроме того, можно использовать отраслевую нормаль ОН 025 270-66, применяемую на предприятиях автомобильной промышленности.



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»