Действующий

Об Основных направлениях политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год

III.4. Сохранение и развитие зеленых насаждений города


Озеленение - одно из совершенных и сравнительно дешевых способов оптимизации городской среды. Зеленые насаждения в городе выполняют различные функции, главнейшей из которых является оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата.

Площадь зеленых насаждений по состоянию на 01.01.2001 в Санкт-Петербурге и пригородах, административно подчиненных городу, составляет 31,0 тыс.га. Все зеленые насаждения подразделяются на три основные категории: общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары - общей площадью 10731,5 га, непосредственно в черте города - 5500,2 га, в пригородах - 5211,3 га), ограниченного пользования (зеленые насаждения внутри жилых кварталов, на территории школ, больниц, различных учреждений) и специального назначения (питомники, санитарно-защитные насаждения, кладбища и т.д.). Объекты общего пользования (55 парков, 166 садов, 718 скверов, 231 бульвар и 751 озелененная улица) находятся в ведении Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству. Свыше 2,0 тыс.га зеленых насаждений составляют памятники садово-паркового искусства XVIII-XIX веков.

Обеспеченность населения города зелеными насаждениями в различных административных районах неодинакова. Это сложилось исторически и связано с природными и градостроительными особенностями как в центральной части города, так и в пригородах. В среднем обеспеченность 1 жителя Санкт-Петербурга всеми категориями зеленых насаждений составляет 64,0 кв.м, в т.ч. общего пользования 16,0 кв.м.

Для восстановления баланса зеленых насаждений ежегодно высаживается 5,0-6,0 тыс. деревьев и 60,0-70,0 тыс. кустарников. За 2000 год прирост новой зеленой площади за счет всех источников финансирования составил 21,4 га, а убыль зеленых насаждений за этот же период - 37,4 га.

В последние годы резко возросла техногенная и рекреационная нагрузка на пригородные и городские природные территории. Происходит сокращение площади зеленых насаждений. Негативное воздействие на зеленые насаждения города оказывает возросшая интенсивность автомобильного движения и применение агрессивных противогололедных реагентов. Благоустройство территорий в районах новостроек часто осуществляется строительными организациями с грубыми нарушениями проектов озеленения. Большинство ведомственных зеленых насаждений характеризует отсутствие единой системы зеленых насаждений. На территории производственных зон, как правило, не осуществляется уход за зелеными насаждениями и участками природного комплекса, в связи с чем они находятся в неудовлетворительном состоянии.

Пригородная лесопарковая зона - часть зеленой зоны Санкт-Петербурга - выполняет защитные, санитарно-гигиенические, культурно-бытовые и эстетические функции. Общая площадь лесов лесопарковой зоны по состоянию на 01.01.2001 составляет 142,5 тыс.га. Пригородная лесопарковая зона находится в границах Всеволожского, Выборгского, Ломоносовского районов Ленинградской области, Выборгского, Приморского, Курортного, Петродворцового, Красносельского городских административных районов. Лесопарковый защитный пояс постоянно сокращается. При этом городские леса, в соответствии с Лесным кодексом РФ, выведены из состава лесного фонда, что и привело к неопределенности их правового положения.

Для устойчивого функционирования и эффективного развития садово-паркового хозяйства города необходимо:

- провести инвентаризацию зеленых насаждений, разработать генеральную схему развития зеленых насаждений общего пользования в Санкт-Петербурге и пригородах, с учетом их капитального ремонта и реконструкции;

- привести величину восстановительной стоимости платы за уничтожение зеленых насаждений в соответствии с расценками на посадку; создать бюджетный фонд, в который будут вноситься компенсационные платежи, с дальнейшим их целевым расходованием исключительно на восстановление зеленых насаждений;

- ежегодно увеличивать объем финансирования на капитальный ремонт и реконструкцию садово-парковых объектов;

- разработать и представить на утверждение генеральную схему развития рекреационных и курортных зон Санкт-Петербурга;

- разработать пакет экономических нормативных документов по вопросам оценки содержания, реконструкции озелененных территорий и механизма возмещения ущерба, наносимого озелененным территориям в процессе хозяйственной деятельности;

- разработать и представить на утверждение план проведения первоочередных мероприятий по восстановлению почв вдоль основных магистралей;

- разработать генеральную схему развития и ведения лесопаркового хозяйства в уточненных границах.