Недействующий

     

ГУБЕРНАТОР

 ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 апреля 1997 года N 139-рг


Об утверждении целевой программы
"Неотложные меры по совершенствованию
психиатрической помощи населению
Ленинградской области
на 1997-1998 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Губернатора Ленинградской области
 от 18 апреля 2005 года N 163-рг

____________________________________________________________________

В целях реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 года N 3185-1:

1. Утвердить целевую программу "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Ленинградской области на 1997-1998 годы" согласно приложению.

2. Комитету финансов:

2.1. Предусмотреть выделение средств, необходимых для финансирования целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи населению Ленинградской области на 1997-1998 годы".

2.2. Выделить для реализации указанной целевой программы в 1997 году 1,2 миллиарда рублей согласно плану первоочередных мероприятий программы.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор                                                  В.Густов

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением губернатора
Ленинградской области
от 11 апреля 1997 года N 139-рг
(приложение)


Целевая программа
"Неотложные меры по совершенствованию психиатрической
помощи населению Ленинградской области
на 1997-1998 годы"

     

I. Обоснование разработки программы

Принятие Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", введенного в действие 1 января 1993 года, утверждение федеральной целевой программы "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи" (1995-1997 годы) являются отражением существенных изменений государственной политики в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами.

В указанной федеральной программе планируются экстренные меры способствующие обеспечению прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и снижающие отрицательные для государства и общества последствия психических заболеваний (инвалидность, нетрудоспособность, преступность).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощи и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами" были утверждены новые положения: об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь; о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидность; об общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи.

Намеченные федеральной целевой программой меры, подготовка конкретных юридических правовых документов, методических рекомендаций и других материалов, определяющих механизм реализации Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", позволяют и на уровне Ленинградской области определить согласованные программные цели выполнения положений указанного закона на 1997-1998 годы.

В системе психиатрической помощи населению Ленинградской области в настоящее время отмечаются следующие недостатки:

- недостаточное взаимодействие между ведомственными областными структурами (министерством здравоохранения, комитетом социальной защиты населения, комитетом общего и профессионального образования, Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области) по комплексному решению проблем, связанных с правами психических больных;

- отставание в организации полустационарных психиатрических структур на уровне районных медицинских объединений (дневные стационары, ночные профилактории, психоизоляторы); отсутствие системы психотерапевтической помощи;

- достаточная (общая по числу), но малодифференцированная стационарная коечная сеть, не соответствующая основным санитарным нормам содержания больных;

- материально-техническая база психиатрической службы, не соответствующая предъявляемым требованиям;

- нарастающая распространенность туберкулеза среди психических больных;

- отсутствие автоматизированной информационной системы прогнозирования и оценки состояния психического здоровья населения Ленинградской области и качества лечения.

В условиях ухудшения материального положения населения, экономической нестабильности, сложностей, связанных с трудоустройством, ростом преступности, вопросы, решаемые психиатрической службой области, становятся особенно значимыми.

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", основанный на принципе добровольности и гуманности, несколько ослабил традиционно сложившиеся формы контроля со стороны психиатров, но повысил ответственность властных и государственных структур.

Возрастающая социальная напряженность способствует невротизации населения. В течение последних трех лет число завершенных суицидных попыток только среди лиц, состоящих на диспансерном учете или обращавшихся за консультативной помощью, возросло на 80 процентов.

Анализируя причины первичной инвалидности, следует отметить увеличение доли олигофрении (слабоумие) до 33 процентов, что в 1995-1996 годах сделало эту патологию в Ленинградской области ведущей. Если учесть, что эта патология, как правило, характерна для молодых и трудоспособных людей, социальная значимость психиатрической помощи им особенно очевидна.

Больные чаще совершают суицидные попытки и противоправные действия. Увеличение числа судебно-психиатрических экспертиз (с 745 в 1992 году до 1086 в 1996 году) подтверждает это.

Большая часть стационаров расположена в приспособленных зданиях, требующих ремонта и замены бытового оборудования. Общее число коек составляет 2045. Число больных, прошедших курс лечения, в стационарах, по сравнению с 1993-1996 годами имеет тенденцию к уменьшению (с 10194 до 8793 в 1996 году) за счет интенсивности лечебного процесса, действенных реабилитационных мероприятий.

Средняя площадь, приходящаяся на одну койку палаты в областных психиатрических больницах, составляет 3,83 квадратных метра вместо 6 квадратных метров по санитарным нормам и правилам. Особенно стесненные условия в Ульяновской психиатрической больнице (1,9 квадратных метра на одного больного). На фоне постоянного дефицита лекарственных препаратов это способствует распространению инфекционных заболеваний среди пациентов, а значит и среди жителей области.

Из общего числа врачей - психиатров, работающих в амбулаторной стационарной сети, часть не имеет квалификационной категории (из 141 - 25 человек). Не укомплектованы штаты детскими врачами-психиатрами в Волосовском, Лодейнопольском, Бокситогорском, Приозерском, Лужском и Тосненском районах, что сказывается на своевременной диагностике и лечении психических заболеваний, снижений уровня социально опасных проявлений, предупреждении ранней инвалидизации.

II. Цели и основные задачи программы

Целью настоящей программы является создание условий, способствующих выполнению Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в Ленинградской области.

Для достижения этой цели необходимо:

1. Совершенствовать формы взаимодействия между ведомственными областными структурами (министерством здравоохранения, комитетом социальной защиты населения, комитетом общего и профессионального образования, Управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области) по комплексному решению проблем, связанных с правами психических больных.

2. Повысить уровень материально-технического оснащения психиатрических учреждений области, ввести принцип их финансирования с учетом численности обслуживаемого населения и качества лечения.

3. Улучшить специализированную психиатрическую помощь, в том числе в результате организации психиатрических дневных стационаров, психоприемников, психосоматических, психиатрических районных отделений. Открыть охраняемое отделение усиленного наблюдения для принудительного лечения психически больных (по определению народных судов), отделения для подростков, лиц пожилого и старческого возраста, страдающих невротическими расстройствами, а также общежитие для психически больных, утративших социальные связи (согласно общей численности коек в областных психиатрических стационарах).

4. Завершить строительство лечебных корпусов в Ульяновской психиатрической больнице и водозаборных сооружений в Ковашевской.

5. Усовершенствовать систему подготовки, комплектования, аттестации специалистов психиатрических учреждений.

6. Разработать концепцию автоматизированной информационной системы прогнозирования и оценки состояния психического здоровья населения Ленинградской области; внедрить автоматизированную систему контроля качества лечения.

III. Основные направления реализации
программы в 1997 году

На первом этапе (1997 год) в целях усиления социальной защищенности лиц с психическими расстройствами создать ряд межведомственных инструктивно-методических документов, касающихся распределения полномочий специалистов (социальные работники, психологи, педагоги и др.):

типовое положение об охраняемом психиатрическом отделении для принудительного лечения больных по определению судов (усиленное содержание);

типовое положение об образовательных учреждениях психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам;

инструктивно-методические рекомендации по системе организации опеки и попечительства над душевнобольными в Ленинградской области.

Основными задачами на 1997 год с учетом объективной экономической реальности являются:

сохранение существующих психиатрических учреждений области;

поддержание уровня материально-технического оснащения систем жизнеобеспечения больниц;

повышение квалификации врачей-психиатров, медицинских психологов и социальных работников;

установка имеющегося рентгенофлюорографического оборудования для активизации работы по выявлению туберкулеза в Дружносельской и Свирской психиатрических больницах;

продолжение реконструкции лечебных корпусов в Ульяновской психиатрической больнице.

IV. Технико-экономическое обоснование
финансирования мероприятий программы

+-----------------------------------------------------------------------------------------+
¦Порядковый ¦                Наименование              ¦    Стоимость,                    ¦
¦  номер    ¦                 мероприятия              ¦     млн. руб.                    ¦
¦           ¦                                          +----------------------------------¦
¦           ¦                                          ¦ Всего     ¦ в том числе          ¦
¦           ¦                                          ¦           +----------------------¦
¦           ¦                                          ¦           ¦ 1997 год ¦ 1998 год  ¦
+-----------+------------------------------------------+-----------+----------+-----------¦
¦    1      ¦                   2                      ¦    3      ¦     4    ¦     5     ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------+
 1.            Проектирование, строительство,            6290,0      3100,0    3190,0
               реконструкция и оснащение
               психиатрических учреждений

 2.            Внедрение автоматизированных              157,2       57,2      100,0
               рабочих мест руководителя
               психиатрического учреждения,
               участкового психиатра, судебного
               психиатра. Разработка и внедрение
               системы информационной оценки и
               прогнозирования в Ленинградской
               области

 3.            Подготовка специалистов для               190,0       93,0      97,0
               учреждений, оказывающих
               психиатрическую помощь населению
               области

 4.            Подготовка кадров для                     43,0        18,0      25,0
               психоневрологических домов-
               интернатов и детских домов для
               умственно отсталых

 5.            Проектирование, реконструкция             75,0        50,0      25,0
               и оснащение охраняемого отделения
               для содержания больных на усиленном
               режиме принудительного лечения в
               Дружносельской психиатрической
               больнице

 6.            Проектирование, реконструкция             75,0        50,0      25,0
               и оснащение отделения усиленного
               режима (коррекционно-образовательного)
               для больных детей и подростков 10-16
               лет, совершивших правонарушения
               и преступления

 7.            Разработка и внедрение инструкций         2,0         2,0       -
               о порядке взаимодействия органов
               здравоохранения и Главного управления
               внутренних дел Санкт-Петербурга
               и Ленинградской области по
               предупреждению общественно опасных
               действий психически больных

 8.            Разработка структуры геронтологической    2,0         -         2,0
               службы Ленинградской области

 9.            Организация геронтологических             22,5        -         22,5
               отделений при Свирской и Тихвинской
               психиатрических больницах

 10.           Организация полустационаров               680,0       280,0     400,0
               психиатрических структур в системе
               городских и районных объединений

                       Всего                             7536,7      3650,2    3886,5


V. План первоочередных мероприятий реализации
программы в 1997 году

+--------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Порядковый    ¦     Наименование          ¦        Стоимость                                     ¦
¦   номер       ¦     мероприятия           ¦         млн. руб.                                    ¦
¦               ¦                           +------------------------------------------------------¦
¦               ¦                           ¦  I квартал  ¦ II квартал ¦ III квартал  ¦ IV квартал ¦
+---------------+---------------------------+-------------+------------+--------------+------------¦
¦     1         ¦            2              ¦      3      ¦     4      ¦     5        ¦     6      ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+

1.                Продолжение проектирования,   150           100           150           200
                  строительства
                  и реконструкции лечебных
                  корпусов Ульяновской
                  психиатрической больницы

2.                Реконструкция                 38            15            -             -
                  рентгеновского кабинета,
                  установка нового
                  рентгенооборудования
                  и флюорографа в
                  Дружносельской
                  психиатрической больнице

3.                Реконструкция                 23            5             -             -
                  флюорографического
                  кабинета и установка
                  нового оборудования в
                  Свирской психиатрической
                  больнице

4.                Ремонт систем водоснабжения,  45            24            53            60
                  теплоснабжения и
                  энергоснабжения в
                  Дружносельской
                  психиатрической больнице

5.                Проведение ремонтно-          -             18            20            55
                  строительных работ в
                  Свирской психиатрической
                  больнице

6.               Приобретение дезинфекционной  14            -             -             -
                 камеры для Дружносельской
                 психиатрической больницы

7.               Ремонтно-строительные         -             18            40            12
                 работы в Ковашевской
                 психиатрической больнице

8.               Ремонтно-строительные         -             22            10            10
                 работы в Тихвинской
                 психиатрической больнице

9.               Ремонтно-строительные         -             12            19            20
                 работы в Рощинском
                 психиатрическом отделении

10.              Подготовка специалистов для   -             5             5             8
                 учреждений, оказывающих
                 психиатрическую помощь

11.              Затраты на охрану отделения   -             15            17            17
                 для принудительного лечения
                 с усиленным режимом в
                 Дружносельской
                 психиатрической больнице


                          Всего                270           234           314           382


Примечание. Без дополнительного финансирования произвести нормативный расчет областной сети и учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, с учетом численности и половозрастного состава населения в районах области. Подготовить типовое положение об охраняемом психиатрическом отделении для принудительного лечения с усиленным режимом и инструктивно-методические рекомендации по системе организации опеки и попечительства над душевнобольными и критериям оценки социальной опасности психически больных.

     

     

VI. Ожидаемые результаты программы

Настоящая программа позволит практически перейти к выполнению Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и начать материально-техническое переоснащение психиатрической службы области.

Улучшение материальной базы областных психиатрических больниц позволит выполнить положения указанного Закона о соблюдении санитарных норм содержания больных; снизить внутрибольничную инфекционную заболеваемость; осуществить специализацию психиатрической помощи; сократить число коек в психиатрических стационарах области.

Целенаправленные, согласованные действия областных структур облегчат решение проблем, связанных с социальной реабилитацией психически больных.

Реализация программы позволит значительно улучшить психиатрическую помощь населению и станет основой для разработки и внедрения более долгосрочной программы охраны психического здоровья населения Ленинградской области.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»