Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1997 года N 22


О региональной целевой программе "Жилище"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 декабря 2010 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 24 декабря 2010 года N 351

____________________________________________________________________


В целях развертывания жилищного строительства в Ленинградской области на основе долгосрочного кредитования населения с использованием кредитных ресурсов коммерческих банков, средств населения и собственных средств предприятий и организаций, в соответствии с федеральными целевыми программами "Свой дом" и "Жилище", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 N 132-р "Об обеспечении выполнения федеральной целевой программы "Свой дом" правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Жилище", предусмотрев единый подход к реализации программы жилищного строительства на территории Ленинградской области: улучшение жилищных условий семей со скромным и средним достатком в результате внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий из федерального, областного и местных бюджетов гражданам льготных категорий, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства, привлечения средств населения - личных накопительных счетов, жилищных сертификатов, облигаций областного и муниципального жилищного займа; увеличение объемов и повышение качества индивидуального жилищного строительства за счет перестройки и совершенствования базы строительной индустрии и внедрения энергосберегающих технологий; расширение прав органов местного самоуправления, способствующих реализации программ улучшения жилищных условий граждан; расширение объемов жилищного строительства на основе долгосрочного кредитования населения.

2. Назначить ответственным за реализацию региональной целевой программы "Жилище" в Ленинградской области комитет по строительству.

3. В целях осуществления контроля за ходом выполнения программы образовать координационный совет в составе председателя комитета по строительству, председателя комитета по экономике и инвестициям, председателя комитета финансов, председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, председателя комитета по архитектуре и градостроительству.

4. Для практической отработки схемы ипотечного кредитования рекомендовать комитету по строительству, комитету по архитектуре и градостроительству, главам муниципальных образований Всеволожский район и город Гатчина определить две площадки под реализацию пилотных проектов:

4.1. Создать на территории города Гатчины агентство по долгосрочному ипотечному жилищному кредитованию "Жилстройкредит" (многоквартирные дома) и распространить опыт его работы на другие районы Ленинградской области.

4.2. Создать на территории поселка Манушкино Всеволожского района агентство по ипотечному строительству домов усадебного типа, коттеджей.

5. Организовать на территории Всеволожского района зону экспериментального индивидуального малоэтажного строительства с его демонстрацией.

Комитету по архитектуре и градостроительству совместно с комитетом по строительству определить площадку (населенный пункт) и разработать положение о поселке-выставке.

6. Комитету по строительству совместно с комитетом по экономике и инвестициям и комитетом финансов разработать положение о порядке взаимодействия банков и иных кредитных учреждений по ипотечным кредитам на приобретение жилья физическими лицами.

7. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований при формировании бюджета ежегодно предусматривать выделение субсидий на приобретение и строительство жилья гражданам льготных категорий.

8. Комитету по строительству в процессе реализации программы с учетом полученного опыта практической отработки схемы ипотечного кредитования ежегодно вносить изменения в региональную целевую программу "Жилище".

9. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора по управлению областным хозяйством Соколова Ю.В.

Губернатор
 В.Густов

     

     

Утверждена
постановлением правительства
Ленинградской области
от 15 мая 1997 года N 22
(приложение)

Региональная целевая программа
"Жилище"

     

Паспорт
региональной целевой программы "Жилище"

Наименование                    - региональная целевая программа
                                  "Жилище"

Дата утверждения                -

Заказчик                        - комитет по строительству
                                  Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество          - Кравченко Александр Кириллович
руководителя программы

Цели и задачи                   - создание организационных, финан-
                                  совых и правовых предпосылок для
                                  обеспечения доступным (дешевым)
                                  жильем граждан всех категорий,
                                  снижение стоимости жилья за счет
                                  выпуска новых эффективных строи-
                                  тельных материалов и конструкций,
                                  внедрения энергосберегающих
                                  технологий, приборов учета

Сроки и этапы реализации        - 1997-2000 годы:
                                  I этап - 1997-1998 годы;
                                  II этап - 1998-2000 годы

Перечень основных мероприятий   - разработка финансово-кредитного и
                                  инвестиционного механизмов:
                                  внедрение ипотечного кредитования,
                                  схемы личных накопительных
                                  вкладов, муниципальных и
                                  областного займов и др.;

                                  выбор территорий для строительства
                                  и осуществление пилотных проектов;
                                  разработка и внедрение проектов,
                                  отвечающих требованиям доступнос-
                                  ти, стоимости квадратного метра
                                  жилья, энергоэффективности и
                                  экономичности;
                                  модернизация базы строительной
                                  индустрии и строительных материа-
                                  лов в области;
                                  разработка и внедрение норматив-
                                  ной и правовой базы жилищного
                                  строительства

Источники финансирования        - федеральный бюджет в ежегодно
                                  предусматриваемых объемах;
                                  средства граждан;
                                  субсидии;
                                  собственные средства предприятий;
                                  средства коммерческих банков;
                                  долгосрочные кредиты

Ожидаемые результаты реализации - увеличение жилищного строитель-
                                  ства в области; снижение стоимос-
                                  ти жилья в полтора-два раза;
                                  решение жилищной проблемы
                                  малоимущих слоев населения,
                                  военнослужащих, уволенных в запас
                                  или отставку; развитие и совер-
                                  шенствование рыночных механизмов
                                  стимулирования жилищного строи-
                                  тельства в области; развитие
                                  предприятий стройматериалов и
                                  стройиндустрии; выпуск эффектив-
                                  ных,  конкурентоспособных стро-
                                  ительных материалов и конструк-
                                  ций; создание законодательной и
                                  правовой базы жилищного
                                  строительства

Региональная целевая программа "Жилище" разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации: от 29 марта 1996 года N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья"; от 23 марта 1996 года N 420 "О разработке федеральной целевой программы" Свой дом"; от 28 февраля 1996 года N 293 "О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования".

1. Обоснование программы

Проблема обеспечения граждан жильем является одной из наиболее актуальных в Ленинградской области.

В регион ежегодно прибывает несколько тысяч вынужденных переселенцев из бывших республик СССР, а также лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил в запас или отставку. За четыре года численность населения области увеличилась за счет граждан этих категорий на 42 тысячи человек. По прогнозам специалистов, приток мигрантов в Ленинградскую область, имеющую устойчивую социально-политическую ситуацию, благоприятное географическое положение, культурно-историческую притягательность, в ближайшие несколько лет будет возрастать.

Жилищный фонд Ленинградской области составляет 33,5 миллиона квадратных метров жилой площади, из которых 21,6 миллиона квадратных метров относится к муниципальному жилищному фонду. Вследствие ветхого состояния свыше 185 тысяч квадратных метров общей площади нуждается в капитальном ремонте. Реконструкции подлежит 565,5 тысячи квадратных метров, из них 157,4 тысячи квадратных метров - в домах первых массовых серий сборного домостроения.

Каждый одиннадцатый житель области нуждается в улучшении жилищных условий. На учете состоят более 44126 семей (131 тысяча человек), из них 80 процентов семей (35431 человек) - в администрациях муниципальных образований. Период ожидания получения жилья по общей очереди в большинстве районов составляет 18-20 лет.

В то же время темпы жилищного строительства в Ленинградской области продолжают снижаться. Так, по сравнению с 1988 годом объемы жилищного строительства сократились в 5,5 раза, что в первую очередь связано с неблагоприятной ситуацией в экономике региона и России в целом. Кроме того, немаловажными факторами, мешающими полноценно решать жилищную проблему, являются высокая себестоимость традиционных методов строительства (стоимость одного квадратного метра общей площади в среднем по области составляет 2700 тысяч рублей, без затрат на инженерную инфраструктуру), отсутствие четкой законодательной базы в сфере недвижимости и земельных отношений, а также концепции жилищного строительства и эффективной организационно-финансовой схемы реализации строительных проектов.

2. Цели и основные положения программы

Основными целями программы являются дальнейшее развитие строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов, обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, развитие конкуренции в строительстве доступного жилья, производстве строительных материалов, изделий и конструкций, предметов домоустройства.

Программой предусматривается развитие механизмов субсидирования, льготного налогообложения, ипотечного кредитования, ценных бумаг и других способов привлечения финансовых средств в жилищное строительство.

Основные положения программы:

организация и проведение жилищной реформы в соответствии с государственными целевыми программами "Жилище" и "Свой дом";

обеспечение сохранности жилищного фонда;

изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности и источникам финансирования;

обеспечение социальной защиты граждан при введении в отрасли конкурентоспособности и новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг, поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования;

создание правовой базы в сфере недвижимости и земельных отношений, долгосрочного кредитования и других форм внебюджетного финансирования;

структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов в целях снижения себестоимости жилья;

комплексный подход к решению жилищной проблемы.

3. Правовые аспекты программы

Законодательные и правовые документы Правительства Российской Федерации и Ленинградской области, регламентирующие финансирование и стимулирующие жилищное строительство, являются неотъемлемой частью системы программных документов по жилищной реформе.

Однако часть законодательных актов устарела или отсутствует.

В Земельный кодекс, принятый в 1991 году, внесено множество дополнений и изменений (Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" от 28 апреля 1993 года N 4888-1, Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"). Действующий Земельный кодекс вступил в противоречие с Конституцией Российской Федерации, рядом законодательных актов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принятых после введения его в действие. Прежде всего это касается прав собственников земельных участков на свободное владение, пользование и распоряжение ими и включение земли в рыночный и имущественный оборот. В первую очередь это относится к сдаче земельных участков в залог (ипотека) и аренду, передаче в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ и т.п., купле-продаже, дарению, обмену земельных участков, свершению сделок с земельными долями.

Практика реализации действующего Земельного кодекса Российской Федерации за последние пять лет земельной реформы выявила ряд существенных недостатков и проблем, вызванных несовершенством земельного законодательства, прежде всего несогласованностью земельного и градостроительного законодательств.

Формирование правовой базы градостроительства отстает от других отраслей права. Это порождает недооценку градостроительного регулирования городов, межселенных территорий, препятствует инвестициям в строительство, обостряет социальную напряженность, тогда как в условиях реформируемой России градостроительное законодательство, приобретая особую социальную и экономическую значимость, призвано быть гарантом сбалансированности общественных и частных интересов в градостроительстве.

Отсутствие Градостроительного кодекса, принятого на уровне Правительства Российской Федерации, вызывает объективную необходимость разработки и принятия градостроительного законодательства на уровне субъекта Российской Федерации Ленинградской области.

Градостроительный кодекс Ленинградской области как закон субъекта Российской Федерации призван создать правовую основу градостроительной деятельности на территории:

разграничить градостроительные и имущественные правоотношения, регламентировать функциональные и строительные преобразования недвижимости средствами градорегулирования;

классифицировать объекты градостроительства по статусу и регламенту градостроительной деятельности;

юридически закрепить регламент функционального использования строительных и иных преобразований недвижимости в градостроительном паспорте земельного участка, ввести его в качестве обязательного приложения (части) правоустанавливающих документов на владение (использование) недвижимостью;

разграничить правила и процедуру реализации градостроительной деятельности на территории области, района, волости, города, поселения и на конкретном земельном участке;

открыто принимать градостроительные решения на основе специальных правил и процедуры участия граждан в градорегулировании.

Учитывая, что одним из основных условий получения займов под жилищное строительство по линии Всемирного банка является нормативно-правовое обеспечение, направленное на создание и поддержку технической и правовой основы для защиты имущественных интересов владельцев недвижимого имущества (собственность, аренда, залог, сервитуты и др.); справедливого и открытого порядка передачи земли из общественного в частное пользование, развития рынка недвижимости (распоряжение землей на конкурсной основе - аукционы, тендеры и т.д.); гибкой, открытой и эффективной системы градостроительного регулирования и землепользования, в 1997-1998 годах одним из основных направлений реализации жилищной программы в Ленинградской области будет создание нормативно-правовой базы и принятие основополагающих для рынка недвижимости документов:

градостроительный кодекс;

градостроительный кадастр;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»