ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2002 года N 38


О Концепции тарифной политики Санкт-Петербурга

Рассмотрев представленную Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Концепцию тарифной политики Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга

решило:

1. Одобрить Концепцию тарифной политики Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Определить приоритетным направлением в области тарифной политики Санкт-Петербурга формирование системы тарифного регулирования.

3. Предложить Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли в трехмесячный срок разработать и представить на утверждение губернатора Санкт-Петербурга:

- Программу основных мероприятий по реализации Концепции.

- Положение о порядке регулирования тарифов, предусмотрев увеличение цен и тарифов не чаще двух раз в год.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Ветлугина С.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга -
      председатель Правительства
      Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев

     

           Приложение
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 11.07.2002 N 38


Концепция
тарифной политики Санкт-Петербурга

Концепция тарифной политики Санкт-Петербурга (далее - Концепция) представляет собой систему определенных единых принципов и приоритетов, а также правил и методов, взятых за основу исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного регулирования цен и тарифов, отнесенной к компетенции Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.

Концепция направлена на безотлагательное решение следующих основных проблем:

- вывод из критического состояния предприятий отраслей городского хозяйства - топливно-энергетического комплекса, городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение условий для устойчивого развития, модернизации, повышения качества и надежности их работы;

- формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, с учетом суммарной нагрузки на потребителя, его реальной платежеспособности и возможностей бюджета Санкт-Петербурга; недопущение необоснованного завышения цен и тарифов, исключение влияния субъективных, в том числе и политических, факторов на формирование размера платежей граждан;

- установление тарифов (цен) для промышленных предприятий, обеспечивающих условия для устойчивого и эффективного развития промышленности Санкт-Петербурга.

1. Основные термины и определения, используемые в Концепции

Тарифная политика - система последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий - производителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и потребителей продукции, работ, услуг.

Цена - денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную, поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Тариф - система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, товары, продукцию, предоставляемые предприятиям, организациям, учреждениям и населению.

Тарифная группа - категория потребителей продукции, работ и услуг, объединенная общими технологическими, экономическими, социальными условиями, определяющими единый подход к формированию цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, реализуемые для этой категории потребителей от конкретного поставщика, группы поставщиков.

Период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчетов показателей, включаемых в предложения по установлению, изменению цен, тарифов, размера платы за услуги.

Договорная цена - цена, устанавливаемая по договоренности между производителем, продавцом и потребителем, покупателем продукции, работ, услуг.

Норматив потребления услуг населением - объем услуг, измеряемый в соответствующих единицах установленной номенклатуры, используемый как оценочный достаточный уровень потребления того или иного вида услуг населением, из расчета на одного человека в месяц или на один квадратный метр жилой, общей площади.

Ставка платы - плата населения за конкретно предоставляемую жилищно-коммунальную услугу в объемах, обусловленных нормативом потребления за определенный временной интервал, месяц, по тарифам на данный вид услуги.

Жилищная организация - организация, предоставляющая услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции, работ, услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Предприятие-производитель - организация, осуществляющая производство продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые в соответствии с действующими нормативными правовыми актами подлежат государственному регулированию исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Экономико-математическое моделирование - описание взаимосвязи экономических объектов математическими методами в целях определения влияния того или иного объекта на определенный результат.

Базовая себестоимость - себестоимость производства продукции, работ, услуг, сформированная на основании проведения комплексных аудитов предприятий-производителей с учетом выявленных возможностей оптимизации и резервов хозяйственной деятельности, а также нормативных затрат.

Социальные перевозки транспортом общего пользования - перевозки пассажиров и багажа общественным пассажирским маршрутным транспортом, обслуживающим пассажиров по установленному тарифу и производящим в полном объеме обслуживание льготных категорий пассажиров, перевозки пассажиров по проездным документам многоразового пользования.

Коммерческие перевозки транспортом общего пользования - перевозки пассажиров и багажа общественным пассажирским маршрутным транспортом, не производящим обслуживания льготных категорий пассажиров и перевозок пассажиров по проездным документам многоразового пользования.

Социальный пассажирский транспорт - общественный пассажирский маршрутный транспорт, осуществляющий социальные перевозки.

Коммерческий пассажирский транспорт - общественный пассажирский маршрутный транспорт, осуществляющий коммерческие перевозки.

2. Область регулирования цен и тарифов в Санкт-Петербурге

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”, Федеральным законом “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” и Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен и тарифов на следующие виды продукции, работ, услуг:

- электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, - гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;

- услуги систем водоснабжения и канализации;

- газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

- газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

- перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского, включая метрополитен, и пригородного сообщения (кроме железнодорожного транспорта);

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

- ритуальные услуги;

- социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания,

- а также регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Кроме того, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга вправе вводить государственное регулирование тарифов, наценок и надбавок по следующему перечню услуг, наценок и надбавок:

- наценки на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом пригородного сообщения;

- перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;

- транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

3. Цель и задачи тарифной политики Санкт-Петербурга

Целью тарифной политики Санкт-Петербурга является последовательное проведение либерализации цен (тарифов) с учетом состояния экономики города, уровня доходов различных слоев населения, а также обеспечение сбалансированности интересов региональных производителей и потребителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию.

Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма ценового, тарифного регулирования, позволяющего:

- исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга - оценивать и принимать обоснованные решения в области государственного регулирования цен и тарифов, обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий-производителей, приемлемый уровень цен и тарифов на их продукцию, работы, услуги для потребителей, создавать благоприятный инвестиционный климат в регионе, строить прогнозируемую инвестиционную, бюджетную и социальную политику;

- хозяйствующим субъектам - обеспечивать необходимый объем и качество производимых товаров и предоставляемых услуг, проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, разрабатывать долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития с учетом проводимой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга тарифной политики;

- населению - получать информацию о целях и задачах тарифной политики Санкт-Петербурга, о взаимосвязи развития промышленности и отраслей городского хозяйства с реальными денежными доходами граждан, активно участвовать в процессе обсуждения принимаемых решений через свои организации и объединения, используя институт социального партнерства и систему согласительных процедур, создавать условия для повышения ответственности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга за соблюдение интересов жителей города.

Достижение поставленной цели возможно путем решения трех взаимосвязанных задач:

1) формирование централизованной скоординированной системы управления тарифной политикой в Санкт-Петербурге и единого порядка государственного ценового, тарифного регулирования;

2) разработка единых методологических принципов формирования цен, тарифов в Санкт-Петербурге;

3) последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии со стратегическими направлениями и базовыми принципами тарифной политики Санкт- Петербурга.

Реализация поставленных задач будет осуществляться поэтапно путем:

- разработки и утверждения программы основных мероприятий по реализации Концепции;

- изменения действующего законодательства Санкт-Петербурга и нормативно-правовой базы ценового регулирования в Санкт-Петербурге;

- формирования предложений по совершенствованию федерального законодательства в данной области.

4. Базовые принципы тарифной политики Санкт-Петербурга
и методы их реализации

4.1. Базовые принципы тарифной политики Санкт-Петербурга

Достижение основной цели тарифной политики осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов тарифной политики:

4.1.1. Принцип централизации

Единая методологическая основа, скоординированное формирование, централизованное согласование и утверждение цен, тарифов по всей области регулирования.

Координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий-производителей со стратегическими интересами развития городской инфраструктуры и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в регионе (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма).

Обеспечение согласованности тарифной политики Санкт-Петербурга и основных направлений развития и модернизации экономики Российской Федерации. Согласование интересов федеральных и региональных органов государственной власти в области тарифной политики на основе четкого разделения обязанностей, прав и ответственности.

4.1.2. Принцип развития

Обеспечение экономической устойчивости предприятий - производителей продукции, работ, услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.

4.1.3. Принцип защиты потребителя

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»