Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 1995 года N 506

Об утверждении программы развития
сферы культуры Ленинградской
области на 1996-2000 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 11 ноября 2004 года N 253

____________________________________________________________________

Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить представленную министерством культуры программу развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы.

2. Министерству культуры (Пахомовой Г.С.) до 15 января 1996 года согласовать программу в Министерстве культуры Российской Федерации и подготовить необходимые документы для внесения программы на обсуждение законодательного собрания Ленинградской области и принятия представительным органом власти соответствующих законодательных актов.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя председателя правительства области Гайворонского В.С.

     

Первый заместитель губернатора
     председатель правительства
                  Н.Смирнов


Приложение
к постановлению правительства ЛО
от 08.12.95 N 506


Министерство культуры Ленинградской области


Программа
развития сферы культуры
Ленинградской области
НА 1996-2000 годы

     

I. Паспорт программы

1. Наименование программы

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

2. Дата принятия решения о разработке программы

3. Государственный заказчик

министерство культуры Ленинградской области.

4. Исполнители и соисполнители

Государственные, муниципальные и негосударственные организации культуры, образования, туризма в Ленинградской области, органы местного самоуправления.

5. Разработчики

министерство культуры Ленинградской области при участии экспертов Министерства культуры Российской Федерации, Института экономических проблем переходного периода Российской академии наук, Российского научно-исследовательского института культурологии, Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия.

6. Перечень разделов программы:

- сохранение и освоение историко-культурного наследия,

- поддержка исполнительского искусства,

- развитие сферы культурно-досуговой деятельности,

- развитие кадрового потенциала сферы культуры,

- международные культурные связи.

7. Сроки и этапы реализации программы

Первый этап - 1996-1997 годы;

второй этап - 1998-2000 годы.

8. Важнейшие задачи

- реставрация особо ценных объектов культурного наследия и обеспечение их рационального использования в культурной и экономической деятельности;

- развитие новых форм функционирования музеев Ленинградской области; внедрение новых технологий в музейную деятельность;

- содействие раскрытию творческого потенциала театров Ленинградской области; формирование регионального театрального пространства;

- укрепление материальной базы театрально-концертной деятельности;

- сохранение и развитие художественных ремесел на территории Ленинградской области;

- изучение и сохранение фольклора и фольклорных традиций;

- развитие краеведческой деятельности;

- сохранение и развитие национальных культур;

- информатизация библиотек и создание новых типов информационных центров;

- поддержка культурных инициатив, направленных на работу с молодежью и социально незащищенными слоями населения;

- развитие кадрового потенциала и социальная защита работников культуры;

- развитие международных культурных связей.

9. Ожидаемые конечные результаты

Реализация программы обеспечит проведение реставрации и консервации особо ценных объектов культурного наследия: памятников военно-оборонительного зодчества, деревянного зодчества, усадебных комплексов, культовых памятников средневековья, барокко и классицизма, сохранение памятников археологического наследия, памятников, связанных с именем А.С.Пушкина.

Будет обеспечена безопасность музейных и библиотечных фондов, произойдут качественные улучшения в работе музеев и библиотек. Улучшатся условия работы профессиональных театров Ленинградской области, завершится начатая ранее реконструкция театральных помещений.

Получат поддержку центры ремесел и народного творчества, национально-культурные центры, будет создан центр краеведения.

Получит развитие деятельность по организации досуга молодежи, будет завершено строительство детско-юношеского центра.

10. Объемы и источники финансирования

Стоимость программы (1996-1997 годы, в ценах второго квартала 1995 года)

всего - 410775 миллионов рублей

в том числе:

федеральный бюджет - 202401 миллионов рублей

     

областной бюджет - 208374 миллионов рублей

11. Система контроля за исполнением программы

Обеспечивается министерством культуры Ленинградской области и органами местного самоуправления.

Периодичность контроля - один раз в полугодие.

Результаты контроля представляются в правительство Ленинградской области и в Министерство культуры Российской Федерации.

     

     

II. Обоснование разработки


Состояние и проблемы развития сферы культуры
в Ленинградской области

Культурный потенциал Ленинградской области очень высок и отличается чрезвычайным богатством историко-культурного наследия. В своих нынешних границах область сформировалась позднее других регионов Северо-Запада Российской Федерации. В ее состав входят земли, исторически тяготевшие к разным культурам. Это отразилось в многообразии и разнохарактерности культурного наследия региона. Здесь представлены памятники олонецко-карельского круга, новгородско-псковского, скандинавско-финского происхождения.

Богатство культурного наследия Ленинградской области проявляется и в типологическом разнообразии памятников. В регионе имеются фактически все исторические пласты культурного наследия, характерные для Северо-Запада России: археологические памятники от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного и культового характера XII-XVII веков, деревянное зодчество, усадебные комплексы XVIII-XIX веков, памятники техники XVIII-XX веков и другие. Более древние и восходящие к иной культурной традиции памятники Ленинградской области удачно сочетаются с ансамблями города Санкт-Петербурга и ближайших пригородов, формируя их исторический контекст и создавая условия для уникальной культурной ретроспекции. Общее число памятников истории и культуры на территории области достигает 3,5 тысячи.

Важнейшей составляющей культурного потенциала региона являются две мощные структуры, деятельность которых нацелена на сохранение и освоение культурного наследия: областной музейный цент и Ленинградская областная инспекция охраны памятников истории и культуры. Укомплектованные высококлассными специалистами, эти организации, из года в год расширяя свою базу, заложили прочную основу для дальнейшего развития музейной и памятнико-охранительной деятельности. Музейная сеть, включающая 24 музея, представляет собой мощную и разветвленную структуру, способную решать широкий круг задач, связанных с сохранением и освоением как движимых (музейные коллекции), так и недвижимых памятников.

Уникальное географическое положение Ленинградской области на перекрестке путей между Скандинавией, Балтией, Польшей, Германией, Белоруссией и внутренними районами России, ее богатейший историко-культурный и рекреационный потенциал создают необычайно благоприятные условия для развития туризма.

Ленинградская область является одним из самых театральных регионов России. Правительство Ленинградской области выступает учредителем шести государственных профессиональных театров. В их числе Академический Малый драматический театр, широко известный в мире и составляющий славу российского сценического искусства, театр "На Литейном", театр Сатиры, театр "Комедианты", театр "Причастие" и кукольный театр в городе Выборге. Это уникальное сочетание коллективов разной художественной направленности, каждый из которых имеет свое творческое лицо, особый репертуар и собственную политику работы со зрителем.

Разнообразием отличается театральная жизнь Ленинградской области. Каждый театр использует оригинальные формы пропаганды сценического искусства. Так, театр "На Литейном" проводит имеющие широкий резонанс фестивали-персоналии, посвященные творчеству известных режиссеров. За последние три года прошли, в частности, фестивали спектаклей А.Эфроса и П.Фоменко. Театр "Комедианты" ежегодно проводит фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга - детям", в рамках которого детям из разных районов области, преимущественно из детских домов, не только показывают спектакли, но и устраивают экскурсии по дворцу и вручают памятные подарки. Театры устраивают фестивали и дни театра непосредственно в городах и районных центрах области, проводят работу с любительскими театральными коллективами, Творчество областных театров имеет широкую прессу.

В Ленинградской области достаточно обширная сеть культурно-досуговых учреждений: 506 учреждений клубного типа, 484 массовые и две универсальные библиотеки, 15 парков культуры и отдыха. В регионе действуют училище культуры и 114 детских художественных, музыкальных школ и школ искусств.

В учреждениях культуры области работают 6,4 тысячи человек. Уровень обеспеченности специалистами выше, чем в среднем по России. Высшее и среднее специальное образование имеют 74,6 процента работников клубных учреждений, что в 1,5 раза превышает среднероссийский уровень (50,2 процента). В библиотеках области специалисты составляют 84,2 процента работников (по России - 75,3 процента); в музеях - 75 процентов (по России - 72,1 процента).

Особенностью Ленинградской области является ее западное приграничное положение, большое число городов, высокий культурный и творческий потенциал. Все это определяет, с одной стороны, наличие в культурной жизни постоянных контактов с западной культурой, соответственно и наличие культурных ориентаций, особенно у молодежи, на западные образцы современной художественной, технической и информационной культуры, а с другой, - необходимость выявления и удержания культурной самобытности региона.

Происходящие в нашей стране политические и экономические преобразования привели к кардинальным изменениям в социальном бытовании культуры, в направленности и средствах проводимой культурной политики. Важную роль в осмыслении новой социокультурной ситуации, сложившейся после устранения тотального государственного контроля за сферой культуры, и определении принципов и задач новой культурной политики сыграла разработка в 1991 году областной программы поддержки и развития культуры. Ленинградская область оказалась впереди других регионов Российской Федерации в использовании программных инструментов управления развитием сферы культуры.

III. Основные итоги реализации программы поддержки
и развития культуры В Ленинградской области
на 1993-1995 годы

Сложности переходного периода, экономический кризис, политическая нестабильность внесли серьезные коррективы в приоритеты, темпы и способы решения задач, сформулированных в этой программе.

В условиях значительного сокращения в реальном выражении доходов бюджета Ленинградской области в 1992-1994 годах наиболее пострадавшей оказалась сфера культуры. Основами законодательства Российской Федерации о культуре, принятыми в 1992 году, предусматривается, что затраты на культуру должны составлять не менее 6 процентов расходов местных бюджетов. Между тем доля расходов на культуру, искусство и средства массовой информации в консолидированном бюджете Ленинградской области неуклонно сокращалась: 1992 год - 4,5 процента; 1993 год - 3.1 процента; 1994 год - 2,7 процента. И лишь в плановых расходах бюджета на 1995 год предусмотрено незначительное увеличение этой доли - 2,8 процента. Объем бюджетных ассигнований на сферу культуры в сопоставимой оценке в 1994 году сократился более чем на треть по сравнению с 1992 годом.

Расходы на культуру и средства массовой информации в областном бюджете сократились в еще больших масштабах: в относительном выражении - с 8,4 процента в 1992 году до 3,1 процента в 1994 году (по плану 1995 года - также 3,1 процента); в абсолютном выражении в сопоставимой оценке - более чем на половину за период 1992-1994 годов.

Доля затрат на культуру в расходах 19 и 23 районных и городских бюджетов Ленинградской области в 1994 году находилась в интервале от 0,5 до 2,7 процента.

Уменьшение бюджетного финансирования отягощалось нестабильностью выделения средств на запланированные расходы. В 1994 году фактические ассигнования на культуру и искусство из областного бюджета составили 59,3 процента от утвержденных в плане. Это крайне негативно сказывалось на возможности проведения последовательной политики, цели которой выходили за рамки решения текущих задач поддержки функционирования существующих учреждений культуры.

Несмотря на рост доходов из внебюджетных источников, сохранилась высокая степень зависимости учреждений культуры Ленинградской области (как и в целом по стране) от бюджетных ассигнований. Их доля в общих поступлениях денежных средств составляла в 1994 году: музеи - 82,8 процента; библиотеки - 98,7 процента; клубные учреждения - 73,5 процента; парки культуры и отдыха - 75,7 процента. Причем данные показатели по музеям и клубным учреждениям ниже среднероссийских.

Вследствие сокращения финансирования часть стратегических задач программы осталась нерешенной, а часть потребовала пересмотра. Главным стало сохранение существующего комплекса государственных учреждений культуры, музейных и библиотечных фондов, историко-культурных памятников, кадрового потенциала сферы культуры, доступности для населения культурно-досуговых услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»