Санкт-Петербургский городской суд
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

РЕШЕНИЕ

     
от 23 января 2001 года дело N 3-41/01

     

[Предусмотренные ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" ежемесячные доплаты к пенсиям являются дополнительной социальной гарантией, установленной субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом в соответствии с п.5 ст.15 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации"]
(Извлечение)



Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе судьи … с участием прокурора... при секретаре... рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе С-ой о признании недействительным п.1 ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" от 10.07.2000 N 334-33 в части слов "уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона".

Установлено:

10 июля 2000 года был принят Закон Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга". В соответствии с п.1 ст.30 указанного Закона с 1 января 2001 года неработающие лица, замещавшие государственные должности Санкт-Петербурга, должности государственной службы Санкт-Петербурга, уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение ежемесячных доплат к пенсии в порядке и на условиях, установленных настоящей статьей.

С-ва обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просила признать недействующим п.1 ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в части слов "уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона". В судебном заседании С-ва поддержала свою жалобу, обосновав ее тем, что оспоренная ею норма Закона Санкт-Петербурга противоречит ст.ст.9, 15, 19 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Заявительница также пояснила, что она в течение 17 лет замещала должности государственной службы Санкт- Петербурга, была уволена по п.1 ст.33 КЗоТ РСФСР 30 сентября 1997 года. Пунктом 1 статьи 30 указанного Закона Санкт-Петербурга, исключившим ее из круга лиц, имеющих право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, как уволенную до вступления в силу данного Закона, нарушено ее право на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной службы.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т-ва и представитель губернатора Санкт-Петербурга А-ва  возражали против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что оспоренная С-ой норма Закона Санкт-Петербурга не может быть расценена как противоречащая ст.ст.9, 15, 19 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", поскольку данная норма содержит иную социальную гарантию, не предусмотренную указанными С-ой статьями данного Федерального закона, и потому не имеется оснований утверждать, что данная норма нарушает право заявительницы на получение ею пенсии за выслугу лет.

Выслушав доводы сторон, проверив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора … полагавшей жалобу С-ой не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия находит, что жалоба С-ой не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с преамбулой Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.

Как следует из ст.4 Федерального закона, законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.2 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственная служба включает в себя:

1. Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2. Государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Однако при этом в соответствии с ч.2 ст.3 данного Закона государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации. То есть, независимо от того, замещают лица должности государственных служащих федеральной государственной службы или должности государственных служащих государственной службы субъекта Российской Федерации, им в равной мере предоставляются права и на них в равной мере распространяются гарантии, предусмотренные ст.ст.9, 15 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Вместе с тем в соответствии с п.5 ст.15 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Действительно, в соответствии с пп.9 п.1 ст.9 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий имеет право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы. Согласно пп.7 п.1 ст.15 этого Закона государственному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Однако, как следует из ст.19 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", пенсия за выслугу лет может быть назначена государственному служащему в соответствии с федеральным законом.

В настоящее время федеральный закон, регулирующий порядок назначения и выплаты пенсии государственному служащему за выслугу лет, не принят, что не оспаривалось в судебном заседании и С-ой.

Вместе с тем Президентом Российской Федерации 16 августа 1995 года был принят Указ N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы", предусматривающий введение ежемесячных доплат к государственной пенсии, назначенной указанным лицам в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Данный Указ Президента, с последующими изменениями, распространялся и распространяется лишь на тех государственных служащих Российской Федерации, которые получали денежное содержание за счет средств федерального бюджета, то есть замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы.

Вместе с тем п.5 данного Указа содержал рекомендацию субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

Таким образом, в данном нормативном правовом акте Российской Федерации установление доплат к назначенным пенсиям рассматривается как самостоятельная социальная гарантия, которая не тождественна гарантии, предусмотренной пп.7 п.1 ст.15 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", - пенсии за выслугу лет.

При таких обстоятельствах суд находит убедительными доводы представителей Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга о том, что предусмотренные ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" ежемесячные доплаты к пенсиям являются дополнительной социальной гарантией, установленной субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом в соответствии с п.5 ст.15 Закона РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", который в этом случае был вправе установить порядок и условия назначения указанной доплаты, в том числе и распространить указанную социальную гарантию лишь на тех лиц, которые были уволены с государственной должности Санкт-Петербурга, с должности государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга.

С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы С-ой о том, что п.1 ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" в оспоренной заявительницей части противоречит ст.ст.9, 15, 19 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" и нарушает право С-ой, установленное данным Законом, на получение пенсионного обеспечения с учетом стажа государственной службы.

Руководствуясь ст.197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

С-ой в удовлетворении жалобы о признании недействительным п.1 ст.30 Закона Санкт-Петербурга "О государственной службе Санкт-Петербурга, лицах, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных служащих Санкт-Петербурга" от 10.07.2000 N 334-33 в части слов "уволенные с государственной должности Санкт-Петербурга после вступления в силу настоящего Закона" отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий


Текст документа сверен по:

официальная рассылка