ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 мая 1997 года N 21


О мерах по обеспечению сохранности
музейных фондов и экспозиций
в Ленинградской области

Безопасность фондов - одна из главных национальных проблем, относящихся к сохранению историко-культурного наследия России и социальному развитию общества в целом.

Современный музей превратился в уникальный институт, своеобразный банк данных, который в виде разнообразных коллекций предметов и других наглядных свидетельств содержит память и опыт поколений, является концентрированной частью национального достояния Российского государства, катализатором новых социокультурных идей, инициатором творческой деятельности человека и общества в целом.

Уникальные коллекции музеев области содержат 279474 археологических и этнографических экспоната, характеризующих материальную и духовную культуру народов, населявших северо-западные земли России с древних времен.

Несмотря на значительные усилия правительства Ленинградской области, общественности и руководства музеев (создание целевой программы "Безопасность музейных фондов", разработка автоматизированной компьютерной системы "Музеи области", меры по укреплению материально-технической базы музеев и реставрации коллекций), положение остается тревожным. Возрастает опасность порчи или хищения музейных экспонатов из-за отсутствия средств охранно-пожарной сигнализации, неудовлетворительного состояния помещений, их оснащенности устаревшим оборудованием, а также приостановки в связи с недостаточным финансированием реставрационных работ, закупочных мероприятий, археологической и этнографической экспедиций.

Средствами охранно-пожарной сигнализации оборудованы лишь 25 музеев (71 процент), 20 из них (80 процентов) подключены к пунктам центрального наблюдения, в шести музеях (17 процентов) установлена пожарная сигнализация. Пять государственных музеев пожарной сигнализации не имеют, а три оборудованы автономно. На 15 объектах (60 процентов) охранно-пожарная сигнализация требует немедленной замены или капитального ремонта.

Правительство отмечает, что действующее законодательство о музейных фондах и музеях в Российской Федерации на территории области выполняется не в полном объеме.

Принятая 8 декабря 1995 года Программа развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы финансируется неудовлетворительно, что обусловило значительную задолженность Областного музейного центра по оплате коммунальных услуг и расходов, связанных с охраной музеев. Фактическая приостановка задерживает реализацию практических мероприятий по сохранности фондов музеев.

Комитет по культуре, на который возложено государственное регулирование вопросов культуры, фактически не имеет возможности контролировать деятельность негосударственных музеев, находящихся на территории области. В большинстве случаев их коллекции юридически не оформлены и не имеют необходимого статуса.

Проявляя озабоченность в связи с создавшимися условиями беспрепятственного вывоза из области предметов этнографии, декоративно-прикладного искусства, икон, оседанием многих документальных и вещественных памятников в частных коллекциях, правительство области видит выход из сложившейся ситуации в полноценной поддержке деятельности музеев государственными органами управления и руководством муниципальных образований, совершенствовании просветительской деятельности музеев, необходимости возрождения на их базе традиций историко-патриотического воспитания молодежи.

В связи с изложенным правительство Ленинградской области постановляет:

1. Считать одним из приоритетных направлений работу правительства Ленинградской области по созданию условий для обеспечения сохранности музейных фондов и экспозиций на территории области как общенационального достояния России, независимо от того, в чьем владении они находятся.

2. Комитету по культуре (Богушу В.Б.):

2.1. Обеспечить государственное регулирование функционирования музеев Ленинградской области и музейных коллекций, независимо от их ведомственной ориентации.

2.2. Разработать исчерпывающие меры по выполнению Программы развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы относительно музеефикации и реставрации вещевых ценностей.

2.3. Контролировать своевременность государственной регистрации и лицензирования собственников музейных коллекций.

2.4. Вносить, по необходимости, предложения в правительство области о дополнительных мерах, по сохранению уникальных коллекций и историко-художественных комплексов.

3. Комитету финансов (Ипатову А.И.) при формировании областного бюджета на 1998 год предусмотреть целевые ассигнования в необходимом объеме на проведение текущих неотложных работ по обеспечению безопасности хранения музейных коллекций.

Принять меры по своевременному и более полному финансированию деятельности государственных музеев в текущем году.

4. Областному музейному центру (Вавилиной Г.И.):

4.1. Обеспечить включение государственных музейных коллекций в каталог Музейного фонда Российской Федерации.

4.2. Внести в комитет по культуре предложения о регистрации музейных коллекций, принадлежащих другим ведомствам и частным лицам, как национального фонда.

4.3. Обеспечить сохранность и безопасность музейных коллекций, используя имеющиеся средства, и внести обоснованные предложения по неотложным мероприятиям на 1997 год.

5. Обязать структурные подразделения правительства области, комитеты, управления и отделы, располагающие подведомственными учреждениями, и имеющие в своей собственности музейные коллекции, заявить до 1 июня 1997 года о необходимости их регистрации и лицензирования на право деятельности.

6. Рекомендовать руководителям администраций муниципальных образований:

6.1. Принять меры по безусловному выполнению Закона Российской Федерации "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ на своих территориях.

6.2. Предусмотреть в муниципальных бюджетах расходы на поддержку деятельности местных музеев и сохранности музейных коллекций и фондов.

7. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор                                                  В.Густов



Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»