• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2012 года N 275

О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года  

(с изменениями на 17 июля 2013 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2013 года N 115;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.
____________________________________________________________________


Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Обеспечить в период 2012-2013 гг. разработку проекта Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (далее - Стратегия), отражающего основные согласованные в Концепции направления деятельности Правительства Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

3. Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга обеспечить:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2013 года N 115.

3.1. Привлечение независимых экспертов для проведения оценки и анализа материалов, формируемых при разработке Стратегии.

3.2. Разработку проекта Стратегии и его представление в 2013 году на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 884 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года".

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова С.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

Приложение . КОНЦЕПЦИЯ социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 28 марта 2012 года N N 275

(с изменениями на 17 июля 2013 года)

1. Социальный контракт - 2020: общественные обсуждения

Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция - 2020) является документом общественного согласия, подготовленным по итогам проведенных в 2010-2011 гг. обсуждений дальнейших направлений развития города. Концепция носит характер социального контракта между населением и Правительством Санкт-Петербурга (далее - Правительство), суть которого заключается в том, что жители доверяют право распоряжения своими налогами, но вместе с тем формулируют ожидаемые результаты. Ожидания населения и важнейшие направления деятельности Правительства по их реализации сформулированы на основе предложений, высказанных в ходе дискуссий, и положены в основу Концепции - 2020.

Концепция - 2020 обсуждалась с бизнес-сообществом, представителями общественных организаций и молодежных движений, ассоциациями профессиональных участников. Были организованы опросы мнения населения посредством горячих линий и анкетирования. Обсуждение документа стало более важным процессом, нежели формирование его содержания, поскольку только в ходе дискуссии возникает общее видение участников. Непосредственно в подготовке приняло участие более 10000 человек. Концепция - 2020 активно освещалась на радио и телевидении, ей были посвящены публикации в большинстве печатных городских изданиях. Общий охват населения Санкт-Петербурга средствами массовой информации составил более 2 миллионов человек. Финальное голосование было организовано в сети Интернет на основных площадках Twitter, Vkontakte, LiveJournal. По его итогам большинство участников проголосовали за дальнейшее развитие города как глобального центра современной промышленности.

Появление подобного документа в сфере стратегического планирования развития города стало возможным по нескольким причинам:

во-первых, возросли бюджетные возможности города, позволяющие Правительству перейти от политики финансирования текущих расходов к реализации масштабных инвестиционных проектов;

во-вторых, сформировались различные группы активных представителей городского сообщества, имеющих четкую позицию и намерение участвовать в конструктивном диалоге с Правительством;

в-третьих, появилась организационная возможность проведения общественных обсуждений на различных площадках.

В целях практической реализации ожиданий населения и детальной проработки важнейших направлений деятельности Правительства будет разработана Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) с привлечением экспертов в соответствующих областях, подготовлены изменения в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", разработан прогноз макроэкономических показателей.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

2. Социальный контракт - 2020: ожидания населения

2.1. Видение будущего

"В 2020 году Санкт-Петербург укрепит свои позиции
глобального города и войдет в рейтинг ведущих центров
современной промышленности"

Итоги голосования в социальных сетях

Санкт-Петербург станет наиболее влиятельным среди городов Северной Европы. Именно здесь транснациональные и российские корпорации разместят свои региональные штаб-квартиры, где будут создаваться современные технологии и обеспечиваться их внедрение на территории города. Внимание мировой общественности и многочисленных туристов будет привлечено разнообразием происходящих на его обширной культурной сцене концертов, театральных премьер, художественных выставок, кинопоказов, танцевальных представлений, спортивных мероприятий. В Санкт-Петербурге планируется проводить мероприятия общенационального и мирового уровня от выставок всемирно известных художников до Чемпионата мира по футболу и Международного экономического форума.

Санкт-Петербург станет лидером в России по экспорту современной продукции промышленности и научно-технических услуг. В городе будет завершено формирование кластеров в сфере судостроения, автомобилестроения, энергомашиностроения, фармацевтики, информационно-коммуникационных технологий, радиологии. Предприятия кластеров обеспечат конкурентоспособность промышленной продукции на открытых рынках и мобилизуют ключевой ресурс города - людей, способных реализовать лидерские проекты, создать новые технологии и идеи.

В Санкт-Петербурге появятся новые интеллектуальные отрасли промышленности, которые займут значимые позиции на международных рынках. Для этого в городе будут локализованы современные производства и созданы центры технологического развития. Лидеры мирового технологического рынка перейдут от первой стадии - восприятия Санкт-Петербурга как интересного и емкого рынка и второй стадии - инвестирования в локализацию производства к третьей стадии - созданию в Санкт-Петербурге новых технологий и новых продуктов.

В Санкт-Петербурге будет сформирована креативная среда для самореализации жителей. В город будут приезжать студенты и квалифицированные специалисты из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа, поскольку именно здесь будут созданы лучшие возможности для получения образования европейского уровня, а также последующего применения своих профессиональных навыков и талантов в промышленности. Санкт-Петербург будет открытым и толерантным для жизни различных этнических, социальных и культурных групп.

Город повысит свое место в международных туристических рейтингах. Это будет достигнуто за счет использования в полной мере его культурного потенциала, формирования новых туристических маршрутов, появления новых экскурсионных программ, развертывания инфраструктуры гостеприимства. Санкт-Петербург, наряду с Лондоном, будет ключевым центром притяжения туристических круизов в регионе бассейна Северного и Балтийского морей.

Санкт-Петербург станет крупнейшим логистическим центром. В городе разместятся ведущие национальные и международные операторы и перевозчики, будут созданы новые складские мощности, позволяющие осуществлять перевалку дорогих и сложных грузов (контейнеров, RO-RO грузов и рефрижераторных грузов). Аэропорт "Пулково" будет международным авиационным хабом с современным аэровокзальным комплексом. Возрастет количество направлений и объем авиаперевозок.

2.2. Ограничения

"В 2020 году Санкт-Петербург сохранит
внешний облик в сочетании с характерной
стройностью его исторического образа"

Итоги голосования в социальных сетях


Укрепление позиций города в качестве глобального центра будет проходить в соответствии с имеющимися аутентичными культурными активами. Санкт-Петербург сохранит характерный исторический облик. Новая застройка в историческом центре будет развиваться с учетом обеспеченности объектами транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, а также сложившейся архитектурной традиции. Город не должен утратить особый "звуковой образ", такой как звуки Большой Невы, пушечные выстрелы в "адмиралтейский час" с Петропавловской крепости, игра курантов на Петропавловской колокольне и башне Городской Думы.

3. Стартовые позиции

"В 2008 году Санкт-Петербург вошел в рейтинг
глобальных городов мира благодаря взвешенной
экономической политике, которая дала
возможность реализовать конкурентные
преимущества, сложившиеся в прошлые годы,
и заложить фундамент для нового экономического подъема"

По данным исследовательского агентства GaWC

Для Санкт-Петербурга 2000-е годы стали десятилетием, насыщенным экономическими и социальными событиями, периодом реализации масштабной программы перехода от политики сокращения расходов к стратегии роста. В город пришли новые предприятия, которые не только обеспечили его представительство на крупных рынках, но и сформировали новые отрасли современной промышленности, основную доходную базу бюджета Санкт-Петербурга. В результате валовой региональный продукт увеличился на 55%, а бюджет Санкт-Петербурга превысил 300 млрд.руб. В свою очередь это позволило добиться роста денежных доходов на душу населения более чем в 3,6 раза, а средней номинальной заработной платы в два раза.

В Санкт-Петербурге был развернут сектор автосборки и производства автокомпонентов, который совместно с аналогичными предприятиями Ленинградской области постепенно перерастает в полноценный автомобилестроительный кластер (были открыты заводы General Motors, Toyota, Nissan, Hyundai, Scania, Яровит Моторз, Man и др.). Только легковых автомобилей в 2010 году в Петербурге было собрано около 70 тыс. шт., а по заявленным планам к 2015 году должно быть собрано около 630-650 тыс.шт. при резко возрастающих показателях локализации и числе занятых в рамках автокластера.

В городе фактически заново и на новом технологическом уровне создается фармацевтическая отрасль. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге реализуется ряд проектов по созданию фармацевтических производств, в том числе таких новых отечественных компаний, как "Биокад", "Герофарм", "Вертекс". В ближайшее время будет построен завод швейцарской фирмы "Новартис" - всемирно известного производителя фармацевтических средств.

В Санкт-Петербурге сформировалась отрасль информационных технологий. Размещены R&D центры ведущих международных компаний, таких как Microsoft, EMC, Oracle, Intel, Яндекс, Google, Hewlett-Packard, Motorola Mobility, EPAM, LGSoftLab, Siemens, T-Systems. В 2010 году годовой оборот ИТ-отрасли составил около 100 млрд.руб. Более 25% выручки от экспорта всех ИТ-компаний России приходится на Санкт-Петербург.

Отдельные сектора и отрасли петербургской экономики достигли значимых по объему и качеству позиций на национальных и глобальных рынках. Большой порт Санкт-Петербург обеспечивает более 10% экспортных и 50% импортных морских грузоперевозок России, количество международных пассажироперевозок аэропорта "Пулково" увеличилось более чем в 2 раза и составило около 6,7 млн.чел. В Санкт-Петербурге сформировался второй по своим масштабам в России и один из самых значительных в Балтийском макрорегионе потребительских рынков, при этом потребительская сфера по своим показателям за 2000-е годы постепенно сблизилась с европейской. В городе разместились всемирно известные торговые сети, начала формироваться дифференцированная система торговых коридоров, часть из которых, например Невский проспект, входит в мировые рейтинги подобных зон торговли.

Существенно усилилось геополитическое влияние города на развитие других регионов. Город успешно реализовал в 2000-е годы стратегию "второй столицы". В 2006 году Санкт-Петербург принимал саммит глав государств "Группы восьми", ежегодно проводится Международный военно-морской салон, Петербургский международный инновационный форум, Петербургский международный экономический форум, в рамках которого в 2011 году город заключил соглашений на сумму около 97 млрд. рублей. Число участников за последние три года выросло в 1,9 раза и составило 4,7 тысяч человек из более чем 90 стран мира. На территории Санкт-Петербурга размещены и работают Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, Конституционный Суд Российской Федерации, Государственный комплекс "Дворец Конгрессов", Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, ряд других международных и федеральных организаций.

Возросла привлекательность города для проживания. В Санкт-Петербург стали приезжать до 60 тыс.чел. ежегодно из других регионов России и из-за рубежа, в то же время отток населения сократился и составил менее 30 тысяч человек ежегодно. Численность населения увеличилась по сравнению с 2003 годом на 244,4 тыс.чел. и составила на начало 2011 года 4868,5 тыс.чел.

4. Препятствия и последствия развития города

В ходе укрепления позиций глобального центра
Санкт-Петербург столкнется с препятствиями
ухудшающейся городской среды и
демографического спада

Санкт-Петербург обладает дорогим и престижным, но малофункциональным историческим центром. Одновременное совмещение культурно-развлекательной, туристической, деловой, торговой и коммуникационной функций в центре города приводит к значительной перегруженности, росту затрат на текущее содержание. Снижается эффективность использования его территории, которая в полной мере не удовлетворяет запросы на формирование современной политики в области использования архитектурно-исторического наследия, по отношению к которому преобладает логика "музеификации" объектов культуры. Имеющееся пространство для приема туристов не соответствует культурно-историческому потенциалу Санкт-Петербурга, что приводит к сокращению длительности пребывания и мотивации к повторным посещениям.

В долгосрочной перспективе возрастает риск "трущобизации" отдельных кварталов центральной части города, а также нарушения традиционных форм застройки. Исторический центр Санкт-Петербурга, являясь мировым памятником архитектуры, изначально планировался как территория регулярной застройки, рассчитанная на другой объем постоянно проживающего населения, иные транспортные и пассажиропотоки. В настоящий момент в четырех центральных районах города (Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном) сконцентрировано до 40 тысяч коммунальных квартир (39% от общего числа в городе), 1700 многоквартирных домов не имеют горячего водоснабжения, более 60% жилищного фонда имеет физический износ, превышающий 30%, в том числе более 1 тысячи зданий - деревянными перекрытиями.

В Санкт-Петербурге сформировался ряд дисбалансов, снижающих эффективность городского хозяйства по сравнению с основными конкурентами. Периферийная зона стареющей жилой застройки, сложившаяся преимущественно в 1970-80-е годы, а также территории новой застройки (1990-2000-х гг.), "растягивают" город и связанную с ним инженерную и социальную инфраструктуру. Город рискует в перспективе стать более расточительным и дорогим для любой масштабной деятельности и просто жизни, чем его основные глобальные конкуренты.

Периферийная зона обладает низкой привлекательностью для жизни и работы, прежде всего "креативного класса". Микрорайонный тип застройки блокирует развитие территории. Улицы используются исключительно для перемещения людей в пространстве и не выполняют важных функций, связанных с мобильной торговлей, предоставлением бытовых и культурно-развлекательных услуг. В Санкт-Петербурге отсутствует эффективная система подцентров, где формируются рабочие места для жителей районов и стягивается активность горожан. Практически вся индустрия отдыха и развлечений сосредоточена в историческом центре города. В повседневной жизни это стало начало приводить к росту автомобилизации и дефициту столь востребованных новым поколением горожан современных форматов публичных пространств.

В Санкт-Петербурге не сформирован центральный деловой район, характерный для всех современных мегаполисов. Это создает сложности с принятием городом офисов глобальных компаний (как головных, так и региональных штаб-квартир), следовательно, не способствует развитию пассажирских коммуникаций, росту сложных деловых услуг, формированию рынка труда с современными квалификациями. Более 40% офисных площадей сосредоточено в Центральном, Петроградском и Приморском районах Санкт-Петербурга.

Низкая транспортная связанность и доступность различных частей Санкт-Петербурга приводят к транспортной перегрузке практически по всей территории и росту затраченного на перемещение времени. В Нью-Йорке средняя скорость автомобильного движения составляет более 39 км/час, в Сеуле - 38 км/час, тогда как в Санкт-Петербурге - менее 27 км/час. Это означает, что в ближайшем будущем город будет конкурировать по данному показателю не с ведущими глобальными центрами, а с такими городами как Сан-Паулу, Мехико-Сити и Йоханнесбург.

Экономическое процветание Санкт-Петербурга в перспективе будет определяться миграционной составляющей. Город входит в период существенного увеличения численности жителей, достигших пенсионного возраста, а также низкого уровня рождаемости. Демографическая нагрузка (количество детей и пенсионеров на 1000 человек трудоспособного населения) в период с 2003 по 2010 год увеличилась на 6,8%. В соответствии с официальным прогнозом Петростата, указанный показатель к 2020 году возрастет еще на 37% и составит 827,1 чел. К 2020 году в Санкт-Петербурге будут проживать более 1,4 миллиона лиц пенсионного возраста при одновременном снижении численности трудоспособного населения. В ближайшей перспективе сохранение социального обеспечения старшего поколения на прежнем уровне потребует опережающего увеличения выплат. Основной источник, способный компенсировать сокращение численности трудоспособного населения, - это привлечение в экономику людей из других регионов России и из-за рубежа, способных к созданию новых идей и технологий, а также нового креативного содержания.

Глобальные центры предоставляют
более разнообразные возможности
для самореализации, тем самым становятся
привлекательными для граждан.
Санкт-Петербург столкнется с последствиями
миграционного притока, в том числе
с увеличением концентрации носителей
различных культурных традиций, уровней
образования, профессиональной подготовки

Санкт-Петербург может столкнуться с социальной фрагментацией общества и утратой самобытности культурной среды города. Уже сегодня наряду с Москвой Санкт-Петербург является лидером по числу трудовых мигрантов из-за рубежа (в 2010 году выдано более 180 тысяч разрешений на работу иностранцев). Ежегодный миграционный прирост (на 30 тысяч человек ежегодно) компенсирует естественную убыль коренного населения и позволяет городу продолжать развитие. В то же время в городе не создана среда для адаптации трудовых мигрантов и приезжих. Периферийные районы обладают низким уровнем толерантности и духовной идентичности населения. Здесь не сформированы характерные для многих городов креативные кварталы. В целом креативная индустрия не фиксируется статистически и не входит в число приоритетов экономической и культурной политики. Дефицит публичных пространств для общения жителей и проведения совместных мероприятий приводит к изоляции населения и росту социальной напряженности.

5. Социальный контракт - 2020: пять важнейших направлений деятельности Правительства

5.1. Главная цель Правительства

Содействуя становлению Санкт-Петербурга
глобальным центром современной
промышленности, обеспечить консолидацию
населения вокруг традиционных ценностей города

Успех в реализации ожиданий населения относительно укрепления позиций Санкт-Петербурга как глобального города определяется способностью Правительства преодолеть стоящие на этом пути препятствия и последствия развития. Важнейшими направлениями деятельности Правительства являются городская среда и транспорт, образование, здравоохранение, благоустройство, культура.

Критерием эффективности выполнения предполагаемых мер станет достижение консолидации вокруг традиционных ценностей города. По утверждению Д.С.Лихачева, культура Санкт-Петербурга всегда обладала европейским характером со всеми европейскими ценностями:

личностный характер города;

универсализм;

восприимчивость к другим культурам;

терпимость к чужим убеждениям;

свобода;

открытый выход в Европу и свободный вход в город.

Помимо ментальных ценностей, в Санкт-Петербурге есть их материальное воплощение - историческая застройка города. Бережное ее сохранение и восстановление должно стать доминирующей идеей, объединяющей население, наряду с сохранением культурной традиции.

Консолидация населения - это формирование:

общего города - сохраненного культурного наследия;

общего дома - комфортно застроенного и транспортно связанного;

общих ценностей - сформированных культурой и образованием.

5.2. Городская среда и транспорт

В целях сохранения и восстановления
исторического центра Санкт-Петербурга
предполагается не допустить возведения новых
объектов, нарушающих традиционные формы
застройки, снизить влияние процессов,
связанных с автомобилизацией населения,
значительной перегруженностью выполняемыми
функциями, а также провести мероприятия
по сохранению центральной части города

В историческом центре Санкт-Петербурга основными участниками движения станут пешеходы и городской пассажирский транспорт. Для организации транспортного обхода центра будут созданы новые переправы через р.Неву и ее протоки, завершено формирование системы набережных. Предстоит также упорядочить пространство для парковки: оставить автомобиль на дорогах центра города будет возможно только на платной основе. Улицы, традиционно привлекательные для передвижения жителей и туристов, будут подготовлены под пешеходные территории, а также велосипедные дорожки со специально оборудованными парковками для велосипедов. При строительстве и реконструкции не будут использоваться материалы, вызывающие дискомфорт при передвижении людей, как, например, тротуарная плитка. Предстоит также осуществить реконструкцию тротуаров в соответствии со сложившейся интенсивностью пешеходных потоков, в том числе провести их расширение.

В исторической части города не будет возникать уплотнительная застройка, она сохранит за собой преимущественно культурную, туристическую и жилую функцию с одновременным размещением объектов коммунально-бытового назначения. В то же время центр города будет постепенно освобождаться от выполнения деловой и административной функции. Аппарат управления органов государственной власти Санкт-Петербурга будет переведен в деловой квартал.

Существующие в настоящий момент в исторической части города предприятия "старой" промышленности, будут постепенно выводиться за его пределы, а высвободившиеся территории планируется использовать для размещения парков, садов, скверов. Для этого Санкт-Петербургу предстоит решить проблему нехватки свободных площадей за счет более эффективного и компактного расселения за пределами центральной части города, а также вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, используя современные технологии намыва территорий, развития городов-спутников. В Санкт-Петербурге будет проведена комплексная реставрация центральной части города на основе бережного сохранения этого единственного в своем роде и совершенного воплощения европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом. Памятники исторического наследия сохранят подлинность, утраченные элементы будут восстановлены строго по архивным материалам. В целях избежания трущобизации центра и утраты его исторического облика в городе будут проведены комплексные реставрационные работы, отремонтированы инженерные системы жилого фонда с высоким коэффициентом износа, а также приведена в порядок коммунальная инфраструктура. В новых районах города также появятся оригинальные здания и сооружения, которые смогут претендовать на то, чтобы стать архитектурным наследием в будущем.

Санкт-Петербургу будет возвращена
свойственная ему организация уличного
пространства и проведена модернизация
городской среды под образ жизни и работу
"креативного класса". В городе не будут
образовываться новые зоны низкого качества
жилья, где сосредоточено наибольшее
количество коммунальных и частично
благоустроенных квартир

Основными элементами модернизации периферийных районов Санкт-Петербурга и повышения их привлекательности выступят изменения соотношений между публичными и приватными зонами. В городе будет преобладать квартальная застройка над микрорайонной. Улицы будут перестроены за счет использования первых этажей зданий и смогут совмещать функции сферы услуг и торговли, образуя тем самым "торговые коридоры", максимально приближенные к покупателю и потребителю. Каждый дом по возможности будет иметь выход на городскую улицу, а не на проезжую часть, при этом публичные, приватные и коллективные пространства будут четко разделены.

Пространственная организация города будет строиться на "полицентрической" основе, предполагающей закрепление за одной территорией нескольких функций и недопущение появления территорий монофункций (например, "спальных" районов). Жилые кварталы будут обладать комплексностью и самостоятельностью для жизни и удобного передвижения людей. В районах города будет завершено формирование инфраструктуры, позволяющей жителю получить доступ ко всем необходимым услугам, не покидая места проживания.

Развитие периферийных районов города будет осуществляться на принципах гражданского равенства и культурного разнообразия. В Санкт-Петербурге не будут возникать отдельные кварталы для малоимущих горожан, для приезжающих мигрантов и т.д. Комплексная реконструкция домов и занятых ими территорий ("зон реновации"), застроенных типовыми многоэтажными домами серий 1960-1970-х годов, будет сопровождаться формированием жилья различного уровня и передачей инвесторами части площадей в объектах нового строительства под социальную функцию в качестве инвестиционных условий.

В Санкт-Петербурге будет сформирован современный центральный деловой квартал за пределами исторической части города. Центральный деловой квартал сможет снизить нагрузку на историческую часть города, а также выступит катализатором освоения и повышения стоимости новых территорий. Формирование квартала может быть организовано в зонах "Лахта", "Пулково" и других территориях, обладающих необходимой транспортной доступностью и инженерной инфраструктурой.

Горожане смогут пользоваться мобильностью,
которая позволит выбрать подходящий режим
деятельности, не теряя удовольствия жить
в Санкт-Петербурге

Повышение транспортной связанности периферийных зон города между собой и историческим центром станет результатом формирования современной сети скоростных дорог и магистралей непрерывного движения. Для улучшения связи с центром необходимо обеспечить соединение кольцевой автодороги с Западным скоростным диаметром, реализовать проект строительства широтной скоростной дороги с мостом через р.Неву в створе улиц Фаянсовая - Зольная, сформировать магистрали непрерывного движения по правому берегу р.Невы и р.Б.Невки. Создание дополнительных широтных дуговых магистралей, проведение реконструкции наиболее напряженных транспортных узлов и строительство путепроводов в зонах пересечения с железнодорожными переездами и водными путями позволит жителям быстро перемещаться между районами города.

В часы пик, особенно в весенне-летний период, не останется пробок на въезд и выезд из города. Для этого предстоит провести реконструкцию Приморского шоссе, автодороги М-20 "Санкт-Петербурга - Киев", автодороги М-11 "Нарва", а также завершить строительство продолжения Софийской улицы до Московского шоссе, промышленной зоны "Металлострой".

Самым быстрым и удобным способом добраться до места работы, учебы, развлечений и отдыха станет общественный транспорт, в первую очередь - метрополитен и трамвай. В городе появятся новые маршруты и остановки, будут созданы дополнительные выделенные полосы для общественного транспорта, а также внедрены интеллектуальные транспортные системы. Обновление подвижного состава новыми моделями техники, а также адаптация улиц и дорог позволят людям с ограниченными возможностями удобно перемещаться в городском пространстве. Для удобства горожан, а также гостей Санкт-Петербурга, предстоит запустить новый вид скоростного сообщения, связывающий центр города с объектами внешнего транспорта, такими как аэропорт "Пулково".

5.3. Образование

Ведущие вузы Санкт-Петербурга укрепят лидирующие позиции на международном уровне. Предстоит увеличить объем научных исследований и последующего внедрения их результатов на отечественных и зарубежных предприятиях. Основным элементом такой коммерциализации станут вновь создаваемые с участием студентов, аспирантов, молодых ученых высокотехнологичные компании. Образовательная деятельность университетов будет характеризоваться высокой академической мобильностью студентов и преподавателей (выезд за границу собственных профессоров и студентов, приглашение зарубежных, практика смены мест учебы и работы в вузах). Возрастет объем подготовки кадров высшей квалификации, что будет способствовать омоложению профессорско-преподавательского состава вузов.

Для получения или продолжения профессионального образования в город будет приезжать из других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья талантливая молодежь. При этом студенты, аспиранты вузов будут обеспечены местами в современных комфортных общежитиях, находящихся в черте города.

В целях улучшения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства специалистов (в первую очередь, наукоемких отраслей) будет сформирована сеть крупных образовательных комплексов, объединяющих высшее и среднее профессиональное образование. Для этого будет расширено участие представителей реального сектора экономики в формировании и реализации учебных программ профессионального образования, разработана система участия работодателей в оценке качества подготовки выпускников через их профессиональные ассоциации. В Санкт-Петербурге будет создана эффективная система непрерывного образования, предоставляющая возможности выбора родителями для своего ребенка образовательного учреждения, начиная с дошкольного до профессионального образования.

Научные организации Санкт-Петербурга увеличат количество научных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки и техники. Предстоит обеспечить сохранение научных школ, привлечь молодежь в науку, обновить парк исследовательского оборудования, а также реализовать ряд инновационных проектов.

В Санкт-Петербурге будут созданы социальные лифты для молодых перспективных людей, которые позволят начать профессиональную карьеру на крупных промышленных предприятиях и их научно-исследовательских подразделениях.

5.4. Здравоохранение

Санкт-Петербург предоставит лучшие возможности для продолжения трудовой деятельности и участия в жизни общества после выхода на пенсию. В городе появятся центры повышения компьютерной грамотности и адаптации к современным средствам коммуникации старшего поколения. Будут созданы специальные рабочие места, позволяющие устанавливать для таких граждан особый режим труда и отдыха, или возможность работать дистанционно. Получат развитие специальные клубы для пожилых граждан, позволяющие избежать одиночества и разобщенности, а также начать вести активную социальную и творческую жизнь.

В Санкт-Петербурге будет ликвидирован один из главных барьеров, препятствующих занятости пенсионеров - ухудшающееся состояние их здоровья. Система ранних диагностических обследований позволит увеличить период трудоспособности населения, снижая экономические потери города за счет непрерывного восстановления трудового потенциала. Популяризация здорового и спортивного образа жизни среди жителей города будет способствовать сохранению и укреплению здоровья на протяжении долгих лет.

Каждый житель города сможет добраться до современных спортивных сооружений и мест занятия физкультурой и спортом, затратив не более 10 минут. В каждом районе будут созданы современные объекты для занятия популярными среди молодежи видами спорта, такие как хоккейные площадки, объекты для занятий скейтбордингом и скалолазанием, новые футбольные поля. Указанные меры будут способствовать снижению классовой разобщенности молодежи за счет развития личностных навыков и умений, которые не зависят от уровня достатка семьи.

Снижение уровня потребления табака и, в первую очередь, снижение негативного воздействия на здоровье населения пассивного курения будет способствовать увеличению продолжительности жизни горожан и росту трудоспособности. В Санкт-Петербурге наряду с запретом на курение в общественных местах (кинотеатрах, театрах, ресторанах, барах, транспорте, учреждениях здравоохранения и образования) существенно возрастут штрафы не только для владельцев помещений, которые допускают курение на своей территории, но и для самих курильщиков. Это подвигнет собственников помещений к обустройству специально отведенных мест для курения. Будет вестись активная работа по распространению знаний об опасности табака, введен категорический запрет на рекламу табачных изделий.

5.5. Благоустройство

Санкт-Петербург увеличит количество парков, садов, скверов и открытых водоемов и достигнет по площади зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, уровня Лондона. Правительство Санкт-Петербурга будет резервировать городские территории, а также использовать существующие, в отношении которых в настоящий момент не разработаны проекты комплексного освоения, для пополнения зеленого фонда. В этих же целях будет проведена оценка необходимости реализации отдельных инвестиционных проектов на городских территориях. Обязательным условием при строительстве новых объектов станет озеленение территории, сопоставимой по размерам с площадью размещения объекта. Земли, занятые в настоящий момент предприятиями "старой промышленности", будут постепенно освобождаться и использоваться для формирования зеленых зон.

Будет реализована экологическая политика развития Санкт-Петербурга в направлении "чистый город". В качестве первого шага в данном направлении Санкт-Петербург избавится от несанкционированных свалок. Как и любой мегаполис мира, город ежедневно производит значительный объем твердых бытовых и промышленных отходов. Основные полигоны, используемые для их захоронения, в ближайшее время исчерпают остаточную емкость. Предстоит создать новые мощности для переработки, осуществить переход к раздельному сбору и утилизации отходов. Во все сферы деятельности будут внедрены технологии, снижающие негативный эффект на экологию региона, в том числе технологии возобновления ресурсов, содержащихся в отходах.

5.6. Культура

Формирование дружественной атмосферы в каждом районе города в соответствии с традиционными ценностями Санкт-Петербурга создаст в сознании жителей чувство сопричастности к его настоящему и будущему. Будут внедрены решения по городскому дизайну и развитию публичного искусства, созданы объекты Public-art и тематические городские зоны. При планировании развития жилых кварталов будет предусмотрено создание специальных площадей и общественных пространств для проведения локальных праздников и ярмарок, встреч и общения людей. При содействии бюджета города получат поддержку частные музеи, проекты создания парков развлечений для детей и другие инициативы.

Сохранение бесценного культурного наследия Санкт-Петербурга и самого города как градостроительного феномена будет гарантом формирования имиджа города на глобальных рынках в качестве одного из самых притягательных для туристов. Создание комфортного социокультурного пространства будет обеспечено открытием в центральной части города и местах, традиционно вызывающих интерес у туристов, специализированных информационных офисов. Получит развитие событийный туризм. Будут сформированы новые центры туристического притяжения, эксплуатирующие не столько имперское наследие Санкт-Петербурга, сколько его креативные возможности настоящего времени. Этому будет способствовать создание новых и развитие уже существующих креативных пространств, таких как кварталы Васильевского острова (там уже сегодня существуют центры современного искусства), лофт-проекты Лиговского проспекта, некоторые зоны, прилегающие к Невскому проспекту, промышленные зоны Обводного канала и т.д.

В городе будет реализована практика приглашения молодых деятелей искусства из разных стран. Для этого будут созданы новые международные центры, на базе которых будут проводиться выставки начинающих художников, дизайнеров, архитекторов и других представителей креативного класса. Указанные меры будут способствовать укреплению толерантности молодежи и популяризации современных видов искусства.

6. Стратегия - 2030: переход к реализации
(В редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.


Стратегия - 2030 позволит Правительству перейти к реализации положений Концепции - 2020, в которой отражены ожидания населения относительно будущего развития города. Важнейшие направления деятельности Правительства будут дополнены практическими мероприятиями со сроками исполнения, показателями и объемами финансирования и будут осуществляться на основе документов краткосрочного планирования, включающих отраслевые политики по всем сферам социально-экономического развития города. Разработка Стратегии - 2030 будет завершена по итогам работы специально созданных экспертных групп.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

Организационные преобразования в работе Правительства обеспечат успешное выполнение ожиданий населения. В этих целях будет создан совещательный орган, отвечающий за координацию и оценку эффективности работы ведомств города по реализации основных направлений Концепции - 2020. Контроль и мониторинг выполнения мероприятий Стратегии - 2030 будет осуществляться с привлечением различных групп общественности.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

Концепция - 2020 является результатом совместной работы населения и Правительства, поэтому внесение актуальных изменений должно проводиться с учетом мнения большинства.



Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (с изменениями на 17 июля 2013 года)

Название документа: О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (с изменениями на 17 июля 2013 года)

Номер документа: 275

Вид документа: Постановление Правительства Санкт-Петербурга

Принявший орган: Правительство Санкт-Петербурга

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 28 марта 2012

Дата начала действия: 28 марта 2012
Дата редакции: 17 июля 2013