ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 марта 2000 года N 218-р

     

О сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Санкт-Петербурга



В целях выявления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Санкт-Петербурга и в соответствии с Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, утвержденным ГКЧС России, Минздравом России, Госкомсанэпиднадзором России, Минприроды России, Минсельхозпродом России, Росгидрометом 30.10.93:

1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга.

2. Утвердить Перечень учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга, согласно приложению.

3. Поручить Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

3.1. Обеспечить функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга.

3.2. Организовать взаимодействие с расположенными на территории Санкт-Петербурга академическими и отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями, входящими в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации.

4. Рекомендовать руководителям учреждений, указанных в приложении, в месячный срок разработать и утвердить территориальные и ведомственные положения и структуру сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также организовать их функционирование.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Антонова Ю.В.

Губернатор Санкт-Петербурга
 В.А.Яковлев

УТВЕРЖДЕНО
 распоряжением губернатора
 Санкт-Петербурга
 от 01.03.2000 N 218-р

     
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны Санкт-Петербурга

     

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Санкт-Петербурга (далее - СНЛК).

1.2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Санкт-Петербургской городской подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городская подсистема РСЧС).

1.3. Общее руководство СНЛК возлагается на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют городские (головные) организации, включенные в структуру СНЛК.

1.4. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1.4.1. Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение с помощью технических средств зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими (бактериальными) средствами.

1.4.2. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомых веществ или средств (для биологических средств - после проведения специфической индикации).

1.5. Наблюдение и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:

- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время;

- принятия экстренных мер по защите населения и территории Санкт-Петербурга от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, биологических (бактериологических) средств возбудителей инфекционных заболеваний.

1.6. СНЛК формируется на основе следующих учреждений и организаций, функционирующих на территории Санкт-Петербурга:

- Северо-Западное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Управление по охране окружающей среды;

- Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге;

- Городской лабораторный центр Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге;

- районные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге;

- Северо-Западный региональный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте Санкт-Петербурга;

- Дорожный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора государственного предприятия "Октябрьская железная дорога";

- Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора государственного предприятия пассажирского транспорта "Петербургский метрополитен";

- Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- Северо-Западная противочумная станция;

- городская ветеринарная лаборатория Санкт-Петербурга;

- научно-исследовательские институты, включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, находящиеся на территории Санкт-Петербурга;

- химико-радиометрическая лаборатория Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- посты радиационно-химического наблюдения объектов экономики в Санкт-Петербурге;

- объектовые лаборатории учреждений пищевой промышленности.

2. Функционирование СНЛК и порядок передачи информации
учреждениями СНЛК

2.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:

2.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

2.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз возможного возникновения чрезвычайной ситуации и угрозы начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию и одновременно в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области и соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в следующих случаях:

- обнаружение в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также отравляющих веществ и биологических (бактериальных) средств;

- возникновение опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений;

- высокое загрязнение природной среды.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие двух часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более четырех часов в формализованном и неформализованном видах по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией, территориальными органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.

2.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме, предусмотренном настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (почве, воде, воздухе), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (уровни), а также отравляющих веществ и биологических (бактериологических) средств, о массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области и соответствующий территориальный орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном видах по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее двух часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более четырех часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

     

3. Организация наблюдения и лабораторного контроля

3.1. Основу СНЛК составляют городские учреждения, являющиеся головными. Головные учреждения - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК подразделения со сроками приведения в готовность к выполнению задач 6-8 часов. При эвакуации учреждения СНЛК рассредотачиваются в загородной зоне (с учетом существующей концепции по загородной зоне), подготовка которой ведется заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с режима работы в мирное время на режим работы в военное время.

3.1.1. Головные учреждения СНЛК выполняют следующие задачи:

- определяют зараженность (загрязненность) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и проводят специфическую индикацию биологических (бактериальных) средств;

- проводят сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды на контролируемой ими (закрепленной) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- осуществляют методическое руководство подчиненными (закрепленными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.

3.1.2. Головные учреждения СНЛК выполняют следующие функции:

- общее руководство СНЛК в рамках функционирования городской подсистемы РСЧС;

- разработка нормативно-методических документов для подведомственных учреждений по работе в СНЛК;

- организация и контроль подготовки кадров подведомственных учреждений для работы в СНЛК;

- контроль готовности подведомственных учреждений к работе в СНЛК.

3.1.3. Учреждения СНЛК районного уровня, закрепленные за соответствующими головными учреждениями, выполняют задачи, возложенные на них головными учреждениями, и при задействовании в экстремальных ситуациях оперативно подчиняются и взаимодействуют с соответствующими головными учреждениями СНЛК.

3.1.4. Состав и структура СНЛК утверждаются губернатором Санкт-Петербурга.

3.2. Главному государственному санитарному врачу по Санкт-Петербургу при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации оперативно подчиняются все расположенные и функционирующие на территории Санкт-Петербурга учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля независимо от организационно-правовой формы для координации совместных действий в рамках функциональной подсистемы РСЧС.

3.3. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге осуществляет:

- организацию и ведение на территории Санкт-Петербурга наблюдения, оценки и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки;

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения и среды обитания;

- организацию и координацию работ по проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций с учетом сил и средств ведомственных формирований постоянной готовности, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

- организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по ликвидации санитарно-эпидемических последствий чрезвычайных ситуаций, формирование резервов санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств;

- организацию и проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, а также при вспышках инфекционных заболеваний силами специальных формирований городской санэпидслужбы;

- установление вида возбудителей боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация), согласно установленному порядку;

- идентификацию выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов, исследование на неизвестного возбудителя бактериальной этиологии;

- организацию оперативного контроля и измерений мощности доз радиоактивного излучения в местах расположения учреждений санэпидслужбы (радиационное наблюдение), анализ и обобщение данных о радиационной обстановке в городе;

- участие в радиационном контроле, анализ и оценка неблагоприятной радиационной обстановки в местах массового скопления людей;

- организацию и проведение лабораторных исследований продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья с определением удельной и объемной активности радионуклидов, а также с определением загрязненности указанных объектов отравляющими веществами и аварийно химически опасными веществами и другими токсичными веществами (при наличии соответствующих табельных средств);

- проведение санитарной экспертизы зараженных (загрязненных) продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья с выдачей гигиенического заключения о пригодности их к использованию по назначению;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»