Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 30 декабря 2008 года N 66-РЗ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК" НА 2008 2012 ГОДЫ

{Действие Закона приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2011:
Закон РСО-Алания от 30.12.10 N 63-рз; НГР: ru 15000201000389}

Статья 1


Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2008 - 2012 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава

Республики Северная Осетия-Алания Т. Мамсуров

ПРИЛОЖЕНИЕ
к закону РСО-Алания

"О Республиканской целевой программе "Осетинский язык" на 2008-2012 годы"

от 30 декабря 2008 г. N 66-РЗ

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Осетинский язык" на 2008-2012 годы г. Владикавказ 2008 г.

ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК" на 2008-2012 годы


Полное наименование
 Программы

Республиканская целевая программа "Осетинский язык" на 2008-2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Конституция Российской Федерации;

 Бюджетный кодекс Российской Федерации;Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";

 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

 Конституция Республики Северная Осетия-Алания;

 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 09 июля 2008 N 33-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания";

 Закон Республики Северная Осетия-Алания
 от 31 июля 2006 года N 42-РЗ "Об образовании";

 Указ Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания";

 постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития педагогического образования в Республике Северная Осетия-Алания";

 постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования и планах ее реализации".

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия - Алания.

Основной разработчик
 Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

Координатор Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.

Основные исполнители
 Программы

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания;

 Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания;

 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по печати и делам издательств;

 Государственное агентство "Иринформ";

 Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (далее - СОГУ);

 Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания при Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова;

 Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований (далее - СОИГСИ);

 Северо-Осетинский государственный педагогический институт (далее - СОГПИ);

 филиал Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании "Государственная телерадиокомпания "Алания".

Цели Программы

Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;

 совершенствование государственной политики в области осетинского языка;

 развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка Республики Северная Осетия - Алания;

 повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве;

 укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.

Основные задачи
 Программы

Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;

 анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;

 подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;

 реализация Концепции осетинского национального образования;

 переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;

 разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры через средства массовой информации.

Объемы и источники
 финансирования Программы

Средства респуб ликанского бюджета Республики Северная Осетия Алания:
 Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания - 38 507,0 тыс. руб. (в т. ч. 2009 год - 12 105,0 тыс. руб., 2010 год - 8 891,0 тыс. руб., 2011 год - 8 616,0 тыс. руб., 2012 год - 8 895,0 тыс. руб.,);

 Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания - 160,0 тыс. руб. (в т. ч. 2009 год -40,0 тыс. руб., 2010 год - 40,0 тыс. руб., 2011 год - 40,0 тыс. руб., 2012 год - 40,0 тыс. руб.,);

 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по печати и делам издательств - 10 915,0 тыс. руб. ( в т. ч. . 2009 год - 5 715,0 тыс. руб., 2010 год -
 1 800,0 тыс. руб., 2011 год - 2 200,0 тыс. руб., 2012 год - 1 200,0 тыс. руб.,);

 Институт истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания при Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л. Хетагурова - 300,0 тыс. руб. ( в т. ч. . 2009 год - 100,0 тыс. руб., 2010 год - 100,0 тыс. руб., 2011 год - 100,0 тыс. руб.,);

 Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований - 210,0 тыс. руб.
 ( в т. ч. . 2009 год - 52,5 тыс. руб., 2010 год - 52,5 тыс. руб., 2011 год - 52,5 тыс. руб., 2012 год - 52,5 тыс. руб.,);
средства общественных объединений и организаций (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики;

 формирование системы полилингвального и поликультурного образования;

 создание институциональных, общественно-психологических, образовательных, кадровых, материально-технических и иных условий для сохранения и развития осетинского языка и поддержки оптимального билингвизма в Республике Северная Осетия-Алания;

 повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на сохранение и развитие осетинского языка.

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Введение

Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта - иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, понятие "осетинский язык" обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.

Осетинский язык - важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия-Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия-Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.

1. Обоснование необходимости принятия Программы

Социальные процессы, происходившие на протяжении ХХ века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); не отвечает потребностям современного общества разработка норм осетинского литературного языка; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия-Алания в общероссийское и мировое сообщество.

Эти и другие проблемы приобретают острый характер. Требуется принятие первоочередных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой Программы.

Программа "Осетинский язык" разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования".

2. Основные цели и задачи Программы

2.1. Основные цели Программы:

развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;

обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;

совершенствование государственной политики в области осетинского языка;

повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве;

укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.

2.2. Основные задачи Программы:

совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;

анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;

подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;

реализация Концепции осетинского национального образования;

переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;

разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.

Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагает реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.

3. Основные направления реализации Программы

3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.

3.1.1 Основными целями этого направления являются:

анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;

изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;

определение роли осетинского языка в национальной идентификации;

выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.

3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:

определение основных принципов государственной политики в области осетинского языка, обеспечивающих создание условий для его функционирования и развития как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия - Алания, для оптимального взаимодействия русского и осетинского как государственных языков, включая изучение и творческое использование опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере языковой политики;

совершенствование действующего в Республике Северная Осетия - Алания законодательства в языковой сфере;

разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие осетинского языка, законодательных актов, регулирующих использование осетинского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации, в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм осетинского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в деятельности по связям с общественностью;

разработка мер помощи при комплектовании фондов библиотек литературой на осетинском языке и специализированной литературой по осетинскому языку (словари, справочники и т.п.);

создание при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания Научно-экспертного совета по осетинскому языку;

формирование системы подготовки и переподготовки работников административного управления и общественного самоуправления для внедрения делопроизводства на осетинском языке;

создание терминологической комиссии для разработки системы делопроизводства на осетинском языке и современной учебно-научной терминологии;

создание ономастической комиссии для унификации осетинской ономастики в соответствии с принятыми международными стандартами.

3.2. Осетинский язык как национальный язык осетинского народа, основа развития его духовной и художественной культуры.

3.2.1. Основными целями этого направления являются:

максимальное приобщение населения к ценностям осетинской художественной культуры, литературы, языка;

защита ценностей литературы и фольклора;

воспитание художественного вкуса и чувства слова;

повышение уровня духовной культуры общества.

3.2.2. Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи:

подготовка и издание академических собраний сочинений классиков осетинской литературы и сборников осетинского устного народного творчества;

массовое издание лучших произведений осетинской литературы и фольклора;

внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по осетинскому языку и культуре;

поддержка творческой и научной молодежи, работающей в области осетинского языка и литературы;

проведение творческих, научных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам осетинской словесности;

улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества.

3.3. Научные исследования в области осетинской филологии.

3.3.1. Целями данного направления Программы являются:

изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;

расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.

3.3.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:

проведение постоянного социолингвистического мониторинга функционирования осетинского языка в его диалектных разновидностях;

расширение и углубление исследований по осетинскому языку, художественной литературе, фольклору и духовной культуре;

создание полной грамматики современного осетинского языка;

усиление нормотворческой работы в области литературного осетинского языка, разработка теоретических основ культуры осетинской речи;

подготовка и издание справочных и учебных пособий по основам речевой культуры;

проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения;

углубленная разработка вопросов осетинской диалектологии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»