Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 августа 1998 года N 625


О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в г.Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 19 июня 2012 года N 283-ПП
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Снято с контроля в связи с изменением объективных условий
на основании постановления Правительства Москвы
от 25 апреля 2000 года N 294

______________________________________________________________


В целях создания условий для внедрения ипотечного кредитования и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", положениями Договора о создании ипотечного рынка в г.Москве от 11 января 1998 года, подписанного в Кембридже, штат Массачусетс, США Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития ипотечного жилищного кредитования в г.Москве, разработанную российско-американской рабочей группой при Правительстве Москвы (приложение 1).

2. Утвердить План мероприятий по Московской ипотечной программе (приложение 2).

3. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства г.Москвы, ответственным за выполнение мероприятий (п.2), обеспечить их реализацию в строго установленные сроки.

4. В соответствии с Концепцией развития ипотечного жилищного кредитования в г.Москве и положениями Договора о создании ипотечного рынка в г.Москве от 11 января 1998 года Департаменту государственного и муниципального имущества г.Москвы совместно с Координационно-аналитическим управлением Комплекса перспективного развития города и рабочей группой "Московская ипотечная программа" провести организационные мероприятия по учреждению открытого акционерного общества "Московское ипотечное агентство" (МИА), предусматривающего долю участия города Москвы не менее 51%.

5. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и Департаменту финансов предусмотреть выделение лимита заимствований на привлечение кредитных ресурсов для финансирования городской программы ипотечного жилищного кредитования в пределах общего лимита заимствований, утвержденного Московской городской Думой.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса перспективного развития города Ресина В.И.

И.о.Премьера Правительства Москвы
Б.В.Никольский

     

Приложение 1
 к постановлению
Правительства Москвы
от 11 августа 1998 года N 625

КОНЦЕПЦИЯ
Московской Программы Ипотечного Кредитования

     

Введение

Настоящая концепция разработана во исполнение указаний Мэра Ю.М.Лужкова, согласно которым, применяемая в Москве схема ипотечного кредитования должна основываться на реальных денежных потоках между кредиторами и платежеспособными гражданами - покупателями жилья, учитывать международный опыт, гарантировать безусловную уверенность кредиторов и обеспечить выдачу ипотечных кредитов москвичам для приобретения не менее 10 тысяч квартир в год.

     

Глава N 1. Основные принципы концепции Московской
Ипотечной программы

1. Концепция учитывает опыт создания и функционирования ипотечного рынка в странах с переходной экономикой наиболее близких к России по экономическим, финансовым и социально-психологическим параметрам.

2. Концепция адаптирована к платежеспособному спросу москвичей, особенностям московского рынка жилья, нестабильной макроэкономической ситуации в России и к особенностям функционирования российских финансовых институтов.

3. Концепция, через заложенные в ней инструменты вторичного ипотечного рынка, способствует быстрой оборачиваемости средств кредиторов и обеспечению процесса непрерывного рефинансирования ипотечного кредитования с выходом на полное самофинансирование в течение 1-2 лет. Данный механизм, в отличие от рассчитанных только на внешние инвестиции статичных схем, является единственным реальным инструментом, обеспечивающим увеличение объемов финансирования жилищного строительства в соответствии с указаниями Мэра Москвы параллельно со снижением высоких процентных ставок по кредитам населению.

4. Концепция позволяет управлять спросом на жилье в выгодном для социально-экономического развития города направлении.

5. Концепция позволяет начать работу по внедрению и развитию ипотечной программы в Москве уже в настоящее время в существующем правовом поле.

6. Концепция базируется на проверенном международном опыте, который понятен и принимается международными инвесторами.

7. Концепция основывается на рыночном подходе, являющемся ясным и простым для понимания и применимым для тиражирования в других субъектах Федерации. Указанный подход подразумевает создание самодостаточной и саморазвивающейся системы, которая может быть интегрирована в сегодняшнюю практику. Концепция рассчитана не на одномоментный результат, не ограничена во времени.

8. Данная программа прозрачна и открыта для всех задействованных структур, подконтрольна, ясна для инвесторов и других цивилизованных участников ипотечного рынка.

9. Концепция предусматривает в качестве базовых составляющих:

- создание законодательной и нормативной основы, обеспечивающей неукоснительное исполнение соответствующих законодательству обязательств при ипотечном кредитовании в городе Москве;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей наличие четкого и надежного механизма регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее и доступ к этой информации всех квалифицированных участников ипотечного рынка;

- стимулирование финансовых институтов, обеспечивающее динамичное развитие первичного рынка и создание механизма рефинансирования первичных кредиторов за счет вторичного рынка.

     

Глава N 2. Основные участники ипотечного рынка


Заемщики - обратившиеся за получением ипотечного кредита, квалифицированные кредитором как надежные и платежеспособные и на основании этого получившие ипотечный кредит физические и юридические лица, добровольно предоставляющие уже имеющееся у них в собственности или(и) приобретаемое на средства кредита жилье в залог и способные внести авансовые платежи при приобретении жилья.

Кредиторы - банки и другие финансовые кредитные учреждения, выдающие ипотечные кредиты заемщикам на основании оценки их кредитоспособности и осуществляющее последующее обслуживание данных ипотечных кредитов.

Квалифицированные МИА кредиторы - кредиторы, имеющие договорные отношения с Московским Ипотечным Агентством.

Продавцы жилья - физические и юридические лица, продающие собственное жилье или жилье, принадлежащее другим физическим и юридическим лицам по их поручению.

Риэлторские организации - лицензированные продавцы жилья.

Функции:

- продажа жилья по поручению двух участников рынка, в том числе, Правительства Москвы;

- осуществление продаж жилья из собственных жилищных фондов, участие в организации и проведении торгов по реализации жилья, на которое наложено взыскание.

Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - государственный орган, обеспечивающий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, единый административный источник информации о правах собственности на жилье на всей территории Московского регистрационного округа, ведущий единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество, включая жилые дома и жилые помещения.

Функции:

- четкое установление собственника конкретного жилья с определением имеющихся залогов или иного обременения в отношении этой собственности;

- регистрация сделок купли-продажи квартир, оформление перехода прав собственности к новому владельцу;

- регистрация договоров залога;

- предоставление информации по правам собственности и обременению залогом жилья всем участникам ипотечного рынка, имеющим договорные отношения с МИА и действующим по его единым стандартам;

- предоставления части сведений о характеристиках жилья, в том числе, коммерческих ценах на него при наличии официальной оценки;

- предоставление информации всем участникам ипотечного рынка быстро и доступно, ведение регистрации сделок без промедления, немедленная обработка информации о сделках с недвижимостью при публичном характере этой информации.

Страховые компании - лицензированные страховые компании, осуществляющие имущественное страхование (страхование заложенного жилья), страхование жизни и трудоспособности заемщика и страхование гражданско-правовой ответственности участников ипотечного рынка.

Московское муниципальное страховое Агентство - осуществляет все формы страхования, связанные с ипотечным кредитованием, включая отдельные кредитные риски финансовых институтов, действующих в рамках Московской ипотечной программы.

Квалифицированные МИА страховые компании - страховые компании, отвечающие требованиям МИА и на основании этого рекомендованные им для осуществления страховой деятельности на рынке ипотечного кредитования.

Оценочные агентства - лицензированные компании, осуществляющие независимую профессиональную оценку жилых помещений, являющихся предметом залога по ипотеке (при выдаче ипотечного кредита, при реализации заложенного имущества, торгах и пр.).

Квалифицированные МИА оценочные агентства - агентства, отвечающие требованиям МИА и на основании этого рекомендованные им для осуществления независимой профессиональной оценки жилых помещений на рынке ипотечного кредитования.

Операторы вторичного ипотечного рынка - юридические лица, осуществляющие выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Основной оператор вторичного ипотечного рынка в Москве Московское ипотечное агентство (МИА).

Функции:

- разработка и внедрение единых ипотечных стандартов и технологий, соблюдение которых является обязательным условием для выкупа кредитов у квалифицированных МИА кредиторов и рекомендуется всем остальным кредиторам в качестве необходимой предпосылки для рассмотрения возможности придания им статуса квалифицированных МИА кредиторов в будущем;

- выкуп у квалифицированных МИА кредиторов ипотечных кредитов, соответствующих стандартам МИА (операции на вторичном ипотечном рынке);

- привлечение средств инвесторов путем выпуска и размещения ценных бумаг, обеспеченных собственными активами (в том числе пулами ипотечных кредитов), а также поручительствами Правительства Москвы.

Инвесторы - юридические и физические лица, приобретающие ценные бумаги МИА. Например, институциональные инвесторы - пенсионные фонды, страховые компании и т.д.

Правительство Москвы

Функции:

- регулирование первичного и вторичного ипотечного рынка в Москве;

- предоставление поручительств инвесторам по ценным бумагам МИА;

- участие в управлении МИА.

     

Глава N 3. Основные принципы Московской Ипотечной программы

1. Ипотечное кредитование возникает, когда одна сторона (кредитор) предоставляет другой стороне (заемщику) сумму денежных средств в кредит, порядок погашения которого определяется кредитным договором, предусматривающим в качестве предмета залога для обеспечения выдаваемого кредита жилье, как приобретаемое на средства кредита, так и имеющееся в собственности заемщика до получения кредита.

2. В случае, если заемщик не в состоянии возвратить заемные средства кредиторы, кредитор может обратить взыскание на заложенную собственность заемщика в качестве компенсации за предоставленный кредит.

3. Заемщик и кредитор подписывают договор, по которому они добровольно и сознательно признают, что будут выполнять договорные обязательства способом, указанным в данном договоре.

4. Заемщик обладает правом выбора желательного для него типа договора из имеющихся стандартных, зная, что условия договора подлежат обязательному исполнению.

5. Московское Ипотечное Агентство заключает с каждым из квалифицированных МИА кредиторов договор, в котором гарантирует срочный выкуп любого выдаваемого данным кредитором ипотечного кредита с получением им заранее обусловленной маржи только в том случае, если данный кредит выдается по стандартам МИА. В число стандартов МИА на первых порах становления рынка ипотечного кредитования в Москве могут входить требования участия только квалифицированных МИА страховых и оценочных компаний во всех случаях страховой и оценочной деятельности, связанной с ипотечным кредитованием.

6. Московское Ипотечное Агентство не осуществляет выкуп кредитов, выданных иными, чем квалифицированными МИА кредиторами.

7. Поручительства Правительства Москвы распространяются только на ценные бумаги МИВ.

8. Отношения всех участников ипотечного рынка подразумевают:

8.1. Четкое функциональное распределение обязанностей на договорной основе;

8.2. Гарантии исполнения договорных обязательств;

8.3. Доступность участия в работе ипотечного рынка любой организации, имеющей на это право в соответствии с федеральным и московским законодательством.

9. Необходимые меры по созданию правовых и прочих условий для работы ипотеки в Москве:

9.1. Обеспечение единой централизованной регистрации сделок с недвижимостью и прав на нее. Это означает фактически одновременную регистрацию договоров купли-продажи и договоров залога при ипотечном кредитовании.

9.2. Создание резервного отселенческого фонда.

9.3. Корректировка Правил регистрации граждан на территории Москвы.

9.4. Организация и проведение торгов жилья, на которое обращено взыскание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»