Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 1997 года N 9


О региональной комплексной программе
"Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2005 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 апреля 2005 года N 101

____________________________________________________________________

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 883 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997-1999 годы" правительство Ленинградской области постановляет:

1. Утвердить региональную комплексную программу "Старшее поколение" на 1997-1999 годы.

2. Определить руководителем региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы председателя комитета социальной защиты населения Быстрову З.Н.

3. Комитету финансов обеспечить финансирование мероприятий программы в объеме средств, предусмотренных областным бюджетом.

4.Комитету социальной защиты населения обеспечить контроль за выполнением программы и целевым использованием средств,выделенных на ее реализацию.

О результатах выполнения программы по итогам 1997 года доложить в январе 1998 года.

5. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области утвердить районные, городские целевые комплексные программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - заместителя председателя правительства по социальному развитию Воронцова А.В.

Губернатор                                                  В.Густов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Ленинградской области
от 27 февраля 1997 года N 9

Региональная комплексная программа
"Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы

     

Раздел I. Анализ положения и основные проблемы
пожилых людей в Ленинградской области

В последние годы в Ленинградской области сохраняется устойчивая тенденция старения населения. По имеющимся статистическим данным на 1996 год, доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет 12,8 процента, что превышает российский показатель (11 процентов).

Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения области составляла 21,9 процента в 1996 году, что тоже превышает российские показатели (20,6 процента).

Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии трех основных проблем пожилых граждан: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество.

За прошедшие после всеобщей переписи населения пять лет продолжительность жизни мужчин уменьшилась с 64,2 до 58,9 года, женщин - с 74,5 до 71,9 года.

Диспропорция усугубляется и неблагоприятным соотношением полов: в 1994 году в населении Ленинградской области мужчины составляли 46,4 процента, женщины - 53,6 процента (по России - соответственно 45,9 и 54,1 процента). Различная продолжительность жизни мужчин и женщин,высокая смертность приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей. Эта тенденция отрицательно сказывается на психическом здоровье граждан пожилого возраста. Так, на 100000 человек населения соответствующего возраста и пола показатель численности самоубийств мужчин в возрасте 60-69 лет возрос с 75,6 в 1990 году до 142,6 в 1995 году, женщин в возрасте 50-59 лет - с 18,6 в 1990 году до 19,6 в 1995 году.

В Ленинградской области ухудшаются показатели заболеваемости населения, в том числе лиц пожилого возраста. Так, число заболеваний с впервые установленным диагнозом болезни системы кровообращения на 1000 человек населения за период с 1993 года по 1995 год увеличилось с 8,0 до 8,9; нервной системы - с 34,4 до 38,1; органов пищеварения - с 20,5 до 28,4; мочеполовой системы - с 15,6 до 20,5. Кроме того, для лиц пожилого и старческого возраста наиболее характерна полиорганная патология.

Ухудшаются показатели инвалидизации. Численность впервые признанных инвалидами увеличилась с 15,8 тысячи человек в 1993 году до 17,7 тысячи человек в 1995 году. В структуре заболеваний, приводящих к инвалидности, ведущее место занимают болезни органов кровообращения (50,1 процента от общего числа впервые признанных инвалидами).

Нарушение здоровья пожилых людей напрямую сказывается на их способности к самообслуживанию и передвижению.

По данным выборочных обследований среди людей пожилого возраста, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба лица нуждаются в социальном обслуживании, составляют до 69 процентов.

Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что 78 процентов из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80 процентов - в услугах социально-бытового назначения, 70 процентов - в материальной помощи.

В последние годы значительно ухудшилось материальное положение пенсионеров. 351,5 тысячи жителей области, являясь получателями пенсии по старости, испытывают в наибольшей степени последствия снижения уровня жизни. Продолжают работать только 6 процентов мужчин и 11 процентов женщин пенсионного возраста. При этом, по статистическим данным 1995 года, покупательная способность денежных доходов населения Ленинградской области, в том числе пенсионеров, в 1,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации. За последние 5 лет в 1,5-2 раза выросла доля жилищно-коммунальных услуг, услуг учреждений здравоохранения в общей структуре платных услуг населению области.

Ухудшающееся социально-экономическое положение привело в области к резкому росту числа лиц, оформляющихся в стационарные учреждения. За период с 1992 по 1996 год численность пожилых людей и инвалидов, оформившихся в дома-интернаты, увеличилась в два раза. Более 50 процентов проживающих в домах интернатах - тяжелые и лежачие больные.

В Ленинградской области на 1 января 1997 года функционируют 3 дома-интерната общего типа на 515 мест. Насущной проблемой является также переуплотненность в домах-интернатах. При нормативе площади на одного взрослого человека 7 квадратных метров фактически имеется 6,4 квадратного метра. Потребность в новых койко-местах составляет 1243 места.

Морально устаревшее медицинское оборудование, отсутствие средств для ухода за лежачими больными не позволяют в полной мере обеспечить качественный уход и медицинское обслуживание проживающих.

Преодоление негативных последствий проводимых в стране социально-экономических перемен, связанных с ограничением жизнедеятельности в пожилом и престарелом возрасте, сегодня в немалой степени решается муниципальными структурами социальной защиты населения.

Деятельность администраций муниципальных образований и органов социальной защиты населения по развитию сети полустационарных учреждений социального обслуживания способствует решению проблем граждан старшего поколения.

По состоянию на 1 января 1997 года в Ленинградской области функционируют 16 центров социального обслуживания на 688 мест.

Центры предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам горячее питание, организуют их культурный досуг, оказывают доврачебную помощь, медико-социальные услуги (физиопроцедуры, массаж, фитотерапия, лечебная физкультура и другие), психологическую, юридическую и другую консультационную помощь. Продолжается работа по развитию бытовых услуг для малообеспеченных категорий на дифференцированных условиях оплаты. В течение 1996 года 47,8 тысячи малообеспеченных пенсионеров воспользовались на льготных условиях услугами парикмахерских, бань, прачечных, мастерских по ремонту обуви, жилья, бытовой техники.

Нестационарными учреждениями социальной защиты за счет развития платных услуг привлечено дополнительно 470 миллионов рублей.

На 1 января 1997 года в Ленинградской области функционируют 109,5 отделения социальной помощи на дому с охватом 11,3 тысячи человек, 17 отделений срочной социальной помощи, два дома ночного пребывания.

Натуральную помощь в виде бесплатного питания, продуктовых наборов, сельскохозяйственной продукции по социально низким ценам, топлива, товаров народного потребления, гуманитарной помощи в течение 1996 года получили 54,3 тысячи пожилых людей.

Традиционным стало проведение в Ленинградской области мероприятий, посвященных Международному дню пожилого человека. Более 35 тысяч человек получили социальную помощь различных видов в рамках этого праздника в 1996 году.

Денежную помощь из средств районных и городских фондов социальной поддержки, других внебюджетных источников получили 26,2 тысячи малообеспеченных пенсионеров.

Вместе с тем существующая сеть государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания не гарантирует в полном объеме оказания помощи всем нуждающимся.

Социальную помощь различных видов получают только 56,5 процента одиноких нетрудоспособных граждан.

В связи с увеличением тарифов на проезд в общественном транспорте социальные услуги стали менее доступны гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности.

Главным фактором, сдерживающим развитие сети учреждений и применение современных технологий социального обслуживания, остается недостаточность ресурсного обеспечения.

     

Раздел II. Цели, задачи программы

Основной целью программы "Старшее поколение" является осуществление комплекса организационных, правовых, социально-экономических мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности, повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации их прав и полноценного участия в экономической, культурной и духовной жизни.

                          

Задачи программы:

а) реализация в Ленинградской области государственной социальной политики в отношении лиц пожилого возраста, подготовка к проведению Международного года пожилых людей (1999 год);

б) совершенствование деятельности всех заинтересованных структур и ведомств по защите прав и интересов пожилых людей, предоставление им разносторонней помощи и услуг;

в) развитие социального обслуживания пожилых людей, внедрение экономически эффективных форм и видов социального обслуживания;

г) укрепление взаимодействия государственных, муниципальных, общественных и иных систем и служб, призванных способствовать разрешению социальных проблем старшего поколения;

д) улучшение организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников и специалистов других профессий, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.

Раздел III. Мероприятия программы и сроки их реализации

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Поряд-             Мероприятия                       Срок      Необходимые     Источники      Ответственные
 ковый                                             исполнения  ассигнования  финансирования   за исполнение
 номер                                               (год)      (млн.руб.)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     1                     2                             3              4             5                 6
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
     Часть 1. Содержание и развитие  сети государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания

1.1.  Содержание четырех  домов-интернатов для       1997      12150,0     областной бюджет  комитет социаль-
      престарелых и инвалидов (Каменногорский,       1998      18225,0           "           ной защиты насе-
      Сланцевский, Лодейнопольский, Всеволожский)    1999      27337,5           "           ления области

1.2.  Реконструкция и содержание домов-интернатов
      для престарелых и инвалидов:
      Тосненский район (пос.Шапки)                   1997        140,0     областной бюджет  комитет социаль-
                                                                                             ной защиты насе-
                                                                                             ления области,
                                                     1997        788,1     районный бюджет*) управление соци-
                                                     1998       1063,9           "           альной защиты
                                                     1999       1463,3           "           населения Тос-
                                                                                             ненского района

----------------

* Звездочка (*) здесь и далее означает, что выделение средств из городского, районного бюджета согласовано с руководством муниципального образования.

      Подпорожский район (пос.Вознесенье)            1997       2482,0     областной бюджет  комитет социа-
                                                                           (капитальные      ной защиты на-
                                                                           вложения)         селения области,
                                                     1998       3375,0     районный бюджет   управление соци-
                                                     1999       4556,0     районный бюджет   альной защиты Под-
                                                                                             порожского района

       г.Пикалево                                    1999       2500,0     областной бюджет  комитет социальной
                                                                           (капитальные      защиты населения
                                                                            вложения)        области,
                                                                                             отдел социальной
                                                                                             защиты населения
                                                                                             города Пикалево


1.3.  Содержание действующих и открытие новых цент-
      ров социального обслуживания (приложение 1):
            17 центров                               1997       8226,5    районные, город-  управления соци-
            18 центров                                                    ские бюджеты      альной защиты на-
            19 центров                               1998      11588,5          "           селения районов
                                                     1999      14964,9          "           и городов

1.4.  Содержание действующих и открытие новых  от-
      делений социальной помощи на дому  (приложе-
      ние 2):
           111,5 отделения                           1997       9341,0    районные, город-  управления соци-
           114   отделений                                                ские бюджеты      альной защиты на-
           116   отделений                           1998      12313,3          "           селения районов
                                                     1999      15904,4          "           и городов
1.5.  Содержание действующих и открытие новых от-
      делений срочной социальной помощи (приложе-
      ние 3):
            18 отделений                             1997        538,1    районные, город-  управления соци-
            19 отделений                                                  ские бюджеты      альной защиты на-
            20 отделений                             1998        729,5          "           селения районов
                                                     1999        949,4          "           и городов
1.6. Содержание действующих и открытие новых  от-
     делений специализированной социальной помощи
     на дому (приложение 4):
             7 отделений                             1997        518,9    районные, город-  управления соци-
             9 отделений                                                  ские бюджеты      альной защиты на-
            10 отделений                             1998        816,4          "           селения районов
                                                     1999       1081,5          "           и городов
1.7. Содержание домов ночного пребывания:
            Выборгский район                         1997        137,0    районный бюджет   управление социаль-
                                                     1998        178,0          "           ной защиты населения
                                                     1999        231,4          "           Выборгского района

            Тихвинский район                         1997         62,0    благотворительный Тихвинское православ-
                                                     1998         81,0          "           ное братство,
                                                     1999        105,0          "           управление социальной
                                                                                            защиты населения Тих-
                                                                                            винского района

            Бокситогорский район                     1998        120,0    районный бюджет   отдел социальной защи-
                                                     1999        156,0          "           ты населения Боксито-
                                                                                            горского района

1.8. Содержание палат (80 коек) сестринского ухода   весь         -       районные, город-  районные, городские
     для престарелых и инвалидов при больницах       период               ские бюджеты      органы здравоохранения

1.9. Содержание действующего специального жилого     1997        117,8    районный бюджет   управление социальной
     дома для одиноких пенсионеров в поселке Назия   1998        159,0          "           защиты населения Ки-
     Кировского района                               1999        214,6          "           ровского района

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»