Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 26 декабря 2008 года N 67

Об утверждении Программы улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Закона Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102.
____________________________________________________________________



Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
17 декабря 2008 года

Статья 1


Утвердить Программу улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент
Республики Дагестан
М.Алиев

гор.Махачкала

26 декабря 2008 года

N 67


УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Дагестан
"Об утверждении Программы улучшения
демографической ситуации
в Республике Дагестан на период
до 2015 года"

ПРОГРАММА
улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года

     

ПАСПОРТ

Наименование Программы

Программа улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"
Протокол заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 года

Государственный заказчик Программы

Правительство Республики Дагестан

Разработчик Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан

Исполнители Программы

Министерство труда и социального развития Республики Дагестан Министерство здравоохранения Республики Дагестан
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан Министерство по делам молодежи Республики Дагестан
Министерство экономики Республики Дагестан
Министерство финансов Республики Дагестан
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан
Министерство внутренних дел по Республике Дагестан (по согласованию) Министерство культуры Республики Дагестан
Министерство по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан
государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан" (по согласованию)
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан (по согласованию)
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (по согласованию)
Высшие учебные заведения (по согласованию)
Органы местного самоуправления Республики Дагестан (по согласованию) Объединение организаций профсоюзов Республики Дагестан (по согласованию)

Цели Программы

Дальнейшее расширенное воспроизводство населения Республики Дагестан за счет стабилизации уровня рождаемости, снижения уровня смертности населения, в особенности младенческой, формирование благоприятных условий для улучшения качества жизни и здоровья населения

Задачи Программы

Создание условий для стабилизации уровня рождаемости населения в Республике Дагестан за счет:

поддержания репродуктивного здоровья населения республики
обеспечения материальной поддержки семей с детьми и всестороннего укрепления института семьи
совершенствования механизма социальной защиты многодетных семей решения вопросов профессиональной самореализации молодежи
улучшения здоровья населения и дальнейшего снижения уровня смертности, в особенности младенческой, за счет усиления борьбы с заболеваемостью, травматизмом, улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, развития учреждений здравоохранения регулирования миграционных потоков в целях снижения миграции населения и защиты социально-экономических интересов Республики Дагестан

Сроки реализации Программы

2008-2015 годы

Основные направления реализации Программы

Обеспечение условий, позволяющих улучшить состояние здоровья женщин репродуктивного возраста, в первую очередь беременных женщин, снизить их послеродовую заболеваемость
организация работы по профилактике бесплодия, внедрение системы ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья населения разработка комплекса мер, направленных на снижение младенческой смертности
социальная защита и материальное обеспечение "ответственного родительства"
создание возможностей для самореализации молодежи, в том числе в вопросах профессионального устройства
обеспечение доступности для детей различного социального положения базовых медицинских услуг и дорогостоящих видов медицинской помощи систематическое проведение при участии различных средств массовой информации, а также образовательных учреждений мероприятий информационно-воспитательного характера, направленных на:
формирование гражданской позиции общества, и в особенности молодежи, в отношении необходимости повышения рождаемости и укрепления семьи пропаганда здорового образа жизни и обеспечение ее безопасности совершенствование и развитие служб планирования семьи и безопасного материнства, способствующих рождению желанных детей в оптимальном для женщины возрасте, медико-генетического консультирования населения улучшение условий жизнедеятельности многодетной семьи обеспечение условий для снижения случаев смертности от неестественных причин, в том числе производственного и бытового травматизма, несчастных случаев, отравлений защита здоровья населения всех возрастов, прежде всего младенческого и детского, а также трудоспособного населения путем усиления борьбы с различными инфекционными и неинфекционными заболеваниями, обеспечения доступности для жителей сельской местности и отдаленных районов качественных медицинских услуг
обеспечение социально-правовой защиты и поддержание достойных условий существования для наиболее уязвимых категорий населения (инвалиды, престарелые, дети)

Объемы и источники финансирования Программы

Средства республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 35187 млн.рублей, из которых 13890 млн.рублей - это средства республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренные на текущее финансирование органов исполнительной власти Республики Дагестан (с учетом субвенций и дотаций федерального бюджета), 4433 млн.рублей - средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию), 1004 млн.рублей - средства федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством, 15860 млн.рублей - средства государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан" в соответствии с федеральным законодательством

Ожидаемые результаты реализации Программы

Стабилизация показателя рождаемости, дальнейшее снижение смертности населения, в том числе младенческой
увеличение продолжительности жизни повышение качества жизни, в том числе за счет обеспечения социальной поддержки семей, имеющих несовершеннолетних детей, в особенности многодетных семей, а также отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой заботе государства проведение эффективной миграционной политики

Контроль за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

     

1. Введение


Программа улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года разработана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", с протоколом заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 года.

Разработка Программы обусловлена необходимостью обеспечения целенаправленной деятельности органов государственной власти в сфере регулирования демографических процессов и призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранение положительных тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Программа рассчитана на период до 2015 года и предусматривает прохождение ряда последовательных этапов. Реализация Программы предполагает устойчивое социально-экономическое развитие республики, которое позволит решить стратегические задачи демографического развития и достичь ожидаемых результатов.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республика Дагестан остается одним из немногих субъектов Российской Федерации, в котором сохраняется естественный прирост населения, обусловленный естественным фактором, то есть превышением уровня рождаемости над уровнем смертности. Так, число родившихся в 2007 году составило 45,5 тыс.человек, что в 3 раза превышает число умерших, в то время как в среднем по Российской Федерации число умерших превышает число родившихся. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) в 2007 году составил в Республике Дагестан 17,0 промилле (против 11,3 промилле в среднем по Российской Федерации), коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) - 5,7 промилле (против 14,7 промилле в среднем по Российской Федерации), коэффициент естественного прироста составил плюс 11,3 промилле (против 3,4 промилле со знаком минус в среднем по Российской Федерации).

Одной из основных положительных тенденций в развитии демографических процессов в Дагестане является снижение коэффициента смертности населения. Так, в 2007 году по сравнению с 2000 годом коэффициент смертности снизился на 0,9 промилле. Анализ смертности по возрастным группам показывает, что среди умерших преобладают лица старших возрастов (60 лет и старше) - свыше 66 процентов всех умерших. При этом в республике сложился наименьший по Российской Федерации уровень смертности в трудоспособном возрасте - в общем числе умерших граждан лица трудоспособного возраста составили 24,6 процента.

В то же время высоким остается показатель младенческой смертности. Так, число детей, умерших в возрасте до одного года, в 2007 году составило 600 человек, а коэффициент младенческой смертности детей, родившихся живыми, составил 14,7 промилле (против 9,6 промилле в среднем по Российской Федерации), причем на смертность детей в младенческом возрасте оказывают влияние неблагоприятное течение беременности и патологические наследственные заболевания матери, зачастую связанные с родственными браками.

Оценивая демографическую ситуацию в Республике Дагестан как благоприятную, следует отметить, что численность детей и подростков в возрасте до 18 лет в три раза превышает численность граждан пенсионного возраста, в то время как в большинстве регионов Российской Федерации население - старшего возраста.

Одним из важных показателей развития демографических процессов является снижение количества разводов. В 2007 году коэффициент разводимости населения составил 1,5 промилле (против 4,8 промилле в среднем по Российской Федерации). В целом на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 174 распавшиеся пары (против 547,6 пары в среднем по Российской Федерации).

Вместе с тем необходимо отметить, что за последние 10-15 лет в Республике Дагестан наблюдается снижение уровня рождаемости. Так, если в начале 90-х годов прошедшего столетия ежегодно рождалось до 50 тыс.детей (коэффициент рождаемости населения составлял 25-26 промилле), то в 2000-2006 годах число родившихся не превышает 38-41 тыс.человек (15-16 промилле). При этом прослеживается снижение рождаемости в семьях третьих, четвертых детей, что в будущем может отразиться на сохранении демографического потенциала. Соответственно сложилась и тенденция снижения естественного прироста населения с 20 промилле в 1990 году до 9,3 промилле в 2006 году.

Для демографической ситуации в Республике Дагестан все большее значение приобретают параметры географической среды, влияющие на состояние здоровья жителей конкретных районов. Так, ухудшение экологической ситуации, недостаток доброкачественной питьевой воды, неудовлетворительное санитарное состояние почвы, отсутствие полноценного питания у большинства женщин, проживающих на экологически неблагоприятных территориях, природный дефицит йода и другие факторы зачастую приводят к росту осложнений при беременности и родах. В частности, число нормальных родов снизилось с 55,6 процента в 1995 году до 22,6 процента в 2006 году, причем только 20,9 процента новорожденных можно отнести к относительно здоровым.

В этих условиях особое беспокойство вызывает состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, 87 процентов которых нуждаются в неотложном капитальном ремонте, а значительная часть имеющегося оборудования морально устарела и не соответствует современным требованиям. Среди учреждений родовспоможения нет таковых, которые полностью отвечали бы требованиям санитарных норм и правил (СНиП) и других нормативных актов.

В республике высока доля социально незащищенных семей с низким уровнем жизни, в которых основная нагрузка на содержание семьи приходится на одного работающего родителя. Так, в 2006 году до 17 процентов общей численности населения проживали за чертой бедности, а в составе зарегистрированных безработных граждан наибольший удельный вес занимали женщины (66 процентов) и молодежь в возрасте до 29 лет (37,9 процента). На производствах, в которых используется труд женщин, практически ликвидированы службы по охране труда. При этом женщины детородного возраста несут еще и повышенную нагрузку по содержанию семьи и воспитанию детей.

Решение указанных и других проблем потребует большей эффективности функционирования учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, принятия дополнительных мер по медицинскому и социальному обслуживанию граждан. Перелом негативных медико-демографических тенденций будет зависеть от инвестиций в здравоохранение и социальную сферу, принятия действенных мер по охране материнства и детства, обеспечения полноценного питания малообеспеченных слоев населения, содействия им в трудоустройстве и повышении уровня жизни, широкой пропаганды здорового образа жизни, распространения нравственных устоев в развитии общественных отношений.

Вместе с тем к основным факторам, порождающим возникновение демографических проблем, наряду с вышеперечисленными, можно отнести и такие аспекты социально-экономического характера, как разрушение традиционного хозяйства и многопоколенной семьи, в результате чего оказались деформированными представления о родовых задачах семьи и воспитании детей. Низкий уровень социальной поддержки населения в старости и материального обеспечения работающего населения и недостаточная по мировым меркам обеспеченность жильем перевешивают жизненные аргументы граждан в пользу первостепенной необходимости продолжения рода и создания многодетной семьи. Кроме того, складывающаяся социально-экономическая ситуация в горной местности республики и индустриальный характер урбанизации приводят к снижению экономического потенциала села и переселению сельских жителей в города, что, в свою очередь, меняет привычные установки сознания и возможности воспитания детей, которые предоставляла сельская местность.

Решение демографических проблем в республике, для которой сельскохозяйственная ориентация экономики остается традиционной, помимо создания благоприятных условий семейного строительства в городах, требует определенных решений стратегического характера на уровне национальных программ и проектов по развитию экономического потенциала села.

3. Цели и задачи Программы


Основными целями Программы являются дальнейшее расширенное воспроизводство населения Республики Дагестан за счет стабилизации уровня рождаемости, снижения уровня смертности населения, в особенности младенческой, формирование благоприятных условий для улучшения качества жизни и здоровья населения.

Для достижения указанных целей необходимо обеспечить реализацию следующих задач:

поддержание здорового репродуктивного потенциала республики за счет разработки и реализации программ, направленных на профилактику и лечение бесплодия, ранней диагностики и лечения нарушений репродуктивного здоровья граждан;

разработка комплекса мер, направленных на снижение младенческой смертности;

принятие адекватных мер адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

использование механизмов социальной защиты многодетных семей для поощрения ответственного родительства;

создание условий для самореализации молодежи, в том числе в вопросах профессионального устройства;

укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, что выражается в необходимости:

реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте;

улучшения репродуктивного здоровья населения за счет развития и укрепления консультационно-диагностических служб районных, городских и республиканских учреждений здравоохранения;

улучшения качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, одиноких престарелых граждан и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося потенциала здоровья и осуществления мер социальной поддержки;

улучшения баланса миграционных потоков и расселения, что включает в себя:

регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения миграционной убыли населения Республики Дагестан;

повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Республики Дагестан;

обеспечение интеграции мигрантов в общество и формирование толерантного к ним отношения.

4. Стратегические подпрограммы действий

     
4.1. Здоровье и продолжительность жизни


В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие направления действий:

укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет осуществления мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта, организации их досуга;

улучшение репродуктивного здоровья населения, в том числе детей подросткового возраста, путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

улучшение здоровья населения трудоспособного возраста за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней;

осуществление мер социальной поддержки в отношении одиноких престарелых граждан и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения, по созданию условий для их полноценной и качественной жизни;

укрепление и расширение форм нестационарного социального обслуживания отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой заботе государства, в целях оказания им необходимой социальной помощи непосредственно на дому;

повышение уровня и качества работы по решению проблем детей-сирот, детей-инвалидов, созданию условий для их полноценной жизни и интеграции в общество.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным гражданам, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, требуется дальнейшее развитие и укрепление учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельской местности выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений территориальных медицинских учреждений. В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения следует повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарно-замещающие технологии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»