Действующий

О программе "Основные направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге на 1999-2003 годы"

Содержание проблемы и обоснование
необходимости Программы


Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.). Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10% валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики. По данным Всемирной туристской организации (далее - ВТО), за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 процента при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5 процента. В отдельных развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000 процентов (Португалия). В 1997 году доходы от туризма составили 35 процентов мирового экспорта услуг и свыше 8 процентов общего объема экспорта товаров в мире. Доход России от иностранного туризма оценивается экспертами ВТО на уровне 7,1 млрд. долларов США при объеме въездного туризма до 15,8 млн. прибытий в 1998 году.

По прогнозам ВТО, показатели темпов развития туризма в мировой экономике сохранятся.

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (транспорт, связь, торговля и др.), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну государства. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Санкт-Петербург - культурная и туристская столица России. В нем сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием российского народа. Разумное использование туристских ресурсов способно приносить городу существенный доход.

В настоящее время в Санкт-Петербурге туристской деятельностью занимаются свыше 1000 фирм. В 1999 году лицензии на право осуществления международной туристской деятельности получили 339 фирм.

В Санкт-Петербурге имеется более 100 объектов размещения туристов (около 27000 мест). Среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5 процента и колеблется в зависимости от сезона от 25 процентов до 100 процентов.

Санаторно-курортный комплекс в пределах административного ведения Санкт-Петербурга включает 43 санаторно-курортных предприятия с общим числом мест -свыше 13000.

В течение 1998 года в Санкт-Петербурге побывало свыше 1,75 млн. иностранных граждан, прибывших в город по туристским, служебным и частным визам через Северо-Западный участок границы Российской Федерации и отнесенных к категории туристов Федеральным законом РФ N 132-ФЗ от 24.11.96 "Об основах туристской деятельности в РФ" (статья N 1). Соответственно за три квартала 1999 года - около 1,8 млн. человек.

В 1999 году Санкт-Петербург посетили свыше 130 тыс. круизных туристов.

К сожалению, получить достоверные данные о количестве прибытий в Санкт-Петербург иностранных граждан через другие участки границы Российской Федерации не представляется возможным.

В 1998 году в Санкт-Петербурге побывало более 500 тыс. туристов из России и стран СНГ.

Музеи Санкт-Петербурга в 1999 году посетили около 6 млн. человек.

За три квартала 1999 года только по туристским путевкам из Санкт-Петербурга за рубеж выехало 220 тыс. человек.

В настоящее время петербуржцам выдано около 1,5 млн. заграничных паспортов.

Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от различных видов туризма. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено как следствием недостоверной системы учета доходности туризма, с одной стороны, так и недостатками в системе денежного обращения - с другой, а также иными факторами.

В сложных экономических и политических условиях Комитету по туризму и развитию курортов как государственному органу, поддерживающему и координирующему все многообразные направления в сфере туризма в Санкт-Петербурге, удалось организовать работу по структурному формированию туризма в качестве значимой отрасли городского хозяйства, объединяющей туристские, экскурсионные, транспортные предприятия, гостиницы, предприятия общественного питания, развлечений и сферы услуг.

За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный рост темпов въездного туризма, который составил 6-8 процентов ежегодно.

В то же время, несмотря на комплекс принятых мер (проведение международных туристских выставок в Санкт-Петербурге, участие в зарубежных выставках, создание соответствующих серверов в сети Интернет, издание ряда двуязычных путеводителей по городу, другой рекламной литературы и т.д.), прирост туристских потоков может быть более значительным, что особенно важно, так как въездной туризм является экспортным направлением в экономике отрасли.

Анализ недостаточного роста въездных туристских потоков позволяет выделить причины внешнего и внутреннего характера.

Причины внешнего характера:

- экономическая и политическая нестабильность в стране;

- недостаточность поддержки туризма как отрасли экономики (неразвитость федеральной нормативно-законодательной базы, отсутствие финансирования федеральных программ и т.п.);

- негативная информация о России в зарубежных средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в обслуживании и т.п.);

- выраженный фактор сезонности в туризме, связанный с особенностями климатических условий.

Причины внутреннего характера:

- недостаточная координация деятельности отраслей городского хозяйства, а также неразвитость внутриотраслевых связей в условиях стихийной рыночной экономики;

- отсутствие необходимой нормативной законодательной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, отсутствие налоговых льгот) туристских предприятий, занимающихся въездным туризмом;

- недостаток гостиниц среднего класса;