ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2001 года N 10


Об Основных направлениях развития здравоохранения
 Санкт-Петербурга до 2004 года

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997-2003 гг. "Здравоохранение Санкт-Петербурга - 2000", одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.1997 N 53, и в целях предоставления жителям Санкт-Петербурга качественной бесплатной медицинской помощи в гарантированных государством объемах Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Основные направления развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года согласно приложению.

2. Предложить Комитету по здравоохранению при внесении предложений в проект бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год представлять на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга ежегодные планы мероприятий по реализации Основных направлений развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года.

3. Принять к сведению, что ежегодные планы мероприятий по реализации Основных направлений развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года разрабатываются в пределах средств, предусмотренных по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2000 N 18 "О перспективном финансовом плане Санкт-Петербурга на 2001 - 2004 годы".

4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по здравоохранению Кагана А.В.

 Губернатор Санкт-Петербурга
      В.А.Яковлев


     

Приложение
к постановлению
Правительства
Санкт-Петербурга
от 15.03.2001 N 10

     

Основные направления развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2004 года

     

Перечень нормативных документов,
 использованных при составлении Основных направлений
развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2004 года

N п/п

Наименование документа

Использованные нормативы

1.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 N 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью"

Нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей

2.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 N 1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью"

Нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей

3.

Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью на 2000 год. Утверждены 17.01.2000 Минздравом, ФФ ОМС и согласованы с Минфином (2510/356-39/6097/40/02-10-07)

Нормативы стоимости единицы объема медицинской помощи, нормативы объемов медицинской помощи по профилям лечения

4.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.03.2000 N 10 "О территориальной программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в Санкт-Петербурге на 2000 год"

Виды медицинской помощи и источники финансирования

5.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации"

Штатные нормативы, полномочия и функции скорой помощи, нормативы обеспечения автотранспортом

6.

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982 N 999 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек"

Штатные нормативы

7.

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 06.06.1979 N 600 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских и городских больниц (МСЧ), расположенных в городах с населением свыше 25 тысяч человек"

Штатные нормативы

8.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 09.12.99 N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях"

Порядок предоставления и виды медицинской помощи

9.

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20.05.1988 N 404 "О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению"

Нагрузка на врача и расчет количества машин

10.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 30.12.1999 N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика".

Основные направления создания

11.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.1997 N 53 "О Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997 - 2003 гг.- "Здравоохранение Санкт-Петербурга - 2000"

Основные направления реформирования

     

     

Введение


На протяжении последних десяти лет в Российской Федерации принят целый ряд нормативно-правовых документов, гарантирующих предоставление бесплатной медицинской помощи населению и регламентирующих порядок ее оказания. При этом с 1993 года было введено обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), которое по первоначальному замыслу должно было дополнить существовавшую на тот момент государственную бюджетную систему здравоохранения. Однако в силу специфики становления правовой системы Российской Федерации и объективных экономических трудностей, которые возникли в 90-е годы, система ОМС в значительной степени подменила бюджетное финансирование здравоохранения, при этом суммарное финансирование здравоохранения не увеличивалось, но и постоянно сокращалось (приложение 1).

Данная ситуация усугублялась также тем, что возрастала разница между фактической стоимостью медицинской помощи в декларированных государством объемах и реальным финансированием. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.1999 N 1194 медицинская помощь для 4,7 млн. человек должна стоить 7,5 млрд. рублей в год. В то же время реальные возможности бюджета Санкт-Петербурга позволяют в настоящее время обеспечить лишь до 60% необходимых финансовых ресурсов. Однако система здравоохранения Санкт-Петербурга сохраняет гарантированные объемы медицинской помощи, перераспределяя финансовые ресурсы внутри системы и привлекая дополнительные источники финансирования, основным из которых оказываются личные средства граждан. Так, в бюджете крупных стационаров на долю платных услуг приходится около 7%. Но эта величина не учитывает прямые расходы пациента в процессе лечения (приобретение лекарств, расходных материалов, продуктов питания и т.д.). На этот счет не существует официальной статистики, но по результатам анонимных опросов можно говорить о суммах, составляющих до 30% бюджета стационаров, что вызывает обоснованное недовольство со стороны граждан. По данным Федерального фонда ОМС, Санкт-Петербург занимает первое место в Российской Федерации по количеству жалоб населения на оказываемую медицинскую помощь, при этом 53% жалоб признаны обоснованными.

Эти негативные тенденции и крайне тяжелая медико-демографическая ситуация в городе (приложение 2) явились побудительными мотивами разработки и принятия в 1997 году Концепции развития здравоохранения Санкт-Петербурга на 1997-2003 гг. Данный документ включал в себя не только детальный анализ сложившейся ситуации в Санкт-Петербурге, но и определял приоритеты, этапность развития, а также 68 конкретных программ, намеченных к реализации на ближайшие 5 лет, однако произошедший в августе 1998 года финансовый кризис резко замедлил реализацию намеченных планов. В этой связи, исходя из сегодняшних реалий, усилия органов управления должны быть направлены на корректировку планов, совершенствование системы управления и принятие безотлагательных мер для обеспечения жителей Санкт-Петербурга равнодоступной, бесплатной, качественной медицинской помощью в гарантированных государством объемах.

Необходимость проведения реформы здравоохранения не является самоцелью и не связана с несовершенством организационной структуры здравоохранения. В 1972 году ВОЗ признала существовавшую в СССР систему здравоохранения лучшей и рекомендовала ее для распространения в других странах. К сожалению, данная модель является крайне затратной, и в современных условиях приходится искать более экономически эффективные подходы. Принципиальным отличием предлагаемых преобразований и мероприятий является то, что они реалистичны, создаются и функционируют в рамках действующего правового поля и используют реально существующие финансово-хозяйственные связи и ресурсы.

1. Цель, направления и основные параметры реформирования здравоохранения


Цель - предоставление жителям Санкт-Петербурга обеспеченной реальными ресурсами равнодоступной, бесплатной, качественной медицинской помощи в гарантированных государством объемах.

1.1. Направления реформирования


Предполагается проведение основных изменений в трех звеньях здравоохранения и в структурно-функциональных связях между ними. Под основными звеньями здравоохранения понимаются:

- скорая и неотложная медицинская помощь;

- амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь;

- стационарная медицинская помощь.

Помимо основных звеньев реформа самым непосредственным образом затронет проблемы:

- лекарственного обеспечения;

- капитального строительства.

     

1.1.1. Скорая и неотложная медицинская помощь


Задачи реформирования:

1. Сокращение времени прибытия бригад.

2. Обеспечение преемственности в лечении больных.

3. Уменьшение числа необоснованных вызовов.

4. Повышение активности поликлиник.

5. Сокращение затрат на содержание службы.

6. Повышение качества предоставляемой помощи.

7. Создание системы экономической мотивации персонала.

8. Централизация управления.

Направления реформирования:

1. Размещение подстанций скорой медицинской помощи на базе крупных многопрофильных стационаров (приложение 3).

2. Поэтапная передача функций неотложной медицинской помощи городской станции скорой медицинской помощи.

3. Организация в поликлиниках круглосуточных пунктов оказания медицинской помощи на дому (приложение 4).

1.1.2. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь


Задачи реформирования:

1. Повышение качества медицинской помощи.

2. Повышение активности профилактической работы участкового, общепрактикующего врача.

3. Снижение непродуктивных затрат (управленческий персонал, лишние площади и т.п.) на оказание медицинской помощи.

4. Усиление материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.

5. Реализация государственных гарантий в области первичной медицинской помощи.

6. Развитие менее дорогостоящего внегоспитального лечения.

Направления реформирования (приложение 4):

1. Реструктуризация поликлиник с созданием в них врачебных групповых практик.

2. Развитие стационарозамещающих технологий.

3. Смещение акцента в работе узких специалистов на оказание консультативной помощи.

4. Создание пунктов по оказанию медицинской помощи на дому, отделений профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, скрининга, реабилитации и гериатрических отделений.

1.1.3. Стационарная медицинская помощь


Задачи реформирования:

1. Полноценное использование материально-технических ресурсов.

2. Сокращение непродуктивных затрат (лишние площади, эффективное использование оборудования и т.п.).

3. Сокращение средней длительности пребывания больного на койке.

4. Повышение качества специализированной медицинской помощи.

5. Полноценное использование интеллектуальных, кадровых ресурсов.

6. Обеспечение ресурсами, исходя из принципа "необходимо и достаточно".

Направления реформирования (приложения 3, 6, 7, 8):

1. Приведение коечного фонда в соответствие с потребностями в госпитальном лечении.

2. Изменение системы оплаты медицинских услуг.

3. Создание амбулаторно-консультативных отделений при стационарах.

4. Создание отделений экстренной помощи.

5. Создание стационаров сестринского ухода, обеспечивающих и гериатрическую помощь.

6. Разделение стационаров по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса (больницы интенсивного лечения, больницы восстановительного лечения, стационары длительного лечения больных с хроническими заболеваниями, больницы медико-социальной помощи).

     

1.1.4. Лекарственное обеспечение


Лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения, что обусловлено рядом причин, среди  которых можно выделить:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»