• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2012 года N 478

О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

(с изменениями на 20 мая 2016 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 24.05.2016).
____________________________________________________________________



В целях обеспечения условий для осуществления права граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, на жилище Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева С.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Приложение. Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 16 мая 2012 года N 478

(с изменениями на 20 мая 2016 года)

1. Введение

Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в целях создания благоприятных условий для реализации конституционного права граждан на жилище и оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий проживающих в Санкт-Петербурге граждан.

В период с 2005 по 2011 год была разработана нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с реализацией полномочий, предоставленных Жилищным кодексом Российской Федерации и федеральными законами субъектам Российской Федерации. Органами государственной власти Санкт-Петербурга приняты правовые акты, предусматривающие условия и содержащие дополнительные способы для улучшения жилищных условий граждан, определены формы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - граждане, состоящие на жилищном учете).

В Санкт-Петербурге уже реализуются отдельные мероприятия, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Так, в Санкт-Петербурге приняты правовые акты, направленные на улучшение жилищных условий многодетных семей, в том числе Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 N 466-92 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге", Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N 710-136 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2008 N 524 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге", постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.12.2011 N 1669 "О предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного или дачного строительства гражданам, имеющим трех и более детей".

Ежегодно планирование предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также содействия гражданам в улучшении жилищных условий иными способами осуществляется путем составления годового жилищного плана, утверждаемого Жилищным комитетом.

Концепция определяет основные направления государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы и практические меры по ее эффективной реализации.

2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в жилищной сфере


Санкт-Петербург занимает площадь 1439 кв.км. Согласно данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области в настоящее время в Санкт-Петербурге проживает 4868,5 тыс. человек, общая площадь объектов жилищного фонда составляет 112874,8 тыс.кв.м, 20% общей площади которых составляют жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения граждан в Санкт-Петербурге на 01.01.2012 в среднем составляет 23,3 кв.м на человека.

С 2007 года объем строительства объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге за счет всех источников финансирования составил 13813,9 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 1557,1 тыс.кв.м.

С начала реализации Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 N 593, количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сократилось более чем на 262329 человек (105435 семей).

За весь период реализации Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы улучшены жилищные условия более 183763 граждан (84606 семей), в том числе:

переселены из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, в другие благоустроенные жилые помещения 31886 человек (14032 семьи);

приняли участие в целевых программах Санкт-Петербурга и улучшили свои жилищные условия 95177 граждан (49574 семьи);

исключены из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включены в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга жилые помещения в общежитиях, ранее переданных в ведение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, что позволило 56,7 тыс. гражданам (21,0 тыс. семей) заключить договоры социального найма жилых помещений и воспользоваться правом на бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе (приватизацию) занимаемых ими жилых помещений.

На протяжении последних лет органами государственной власти Санкт-Петербурга выполнялись государственные обязательства по обеспечению жилыми помещениями граждан, состоящих на жилищном учете.

В период с 2007 по 2011 год на предоставление участникам целевых программ Санкт-Петербурга социальных выплат и безвозмездных субсидий из федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга было выделено 23,1 млрд.руб., что позволило оказать содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий более 27,0 тыс. гражданам, состоящим на жилищном учете.

Кроме того, в указанный период порядка 14 тыс. гражданам (5,4 тыс. семей) было оказано государственное содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий путем предоставления им возможности приобретения жилых помещений на условиях беспроцентной рассрочки сроком до 10 лет.

Постоянно осуществлялось предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральным законодательством (ветераны, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане, получающие социальные выплаты, удостоверяемые государственными жилищными сертификатами).

Так, обеспечено выполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", с начала действия которого путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда и безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений улучшены жилищные условия 10335 ветеранов Великой Отечественной войны, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2012. Работа в данном направлении будет продолжена.

Жилищная политика в Санкт-Петербурге проводится в соответствии с приоритетами, определенными Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации.

Так, в 2009 году, объявленном Годом молодежи, улучшены жилищные условия 747 молодых семей в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье";

в 2010 году, объявленном Годом учителя, приобрели жилые помещения на условиях беспроцентной рассрочки более 2 тыс. граждан - членов семей учителей (преподавателей) (775 семей) - участников целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы";

в 2011 году в приоритетном порядке жилые помещения (квартиры) предоставлялись многодетным семьям, имеющим несовершеннолетних детей, и семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, что позволило улучшить жилищные условия порядка 5132 гражданам.

В период с 2008 по 2011 год количество коммунальных квартир сократилось на 11970 квартир, улучшены жилищные условия 46500 граждан (31027 семей), в том числе за счет предоставления социальных выплат 13082 участникам (5763 семьи) целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге".

В целях обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2013 года (в связи с внесением изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации) данная категория подлежит обеспечению специализированными жилыми помещениями для социальной защиты отдельных категорий граждан по договору найма специализированного жилого помещения.

На 01.01.2012 в Санкт-Петербурге количество граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - жилищный учет), составляет 419221 чел. (181962 семьи), в том числе:

375161 чел. (163815 семей) приняты на жилищный учет до 01.03.2005;

44060 чел. (18147 семей) - после 01.03.2005.

Количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, составляет 38255 чел. (17760 семей).

3. Задачи государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

Приоритетными направлениями реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы являются:

расселение коммунальных квартир;

предоставление гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, других благоустроенных жилых помещений;

оказание финансовой поддержки гражданам, состоящим на жилищном учете, путем предоставления социальных выплат и безвозмездных субсидий;

государственное содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - государственное содействие) молодых семей, в том числе многодетных семей для создания условий по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации;

выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях;

развитие доступной среды проживания для инвалидов в Санкт-Петербурге;

предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга (далее - коммерческие жилые помещения) по договорам найма и аренды;

развитие механизмов, направленных на приобретение жилых помещений с использованием рассрочки оплаты стоимости жилого помещения, ипотечных жилищных кредитов и зачета стоимости имеющихся в собственности граждан жилых помещений;

разработка и утверждение новых целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на улучшение жилищных условий граждан с использованием различных финансово-правовых механизмов;

реализация действующих целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на поддержку молодых семей, в том числе семей с тремя и более детьми, работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;

разработка финансово-правового механизма передачи в собственность Санкт-Петербурга жилых помещений под выплату ренты в целях государственной поддержки пожилых одиноких граждан.

3.1. Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге

В настоящее время в Санкт-Петербурге насчитывается 104 тыс. коммунальных квартир (392 тыс. комнат), что составляет 9% жилищного фонда Санкт-Петербурга, из них 137 тыс. - жилые помещения (комнаты) государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.

При этом большая часть коммунальных квартир расположена в многоквартирных домах в историческом центре Санкт-Петербурга, в Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном районах Санкт-Петербурга. В коммунальных квартирах проживают 660 тыс. граждан (304 тыс. семей), из них на жилищном учете состоит порядка 231 тыс. граждан (114 тыс. семей).

В ходе реализации действующих целевых программ Санкт-Петербурга ежегодно 3-4 тыс. коммунальных квартир становятся отдельными.

Одной из причин, осложняющих процесс расселения, является незаинтересованность отдельных собственников и нанимателей жилых помещений в переселении в иные жилые помещения, так как принадлежащие им (занимаемые ими) жилые помещения в коммунальной квартире не являются для них единственным жилым помещением, что особенно характерно для жилых помещений, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга.

Оставшиеся в Санкт-Петербурге коммунальные квартиры становятся менее населенными. Так, в трехкомнатных коммунальных квартирах проживают в среднем 2-3 семьи, в четырехкомнатных - 2,9 семьи, в пятикомнатных - 3,6 семьи.

Основными механизмами расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге являются:

продажа гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений (комнат) государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по рыночной стоимости с рассрочкой платежа на срок до пяти лет, а для граждан, состоящих на жилищном учете, - также с применением понижающих коэффициентов;

предоставление социальных выплат для строительства или приобретения жилых помещений для граждан, состоящих на жилищном учете, проживающих в коммунальных квартирах и являющихся участниками целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге", при условии, что в результате использования ими таких выплат коммунальная квартира становится отдельной;

привлечение юридических лиц к расселению коммунальных квартир;

перераспределение жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга (предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, обмен и мена жилых помещений на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством, при которых улучшаются жилищные условия граждан - участников указанной целевой Программы Санкт-Петербурга, состоящих на жилищном учете, при которых указанные граждане в установленном порядке снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей);

предоставление участникам иных целевых программ Санкт-Петербурга, проживающим в коммунальных квартирах, первоочередного права на оказание государственного содействия.

Основные мероприятия по расселению коммунальных квартир будут направлены на расселение коммунальных квартир, жилые помещения в которых занимаются гражданами, состоящими на жилищном учете.

В целях оптимизации используемых механизмов расселения планируется осуществление сбора и анализа информации о коммунальных квартирах, расположенных в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, с последующей их классификацией как по количеству проживающих в них нанимателей и (или) собственников жилых помещений, а также членов семей нанимателей и (или) собственников жилых помещений, состоящих на жилищном учете, так и по соответствию жилых помещений установленным требованиям к жилому помещению.

3.2. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в части решения задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, важным направлением жилищной политики Санкт-Петербурга является выполнение обязательств Санкт-Петербурга по отношению к гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В случае признания жилых помещений непригодными для проживания и признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции жилищные права граждан обеспечиваются путем:

предоставления гражданам иных благоустроенных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга;

выкупа помещений у их собственников.

С 2007 года расселен 641 многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, и 177 квартир, признанных непригодными для проживания, предоставлены благоустроенные жилые помещения 31,9 тыс. граждан (14,0 тыс. семьям).

В рамках региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в 2009-2011 годах при предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах осуществлен капитальный ремонт 3780 многоквартирных домов.

В целях повышения комфортности и безопасности условий проживания в Санкт-Петербурге исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции проводят следующие мероприятия:

мониторинг технического состояния многоквартирных домов, в которых все либо отдельные жилые и нежилые помещения находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга;

признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и жилых помещений непригодными для проживания;

ежегодное принятие правовых актов Правительства Санкт-Петербурга об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению, и адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению, изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга;

включение жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга в качестве жилых помещений маневренного фонда, предназначенного для предоставления:

гражданам, утратившим жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

гражданам, в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

гражданам, у которых единственные жилые помещения признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств и по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей;

иным гражданам в случаях, предусмотренных законодательством;

обеспечение сноса, реконструкции, капитального ремонта расселенных многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга;

проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках ежегодных региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга;

модернизация систем коммунальной инфраструктуры.

3.3. Реализация целевых программ Санкт-Петербурга по содействию Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан

Одним из важнейших направлений реализации государственной жилищной политики Санкт-Петербурга является оказание гражданам, состоящим на жилищном учете, государственного содействия в улучшении жилищных условий в рамках действующих целевых программ Санкт-Петербурга:

"Молодежи - доступное жилье";

"Жилье работникам бюджетной сферы";

"Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге";

"Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге",

а также разработка и утверждение новых целевых программ Санкт-Петербурга, направленных на улучшение жилищных условий граждан с использованием различных финансово-правовых механизмов.

Целевые программы Санкт-Петербурга направлены на оказание государственного содействия в целях создания условий для реализации жилищных прав гражданами, имеющими собственные средства или возможность взять ипотечный жилищный кредит.

Целевые программы Санкт-Петербурга ориентированы на различные категории граждан, состоящих на жилищном учете, поэтому в каждой целевой программе Санкт-Петербурга предусмотрен свой механизм оказания государственного содействия.

При этом в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" первоочередное право на оказание государственного содействия в рамках целевых программ Санкт-Петербурга предоставляется гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

3.3.1. Целевая программа Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье"

В Санкт-Петербурге в целях повышения доступности приобретения жилых помещений реализуется целевая программа Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье".

Оказание государственного содействия в рамках указанной целевой программы Санкт-Петербурга заключается в предоставлении:

возможности приобретения жилого помещения в рассрочку сроком до 10 лет у оператора указанной целевой программы Санкт-Петербурга;

возможности получения социальных выплат для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретаемого у любых физических и юридических лиц, кроме оператора указанной целевой программы Санкт-Петербурга, в размере не менее 30% от расчетной (средней) стоимости жилого помещения, а также дополнительно в размере не менее 5% от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого ребенка.

В качестве участников целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" признаны и ожидают оказания государственного содействия более 36,0 тыс. граждан (17,0 тыс. семей), из них порядка 25,7 тыс. граждан (12,0 тыс. семей) изъявили желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.

В период с 2012 по 2017 год планируется улучшение жилищных условий не менее 50 тыс. граждан (23,5 тыс. семей) при условии финансирования целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в размере не менее 22,5 млрд.руб.

Кроме того, в настоящее время планируется развитие нового направления по оказанию государственного содействия молодым гражданам - участникам указанной целевой программы Санкт-Петербурга, которое заключается в предоставлении им займов на беспроцентной основе сроком до 10 лет в порядке и на условиях, определяемых Правительством Санкт-Петербурга, на оплату до 70% от стоимости приобретаемых у любых физических и юридических лиц, кроме оператора целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", жилых помещений.

3.3.2. Целевая программа Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы"

В Санкт-Петербурге в целях сохранения квалифицированных кадров в учреждениях бюджетной сферы действует целевая программа Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы", ориентированная на состоящих на жилищном учете работников образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, имеющих стаж работы в указанных учреждениях не менее 5 лет (далее - работники бюджетной сферы), а также проживающих совместно с ними членов их семьи и граждан, проживающих совместно с ними в качестве членов их семьи, состоящих на жилищном учете.

Оказание государственной поддержки работникам бюджетной сферы заключается в том числе в предоставлении возможности приобретения жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в рассрочку сроком до 10 лет, при этом:

20% от стоимости жилого помещения (квартиры) составляет первоначальный взнос работника бюджетной сферы за приобретаемое жилое помещение;

80% от стоимости жилого помещения (квартиры) участник программы оплачивает в течение 10 лет равными платежами.

Целевая программа Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы" востребована у данной категории граждан. В настоящее время участниками указанной целевой программы Санкт-Петербурга признаны более 4,4 тыс. граждан, проживающих в Санкт-Петербурге.

За весь период реализации указанной целевой программы Санкт-Петербурга государственная поддержка оказана в отношении более 12,5 тыс. граждан (4,8 тыс. семей).

В период с 2012 по 2017 год запланировано оказание государственного содействия более 18,0 тыс. граждан (7,0 тыс. семей) при условии ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в объеме, предусмотренном в подразделе 4.1 Концепции.

3.3.3. Целевая программа Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге"

В целях развития системы ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге осуществляется реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге".

Участниками указанной целевой программы Санкт-Петербурга признаются одинокие граждане, являющиеся заемщиками по кредитному договору, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; супруг, супруга, являющиеся заемщиками (созаемщиками) по кредитному договору, а также их несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; неполные семьи, в которых один из членов семьи является заемщиком по кредитному договору, а также его несовершеннолетние дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Условия реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" предусматривают оказание государственного содействия ее участникам в виде предоставления им социальных выплат в размере не более 30% от стоимости жилого помещения.

За весь период реализации указанной целевой программы Санкт-Петербурга государственная поддержка оказана в отношении более 13,5 тыс. граждан (5,2 тыс. семей).

В настоящее время участниками целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" являются более 3,0 тыс. граждан (1,2 тыс. семей), состоящих на жилищном учете.

В период с 2012 по 2017 год в рамках целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" планируется улучшение жилищных условий более 25,0 тыс. граждан (9,6 тыс. семей) при условии выделения средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме, предусмотренном в подразделе 4.2 Концепции.

3.3.4. Целевая программа Санкт-Петербурга "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты"

Срок реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" закончился в 2011 году.

По условиям указанной целевой программы Санкт-Петербурга государственная поддержка оказывалась в отношении граждан, состоящих на жилищном учете и проживающих в отдельных квартирах либо жилых домах. Участникам целевой программы Санкт-Петербурга "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" предоставлялась социальная выплата для приобретения ими жилых помещений общей площадью не менее установленного в Санкт-Петербурге учетного норматива жилищной обеспеченности.

За период реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", начиная с 2008 года, жилищные условия были улучшены 4,6 тыс. гражданам (1545 семьям) - участникам указанной целевой программы Санкт-Петербурга.

3.4. Улучшение жилищных условий определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях

Важным направлением государственной жилищной политики является предоставление жилых помещений по договорам социального найма и оказание государственного содействия гражданам, состоящим на жилищном учете, в том числе:

ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий;

инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;

многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Улучшение жилищных условий таких граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета Санкт-Петербурга как путем предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, так и путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

При условии ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в объеме, предусмотренном в подразделе 4.1 Концепции, и выделения средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме, предусмотренном в подразделе 4.2 Концепции, за период с 2012 по 2017 год планируется улучшение жилищных условий 45839 человек (17320 семей) из числа граждан, категории которых определены федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, в том числе:

2543 человека (1290 семей) из числа ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

5680 человек (2059 семей) из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

14135 человек (2848 семей) из числа многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей;

7200 человек (3600 семей) из числа граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний;

16281 человек (7523 семьи) из числа иных категорий граждан.

26156 гражданам (8837 семьям) планируется предоставить жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и 19683 гражданам (8483 семьям) предоставить безвозмездные субсидии за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета.

3.5. Предоставление коммерческих жилых помещений

В Санкт-Петербурге с 2007 года действуют правовые механизмы, позволяющие предоставлять жилые помещения жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга (коммерческие жилые помещения) по договорам найма, в том числе гражданам, состоящим на жилищном учете, и по договорам аренды - юридическим лицам для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений, а с 2016 года также образовательным организациям высшего образования (любой организационно-правовой формы) для проживания обучающихся в них.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.


Эффективное использование жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга должно стать одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики Санкт-Петербурга, что обеспечит увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга, позволит привлечь в Санкт-Петербург квалифицированных специалистов, улучшить жилищные условия граждан, состоящих на жилищном учете, и граждан, проживающих в коммунальных квартирах, путем предоставления последних свободных комнат.

3.5.1. Предоставление коммерческих жилых помещений по договорам аренды юридическим лицам в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений

Одним из направлений государственной жилищной политики Санкт-Петербурга является предоставление коммерческих жилых помещений по договорам аренды юридическим лицам в целях использования для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений.

Реализация данного направления государственной жилищной политики Санкт-Петербурга позволит обеспечить реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в части формирования рынка доступного арендного жилья и будет осуществляться путем:

3.5.1.1. Предоставления в аренду коммерческих жилых помещений для проживания работников организаций жилищно-коммунальной сферы и иных отраслей городского хозяйства (организаций, осуществляющих деятельность в области управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, благоустройства Санкт-Петербурга, капитального строительства, развития дорожно-мостового комплекса и объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга), работников государственных учреждений культуры, здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, физкультуры и спорта, науки, сотрудников органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, сотрудников органов прокуратуры, расположенных на территории Санкт-Петербурга, работников государственных учреждений пограничных управлений Федеральной службы безопасности Российской Федерации, организаций, участвующих в реализации крупных инвестиционных и национальных проектов, а также в создании и развитии особой экономической зоны.

3.5.1.2. Реализации мероприятий по капитальному ремонту, проектированию и реконструкции многоквартирных домов, все помещения которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, и предоставлению жилых помещений юридическим лицам для проживания работников жилищно-коммунальной сферы и иных отраслей городского хозяйства.

В рамках Программы мероприятий по капитальному ремонту, проектированию и реконструкции многоквартирных домов, все помещения которых находятся в собственности Санкт-Петербурга, и предоставлению жилых помещений юридическим лицам для проживания работников жилищно-коммунальной сферы и иных отраслей городского хозяйства, а также образовательным организациям высшего образования для проживания обучающихся в них, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2010 N 1399 (далее - Программа), коммерческие жилые помещения предоставляются в аренду юридическим лицам для проживания работников организаций жилищно-коммунального хозяйства и иных отраслей городского хозяйства, а также образовательным организациям высшего образования для проживания обучающихся в них (организациям, осуществляющим свою деятельность в области управления многоквартирными домами в Санкт-Петербурге, благоустройства Санкт-Петербурга, капитального строительства, развития дорожно-мостового комплекса и объектов транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга), а также образовательным организациям высшего образования (любой организационно-правовой формы) для проживания обучающихся в них.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.


Первый этап Программы включает проведение мероприятий по капитальному ремонту, проектированию и реконструкции 41 многоквартирного дома, что позволит разместить не менее 10,2 тыс. работников.

В 2012 году планируется внесение изменений в Программу в целях увеличения количества многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, до 58 и увеличения объема финансирования для реализации второго этапа Программы (2014-2018 годы).

3.5.1.3. Разработки и утверждения программы обеспечения коммерческими жилыми помещениями молодых работников организаций культуры, науки, физической культуры и спорта для привлечения на работу не только в государственные учреждения, но и в организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых направлена на увеличение потенциала и социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

3.5.2. Предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга гражданам по договорам найма

Реализация данного направления осуществляется путем:

3.5.2.1. Предоставления гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, свободных жилых помещений, если в результате такого предоставления коммунальная квартира становится отдельной.

3.5.2.2. Предоставление коммерческих жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете.

В настоящее время жилые помещения коммерческого использования предоставляются в том числе гражданам, состоящим на жилищном учете, в дополнение к занимаемым жилым помещениям (предоставляются отдельным членам семьи).

В части развития механизма предоставления жилых помещений коммерческого использования планируется предоставление таких жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете, не являющимся нанимателями по договорам социального найма или собственниками жилых помещений.

Предоставление коммерческих жилых помещений позволит:

уменьшить количество коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;

сократить количество граждан, проживающих в многокомнатных коммунальных квартирах;

сократить сроки ожидания подхода очереди гражданам, состоящим на жилищном учете, посредством найма жилых помещений у Санкт-Петербурга по приемлемым ценам.

Общая площадь коммерческих жилых помещений в новых многоквартирных домах, планируемых для предоставления в 2012-2017 годах, при условии ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в объеме, предусмотренном в подразделе 4.1 Концепции, составляет 1108,0 тыс.кв.м, что позволит предоставить такие жилые помещения 52,0 тыс. гражданам (20,0 тыс. семей).

4. Ресурсное обеспечение Концепции

Необходимым условием эффективной реализации Концепции является наличие достаточного ресурсного обеспечения, включающего:

4.1. Жилые помещения, необходимые для предоставления гражданам при реализации основных направлений государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы

Общая площадь жилых помещений, необходимая для реализации Концепции, составляет не менее 2728,4 тыс.кв.м, в том числе:

для предоставления гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, - не менее 562,4 тыс.кв.м;

для предоставления гражданам, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, и в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, - не менее 300,0 тыс.кв.м;

для предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма - не менее 1108,0 тыс.кв.м;

для реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы" - не менее 427,0 тыс.кв.м;

для реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" - не менее 26,0 тыс.кв.м;

для реализации иных механизмов улучшения жилищных условий граждан - не менее 305,0 тыс.кв.м.

В этих целях необходимо увеличить объемы жилищного строительства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Объемы ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в Санкт-Петербурге в соответствии с Региональной программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2011 N 624, и индикативными показателями по вводу жилья, возводимого за счет всех источников финансирования, на 2016 и 2017 годы, утвержденными Министерством регионального развития Российской Федерации:

в 2012 году - 2750,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 454,0 тыс.кв.м,

в 2013 году - 2850,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 481,0 тыс. кв.м,

в 2014 году - 2950,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 510,0 тыс.кв.м,

в 2015 году - 3050,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 540,0 тыс.кв.м.

Ориентировочно объемы ввода в эксплуатацию многоквартирных домов в Санкт-Петербурге составят:

в 2016 году - 2900,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 500,0 тыс. кв.м;

в 2017 году - 3000,0 тыс.кв.м, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 517,0 тыс.кв.м.

Указанные в настоящем подразделе объемы ввода в эксплуатацию многоквартирных домов будут выполнены при условии наличия земельных участков, предназначенных для осуществления строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, а также достаточного объема финансирования мероприятий по строительству в соответствии с Адресной инвестиционной программой.

4.2. Финансовые ресурсы, необходимые для реализации основных направлений государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы


Финансирование жилищного строительства в рамках адресных инвестиционных программ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Региональной программой "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2011 N 624.

Сумма необходимых для реализации Концепции средств составляет:

для предоставления безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений при финансировании из бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета - 7165,6 млн. руб.;

для реализации целевых программ Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге", "Молодежи - доступное жилье", "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" - 39,0 млрд.руб. из бюджета Санкт-Петербурга.

5. План реализации Концепции

N
п/п

Наименование
основных
мероприятий

Сроки исполнения основных мероприятий

Планируемое
количество граждан (семей), жилищные условия которых будут улучшеныО Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (с изменениями на 20 мая 2016 года)

Исполнители

1

2

3

4

5

1

Реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье"

2012-2017 гг.

50000
(23500)

Жилищный комитет,
Комитет финансов Санкт-Петербурга

2

Реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге"

2012-2017 гг.

25000
(9600)

Жилищный комитет,
Комитет финансов
Санкт-Петербурга

3

Реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам бюджетной сферы"

2012-2017 гг.

18000
(7000)

Жилищный комитет,
Комитет по строительству

4

Реализация целевой программы Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге"

2012-2017 гг.

121750
(48700)

Жилищный комитет,
Комитет финансов Санкт-Петербурга,
Комитет по строительству,
администрации районов
Санкт-Петербурга

5

Улучшение жилищных условий граждан, категории которых определены федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, в том числе:

2012-2017 гг.

45839
(17320)

Жилищный комитет,
Комитет по строительству,
Комитет финансов Санкт-Петербурга, администрации районов
Санкт-Петербурга

5.1

Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма

2012-2017 гг.

26156
(8837)

Жилищный комитет,
Комитет по строительству,
администрации районов
Санкт-Петербурга

5.2

Предоставление безвозмездных субсидий для приобретения и строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета

2012-2017 гг.

19683
(8483)

Жилищный комитет,
Комитет финансов
Санкт-Петербурга,
администрации районов
Санкт-Петербурга

6

Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания

2012-2017 гг.

19200
(8000)

Жилищный комитет, администрации районов Санкт-Петербурга

7

Разработка концепции целевой программы Санкт-Петербурга, предусматривающей приобретение жилья в рассрочку гражданами, проживающими в отдельных квартирах и нуждающимися в улучшении жилищных условий

2012 г.

Жилищный комитет

8

Реализация иных механизмов
улучшения жилищных условий граждан

2013-2017 гг.

19350
(7550)

Жилищный комитет, администрации районов Санкт-Петербурга

9

Предоставление коммерческих жилых помещений, в том числе:

Жилищный комитет, администрации районов Санкт-Петербурга

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.

9.1

Предоставление коммерческих жилых помещений по договорам найма гражданам, состоящим на жилищном учете

2012-2017 гг.

52000
(20000)

Жилищный комитет

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.

9.2

Предоставление коммерческих жилых помещений по договорам аренды юридическим лицам:

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.

9.2.1

Государственным учреждениям (культуры, здравоохранения, образования, науки и т.д.) для проживания работников в связи с характером их трудовых отношений

2012-2017 гг.

3978
(1530)

Администрации районов Санкт-Петербурга

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.

9.2.2

В целях проживания работников жилищно-коммунальной сферы и иных отраслей городского хозяйства

2012-2017 гг.

19000
(19000)

Жилищный комитет

(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397.

9.2.3

Образовательным организациям высшего образования (любой организационно-правовой формы) для проживания обучающихся в них

2016-2017 гг.

(Пункт дополнительно включен с 24 мая 2016 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года N 397)

10

Разработка финансово-правового механизма предоставления жилых помещений гражданам и юридическим лицам на льготных условиях в целях удовлетворения потребности Санкт-Петербурга в квалифицированных специалистах

2013 г.

Жилищный комитет

11

Разработка финансово-правового механизма передачи в собственность Санкт-Петербурга жилых помещений под выплату ренты в целях социальной поддержки пожилых одиноких граждан

2012 г.

Жилищный комитет

12

Разработка правовых актов, предусматривающих внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга от 28.03.2007 N 125-27 "О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга" и постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 637 "О жилых помещениях жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга"

2012-2013 гг.

Жилищный комитет

ВСЕГО:

374117
(162200)

________________
О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (с изменениями на 20 мая 2016 года) При условии ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в объеме, предусмотренном в подразделе 4.1 Концепции, и выделения средств бюджета Санкт-Петербурга в объеме, предусмотренном в подразделе 4.2 Концепции.




Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (с изменениями на 20 мая 2016 года)

Название документа: О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2012-2017 годы (с изменениями на 20 мая 2016 года)

Номер документа: 478

Вид документа: Постановление Правительства Санкт-Петербурга

Принявший орган: Правительство Санкт-Петербурга

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 16 мая 2012

Дата начала действия: 16 мая 2012
Дата редакции: 20 мая 2016