Администрация Санкт-Петербурга
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 января 2003 года N 106-р

     

Об утверждении целевой комплексной программы
по молодежной политике Василеостровского района
на 2002-2005 годы



В целях совершенствования работы с молодежью и подростками в Василеостровском административном районе и в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2002 N 28 "О Перечне мероприятий по реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2002-2005 годы)" в Санкт-Петербурге на 2002 году":

1. Утвердить целевую комплексную программу по молодежной политике Василеостровского района на 2002-2005 годы.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя главы территориального управления Руденко Т.П.

Глава территориального управления
А.А.Евстрахин

     

     

[Приложение]

     

Целевая комплексная программа по молодежной политике
Василеостровского района 2002-2005 гг.

     

Паспорт
целевой комплексной программы по молодежной политике
Василеостровского района на 2002-2005 гг.

Наименование программы

Целевая комплексная программа по молодежной политике Василеостровского района на 2002-2005 гг.

1

2

Основания для принятия решения о разработке программы

Отсутствие единой концепции по молодежной политике в районе

Заказчик программы

Территориальное управление Василеостровского административного района
муниципальные советы Василеостровского района

Основные разработчики программы

Отдел физической культуры, спорта и молодежной политики территориального управления Василеостровского административного района

Исполнители программы

Структурные подразделения территориального управления Василеостровского административного района, курирующие работу с молодежью; муниципальные советы в сфере реализации молодежной программы; высшие и средние учебные заведения, учреждения культуры, расположенные на территории Василеостровского района, общественные организации

Сроки реализации

2002-2005 гг.

Цели программы

1. Реализация молодежной политики России, Санкт-Петербурга, Василеостровского административного района.
Поддержка программ Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга, Комитета народного образования, муниципальных советов.

2. Подготовка молодых людей к службе в армии, воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине.

3. Профилактика безнадзорности, подростковой и молодежной преступности, наркомании и алкоголизма; создание и развитие системы социальных служб для молодежи и подростково-молодежных клубов.

4. Организация адресной работы досуговой деятельности молодежи по месту жительства в муниципальных образованиях, микрорайонах.

5. Содействие временной и постоянной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

6. Формирование у молодежи активной жизненной позиции.

7. Поддержка студенческой молодежи, содействие получению качественного профессионального образования.

8. Развитие системы отдыха и оздоровления молодежи, улучшение здоровья молодого поколения.

Этапы программы

Основные направления программы и исполнители

IV квартал 2002 года

1. Определение источников финансирования работы по молодежной политике. Формирование схемы финансового обеспечения молодежной политики (территориальное финансовое управление, ОФКСиМП, Комитет по молодежной политике, муниципальные советы, отдел образования и культуры, общественные организации).

IV квартал 2002 года

2. Создание Координационного совета по молодежной политике Василеостровского административного района (структурные подразделения территориального управления, отвечающие за реализацию молодежной политики, муниципальные советы, высшие и средние заведения, общественные организации).

По отдельному плану (далее - ежегодно)

3. Расширение материально-технической базы для реализации задач молодежной политики (ОФКСиМП, ТФУ, КУГИ).

По отдельному плану постоянно (далее - ежегодно)

4. Реализация программы патриотического воспитания молодежи Василеостровского административного района (ОФКСиМП, отдел образования и культуры, общественные организации, муниципальные советы, высшие и средние учебные заведения, военный комиссариат, воинские части, общественные организации).

5. Программа реализации мер по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркозависимости среди несовершеннолетних (ОФКСиМП, РУВД, отдел образования и культуры, муниципальные советы, высшие и средние учебные заведения, отдел образования и культуры).

6. Программа организации досуга молодежи (ОФКСиМП, муниципальные советы, общественные организации, высшие и средние учебные заведения, отдел образования и культуры).

7. Программа трудовой занятости подростков и молодежи (ОФКСиМП, ГУЦЗН, общественные организации, муниципальные советы, высшие и средние учебные заведения).

Ожидаемый результат

Улучшение здоровья молодого поколения путем профилактики наркомании в молодежной среде, привлечение несовершеннолетних граждан к общественно-полезному труду, вовлечение молодежи в социально активную деятельность, привлечение широких слоев студенческой молодежи и школьников к активному участию в жизни Василеостровского района.

     

     

Введение

     

Обоснование необходимости принятия программы


Закон Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике в Санкт-Петербурге" определяет основные направления молодежной политики через разработку и реализацию целевых программ районами, учреждениями и организациями.

Объективная необходимость разработки и принятия данной программы обусловлена следующими причинами:

1. До настоящего времени в Василеостровском административном районе Санкт-Петербурга не имелось комплексной программы, объединяющей в себе направления и усилия деятельности всех структур, учреждений и организаций, участвующих в решении молодежных проблем.

2. Наличие в территориальном управлении Василеостровского административного района отдела физической культуры, спорта и молодежной политики (ОФКСиМП), главной целью которого и является реализация различных программ в сфере работы с молодежью.

3. Изменение условий жизни молодежи в Санкт-Петербурге в целом, и в Василеостровском районе в частности, позволяют говорить о том, что сегодня необходим новый подход к решению проблем молодежи, основанный, в первую очередь, на реализации потенциала самой молодежи в решении социально значимых проблем общества.

Таким образом, основной целью в деятельности отдела (ОФКСиМП) является объединение и развитие уже действующих в районе программ отдельных организаций и структур на основе достижения взаимодействия между ними. Как итог достижения данной цели следует определить создание единой стратегии в реализации молодежной политики района для решения проблем, стоящих перед государством и обществом в этой сфере.

Другой целью деятельности отдела является создание новых направлений работы, в первую очередь, вовлечение социально активной части молодежи района в совместную деятельность и поддержка молодежных инициатив. Как итог достижения данной цели следует считать создание дееспособных молодежных объединений и организаций, которые возьмут на себя решение определенного комплекса социальных задач.

Третьей целью программы является реализация комплекса мероприятий, позволяющих объединить усилия организаций и структур в профилактике существующих негативных тенденций и явлений (оказание помощи в кризисных ситуациях, профилактика подростковой преступности и наркомании). Таким образом, это направление несет в себе социально корректирующие и социально поддерживающие функции.

В качестве первоочередных мер по достижению данных целей следует определить:

а) финансовое и материально-техническое, б) кадровое и в) организационно-методическое обеспечение работы.

Финансовое и материально-техническое обеспечение


Финансирование программы предполагается осуществлять из следующих источников: бюджетное финансирование разделов "Физическая культура и спорт", "Молодежная политика", резервного фонда главы территориального управления, резервного фонда депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в рамках программ муниципальных образований Василеостровского административного района, в рамках конкурса Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга и других комитетов, а также путем привлечения спонсорской поддержки.

Материально-техническое обеспечение деятельности предполагает существенное расширение материально-технической базы, существующей сети молодежных учреждений, а также увеличения количества подростково-молодежных клубов. Решение этой проблемы позволит, во-первых, минимально обеспечить потребность молодежи каждого микрорайона в местах проведения досуга, во-вторых, создаст возможность организовать свободное общение молодежи по месту жительства, в-третьих, обеспечит возможность реализации программ отдела народного образования, отдела физической культуры, спорта и молодежной политики во внешкольное время при поддержке муниципальных советов.

Кадровое обеспечение


Кадровое обеспечение на подготовительном и первом этапах реализации комплексной программы необходимо решать за счет изменения кадровой политики по отношению к молодежным проблемам. В первую очередь, это изменение сложившегося традиционного представления о подростково-молодежных клубах как местах исключительно секционной и кружковой работы. В настоящее время подростково-молодежные клубы превратились в семейные (дети, родители). Основной задачей клубов становится привлечение в клубы молодежи, организация и поддержка молодежных объединений, инициатив. Штаты клубов должны быть сбалансированы и включать в себя не только тренеров-преподавателей и руководителей кружков, но и специалистов по дополнительному образованию, молодежных организаторов, организаторов военно-патриотической работы, социальных педагогов и психологов.

     

Организационно-методическое обеспечение деятельности


Важнейшей задачей совместной деятельности ОФКСиМП, ООК, муниципальных советов является формирование в микрорайонах адресных площадок по работе с подростками, молодежью по месту жительства. Для этого необходимо решение следующих проблем.

Во-первых, активное участие муниципальных советов в работе Координационного совета по молодежной политике в Василеостровском районе, выработка совместных решений, направлений, мероприятий в рамках исполнения данной программы.

Во-вторых, обеспечение в СМИ совместно с муниципальными советами, депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга информированности жителей района, в первую очередь молодежи, о целях, задачах и проблемах молодежной политики (материалы из жизни молодежи района, представление проблемной и аналитической информации, обсуждение вопросов жизни молодежи района и города, формирование сознания и потребности молодых людей к социально активной жизни и деятельности).

В-третьих, профилирование подростково-молодежных клубов, насыщение их соответствующими кадровыми работниками, профессионалами, способными придать каждому клубу индивидуальную социально значимую направленность в работе. Кроме этого, материально-техническое оснащение клубов, формирующее их имидж среди молодежи, желание посещать клубы.

Структура управления и контроль за реализацией программы


Для управления ходом реализации программы и координации задействованных в ней служб и ресурсов необходима соответствующая организационная схема.

Органом, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию молодежной политики в районе, является ОФКСиМП.

Основными участниками реализации молодежной политики выступают:

1. Координационный совет по молодежной политике с участием организаций, учреждений и структур района, координирующий всю сферу их деятельности путем:

- принятия коллегиальных решений по приоритетным вопросам планирования;

- выполнения совместных или самостоятельных подпрограмм, реализующихся в рамках Комплексной программы;

- проведения совместных акций и мероприятий, которые обеспечивают решение общих задач молодежной политики в районе.

Участниками (членами) совета являются представители всех структур и организаций района, участвующих в реализации программы.

2. Базовым звеном вертикальной государственной структуры работы с молодежью являются: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, высшие и средние учебные заведения, воинские части, расположенные на территории Василеостровского района, спортивные и подростково-молодежные клубы, развлекательные центры.

Система контроля на уровне района за реализацией молодежной политики призвана обнаруживать отклонения от поставленных целей, путей и сроков, выявлять причины и вырабатывать варианты исправления ситуации. Она включает в себя:

- периодичность и регулярность форм контроля: проведение Координационным советом ежегодной конференции по молодежной политике; общие совещания руководителей подпрограмм и заседания Координационного совета; анализ состояния дел в молодежной среде и подготовка служебных записок главе территориального управления о ходе реализации программы; проведение итоговых смотров, конкурсов, спартакиад, соревнований и фестивалей между дворами, микрорайонами, высшими и средними учебными заведениями, а также в масштабе района в рамках целей и задач программы.

     

Подпрограммы, входящие в комплексную программу


Программа состоит из четырех блоков (подпрограмм):

1. Программа патриотического воспитания молодежи Василеостровского административного района.

2. Программа реализации мер по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркозависимости среди несовершеннолетних.

3. Программы организации досуга молодежи.

4. Программы трудовой занятости подростков и молодежи.

Программа патриотического воспитания молодежи
Василеостровского административного района

     

1. Характеристика проблемы и необходимость
 принятия программы


Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обострили и без того многочисленные проблемы подростково-молодежной среды. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, особенно молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства обоснована в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", в которой дано определение патриотическому воспитанию как систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»