Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О комплексном природопользовании
в Ленинградской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2001 года на основании
Закона Ленинградской области
от 12 февраля 2001 года N 5-оз

____________________________________________________________________
_______________________________________________
Признан недействительным со дня принятия по решению судебной коллегии по
гражданским делам Ленинградского областного суда от  22 января 1999 года N 3-17/99
(см. постановление правительства Ленинградской области от 1 февраля 2000 года N 33-пг)
________________________________________________

 


Принят Законодательным Собранием
 Ленинградской области
                         27 декабря 1996 года


Природа - общее достояние настоящего и будущего поколений. Земля, ее недра, атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир, ландшафты и памятники природы Ленинградской области не только образуют в своей совокупности естественную основу жизни, здоровья, деятельности и социального благополучия проживающего на ее территории населения, но и являются неотъемлемыми элементами биосферы. Рациональное неистощительное использование ресурсов природы, улучшение экологической обстановки нравственный долг и святая обязанность каждого жителя области. Без надежной правовой защиты природы, без повышения экологической культуры невозможно обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики. Сохранение благоприятного состояния окружающей среды в Ленинградской области является одной из основных функциональных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления и важным критерием оценки их деятельности.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

природопользование - хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием отдельных видов природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду;

комплексное природопользование - такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) конкретного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная или иная деятельность в целом оказывает минимально возможное воздействие на окружающую среду. Комплексное природопользование обеспечивает возрастающие потребности общества за счет ресурсосбережения, рационального неистощительного использования всех природных ресурсов, восстановления/воспроизводства в интересах здоровья населения и социально-экономического развития качеств окружающей среды, пострадавших от антропогенной деятельности;

комплексное управление природопользованием - скоординированное взаимодействие органов власти Ленинградской области и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, направленное на формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании, закрепление экосистемных подходов при использовании отдельных видов природных ресурсов из природно-ресурсного потенциала области, выявление и соблюдение экологических приоритетов с целью создания условий для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития;

экологическая система (экосистема) - единая, устойчивая, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся в пределах определенного (локального) участка биосферы совокупность живых и неживых экологических компонентов, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации;

биосфера (глобальная экосистема) - область существования и функционирования живых организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши и верхние слои литосферы. Включает в себя как вещество и пространство, так и живые организмы, которые в нем, как среде жизни, обитают;

окружающая среда - совокупность экологических компонентов (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд), природных ландшафтов и пространства, обеспечивающая естественные условия жизнедеятельности человека и существования живых организмов;

природно-ресурсный потенциал - совокупность природных ресурсов, объектов природы, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие), присущих конкретной территории, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности;

экологические ограничения - устанавливаемая на федеральном и областном уровнях система норм, нормативов, регламентов и правил природопользования, лимитов и других ограничителей, представляющих собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристик окружающей среды, которые в совокупности обеспечивают ее благоприятное для жизнедеятельности состояние;

экологические требования - закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах федерального и областного уровней процедурные правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и/или воздействием на окружающую среду;

экологические приоритеты - направления природоохранной деятельности, имеющие первостепенное значение для сохранения благоприятного для жизнедеятельности человека качества окружающей среды на конкретной территории. При решении задач социально-экономического развития эти направления получают первоочередное финансирование и/или материально-техническое обеспечение;

экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные;

экологическая емкость территории - уровень антропогенной нагрузки, который могут выдержать естественные экосистемы без необратимых нарушений выполняемых ими жизнеобеспечивающих функций;

устойчивое развитие - длительный и непрерывный процесс удовлетворения общественных потребностей на основе такого уровня и темпов развития экономики, которые не влекут за собой необратимых экологических последствий;

ресурсосбережение - производство и реализация конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные экосистемы;

природопользователь - инициатор/заказчик хозяйственной или иной деятельности, хозяйствующий субъект, юридическое или физическое лицо, осуществляющее природопользование;

специально уполномоченные органы - специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления (перечень и функции специально уполномоченных государственных органов определены постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 943 и от 4 ноября 1993 года N 1108);

территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды - специально уполномоченный орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды на территории Ленинградской области.

Статья 2. Цели и задачи закона

1. Целями и задачами являются создание организационно-правовых предпосылок для практической реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и перехода Ленинградской области к устойчивому экологически безопасному социально-экономическому развитию.

2. К основным задачам, направленным на выполнение целей закона, относятся:

а) закрепление экосистемных принципов в природопользовании;

б) установление порядка принятия решений по комплексному управлению природопользованием, проведение комплексных оценок состояния окружающей природной среды и внедрение в практику договоров на комплексное природопользование;

в) организация и обеспечение функционирования на территории Ленинградской области единой информационной системы по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

г) прогнозирование динамики экологического состояния природных территорий и определение экологических приоритетов при финансировании природоохранных мероприятий;

д) максимально возможное снижение вреда от использования одного или нескольких природных ресурсов в ущерб другим;

е) объективизация установления ставок платы за природные ресурсы за счет более полного учета оценочных факторов.

Статья 3. Сфера действия закона

1. Настоящий закон регулирует комплексные экологические отношения, возникающие в результате влияния использования одного или нескольких природных ресурсов из совокупного природно-ресурсного потенциала Ленинградской области на другие природные ресурсы, на основе федерального законодательства об охране окружающей природной среды и экологической безопасности.

2. Настоящий закон не отменяет нормы отраслевого природоресурсного и природоохранного законодательства, он направлен на установление оптимальных экологических взаимосвязей при рациональном использовании каждого природного ресурса и объекта природы, расположенного на территории Ленинградской области.

3. На территориях с повышенным уровнем антропогенного воздействия и нарушенными естественными экологическими взаимосвязями между компонентами природной среды могут вводиться экологические ограничения на использование того или иного природного ресурса в целях обеспечения принципов комплексного природопользования, предусмотренных настоящим законом.

Статья 4. Объекты комплексного природопользования

1. Объектами комплексного природопользования являются:

а) естественные экологические системы и ландшафты природы;

б) природно-ресурсный потенциал отдельных территорий и территории Ленинградской области в целом;

в) территориальные экологические взаимосвязи и взаимовлияния, возникающие при использовании различных видов природных ресурсов;

г) природные территории, включая особо охраняемые природные территории, объекты природы и территории с особым режимом хозяйственной деятельности;

д) курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные, санитарные и иные природоохранные зоны.

2. К объектам комплексного природопользования также относятся промышленные и иные отходы и места их захоронения.

Статья 5. Основные принципы комплексного
природопользования в Ленинградской области

При принятии решений по охране окружающей среды и природопользованию органы законодательной и исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и специально уполномоченные органы обязаны руководствоваться следующими основными принципами комплексного природопользования:

а) сохранение качества окружающей среды на уровне, безопасном для здоровья человека и условий его жизнедеятельности, и обеспечение приоритета прав человека на экологическую безопасность по отношению к правам юридических лиц;

б) сохранение сложившегося в Ленинградской области биологического разнообразия;

в) соблюдение комплексных (экосистемных) подходов при формировании областной системы экологических требований и экологических ограничений;

г) учет длительности процессов восстановления нарушенных антропогенной деятельностью экосистем при решении всех текущих и долгосрочных задач социально-экономического развития;

д) обеспечение приоритета экологически безопасных, малоотходных производств и технологий при альтернативном разрешении хозяйственной деятельности;

е) учет различий территорий Ленинградской области по природно-ресурсному потенциалу, экологической емкости и иным утвержденным в установленном порядке - экологическим ограничениям при установлении ставок платы за землю и иные природные ресурсы, выделении субвенций и дотаций административно-территориальным единицам, передаче в собственность земли или предоставлении других вещных прав на природные ресурсы;

ж) ограничение размещения видов деятельности с неблагоприятным воздействием на окружающую среду на территориях с низкой или отрицательной экологической емкостью, а также введение на этих территориях более жестких по сравнению с федеральными экологических ограничений;

з) учет стандартов обеспечения экологической безопасности в системе социальных стандартов Ленинградской области;

и) комплексное использование минерального сырья и иных природных ресурсов, имеющих многоцелевой характер применения;

к) запрет экологически опасных для здоровья человека видов деятельности;

л) запрещение совмещения на территории Ленинградской области деятельности по осуществлению государственного контроля за природопользованием и состоянием окружающей среды с деятельностью по использованию природных ресурсов.

Глава 2. Государственное управление комплексным
природопользованием в Ленинградской области


Статья 6. Государственное управление комплексным
природопользованием

1. Государственное управление комплексным природопользованием осуществляет исполнительная власть Ленинградской области во взаимодействии со специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области и настоящим законом.

2. Функции комплексного управления природопользованием в правительстве Ленинградской области осуществляет специальное структурное подразделение.

3. Государственные органы исполнительной власти Ленинградской области, территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, другие специально уполномоченные органы несут ответственность за сохранение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Ленинградской области в пределах своих полномочий.

Статья 7. Компетенция законодательного собрания
Ленинградской области в вопросах комплексного
природопользования

К компетенции законодательного собрания Ленинградской области в регулировании отношений комплексного природопользования относится:

а) принятие законодательных актов Ленинградской области по охране окружающей среды и природопользованию;

б) внесение в Федеральное Собрание Российской Федерации предложений по совершенствованию природоохранного законодательства;

в) контроль за порядком владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами, с учетом принципов комплексного природопользования;

г) утверждение областных экологических программ и ежегодных ассигнований из областного бюджета на обеспечение экологической безопасности, восстановление/воспроизводство качеств окружающей среды, ее охрану и контроль за использованием этих средств;

д) принятие правовых актов по платежам за природные ресурсы и предоставлению льгот организациям (категориям), осуществляющим природоохранные мероприятия, в части уплаты областных налогов;

е) контроль за реализацией федеральных и областных законов по охране окружающей среды и природопользованию;

ж) установление административной ответственности граждан и должностных лиц за нарушение законодательных и иных природоохранных нормативных актов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) установление размера и порядок возмещения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами ущерба за вред, причиненный ими окружающей природной среде и природноресурсному потенциалу Ленинградской области, нарушение природоохранного законодательства.

Статья 8. Компетенция правительства Ленинградской
области в вопросах комплексного природопользования

1. По вопросам комплексного природопользования к компетенции правительства Ленинградской области относится:

а) обеспечение соответствия федеральной и областной политики в сфере охраны окружающей среды и комплексного природопользования;

б) формирование и реализация единой областной политики по обеспечению устойчивого социально-экономического развития при сохранении благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала Ленинградской области в интересах настоящего и будущего поколений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»