Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 24 декабря 2008 года N 60-рз

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2010 ГОДЫ

{Изменения и дополнения:
Закон РСО-Алания от 16.10.09 N 43-РЗ; НГР: ru 15000200900243}

Статья 1


Утвердить прилагаемую Программу реформирования региональных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики

Северная Осетия-Алания Т. Мамсуров

УТВЕРЖДЕНА Законом Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2008 года N 60-РЗ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2010 ГОДЫ Республика Северная Осетия-Алания 2008 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2009-2010 ГОДЫ


Наименование Программы

Программа реформирования региональных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2009-2010 годы

Основание для разработки Программы

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов";

 приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов"

Заказчик Программы

Правительство Республики Северная Осетия-Алания

Разработчик Программы

Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания

Цели Программы

Основная цель - повышение уровня и качества жизни населения Республики Северная Осетия-Алания за счет модернизации системы управления государственными финансами и собственностью Республики;

 Стратегические цели:
 1. Повышение качества государственных социально значимых услуг;

 2. Оздоровление государственного сектора экономики;

 3. Повышение качества и эффективности финансового планирования и бюджетного процесса

Задачи Программы

Задачи к целям:
 1. Повышение качества государственных социально значимых услуг:
 1.1. Переход к финансированию государственных услуг на основе оценки потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве услуг;

 1.2. Принятие стандартов качества предоставления государственных услуг;

 1.3. Создание конкурентной среды на рынке предоставления социально значимых услуг;

 1.4. Использование лучшей практики разработки и выполнения государственного задания (заказа) на предоставление государственных услуг;

 2. Оздоровление государственного сектора экономики:
 2.1. Повышение эффективности управления государственной собственностью;

 2.2. Снижение и ликвидация кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;

 3. Повышение качества и эффективности финансового планирования и бюджетного процесса:
 3.1. Внедрение и совершенствование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

 3.2. Оптимизация межбюджетных отношений;

 3.3. Повышение качества финансового менеджмента

Сроки реализации Программы

1 этап - до 01.07.2009 г.
 2 этап - до 01.07.2010 г.

Исполнители Программы

Республиканские органы исполнительной государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, научные и иные организации, привлекаемые Министерством финансов республики на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

Затраты на финансирование, всего - 173,9 млн рублей.
 Источники финансирования мероприятий:
 средства республиканского бюджета - 38,5 млн рублей (2009 год - 19,5 млн рублей, 2010 год - 19,0 млн рублей);

 софинансирование из федерального бюджета - 135,4 млн рублей (2009 год - 67,7 млн рублей, 2010 год - 67,7 млн рублей)

Мероприятия Программы

Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг юридическим и физическим лицам;

 стандартизация государственных услуг юридическим и физическим лицам;

 создание предпосылок для развития новых форм оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам;

 формирование и реализация государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам;

 совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ;

 утверждение бюджета на трехлетний период;

 формирование порядка планирования бюджетных ассигнований;

 внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;

 формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;

 стимулирование реформирования муниципальных финансов;

 организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований;

 повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания;

 оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов;

 снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;

 создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов;

 повышение эффективности управления собственностью Республики Северная Осетия-Алания;

 внедрение формализованных процедур управления государственным долгом субъекта Российской Федерации, принятия долговых обязательств, их рефинансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Переход от финансирования сети бюджетных учреждений к финансированию государственных услуг определенного качества в необходимом объеме;

 устойчивый экономический рост в государственном секторе экономики;

 сокращение нерациональных расходов бюджета;

 подчиненность бюджетного процесса достижению общественно значимых целей

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания

{Паспорт программы в редакции: Закон РСО-Алания от 16.10.09 N 43-РЗ; НГР: ru 15000200900243}

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ


Республика Северная Осетия-Алания - один из наиболее развитых регионов Северного Кавказа с динамично развивающейся экономикой. Республика является крупным промышленным, научным и культурным центром Северного Кавказа.

В последние годы Республика Северная Осетия-Алания демонстрирует высокие темпы экономического роста. По оценкам экспертов, республика обладает благоприятным инвестиционным климатом.

Вместе с тем сегодня Республика во многом исчерпала резервы экстенсивного роста, ее социально-экономическое развитие испытывает проблемы:

- сокращение численности трудоспособного населения;

- высокая демографическая нагрузка на работающее население;

- низкий уровень заработной платы;

- доходы бюджета формируются более чем на 60 процентов за счет безвозмездных поступлений с федерального уровня ;

- несовершенная система межбюджетных отношений;

- сокращение доходной части бюджета по собственным источникам и рост расходной части.

Таким образом, Республика Северная Осетия-Алания обладает значительным экономическим потенциалом, для полной реализации которого необходимо проведение комплексного реформирования системы управления республиканскими финансами. На текущий момент в Республике сложилась ситуация, когда для стимулирования экономической деятельности и повышения благосостояния граждан, требуется реформировать сложившуюся систему государственного управления, повысив направленность проводимой социально-экономической политики на повышение эффективности государственного управления и непосредственно на повышение качества жизни населения. Социальная стабильность в одном из важнейших центров северокавказского региона соответствует стратегическим задачам внутренней политики Российской Федерации.

Реформа системы управления региональными финансами позволит внедрить в деятельность органов исполнительной власти республики программно-целевые методы, позволяющие на системной основе сконцентрировать усилия на достижении стратегических целей и задач, стоящих перед Республикой.

В 2008 году в Республике была принята концепция Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года. Основные параметры стратегии предусматривают решение вопросов, связанных, прежде всего, с повышением жизненного уровня населения, возрождением промышленного потенциала Северной Осетии и, в частности, ее былой славы как республики металлургов. В тоже время, проблеме реформирования бюджетной сферы в ней уделяется меньше внимания. Однако к настоящему моменту в республике назрела необходимость проведения реформы бюджетного сектора на принципах, определенных в посланиях Президента Российской Федерации, и принятых на их основании нормативных правовых актах.

В предлагаемой Концепции приводится анализ состояния отдельных элементов экономической и бюджетной сферы Республики Северная Осетия-Алания, на основе которого формулируются наиболее актуальные направления реформирования системы региональных финансов.

1. Общая информация, географическое положение и население республики

Республика Северная Осетия-Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и транспортных коммуникаций. Площадь республики составляет 7 971 кв. км, при этом на долю горной полосы приходится 48 процентов всей площади. Плотность населения составляет 88 человек на 1 кв. км в среднем по Республике, а в местах проживания основной массы населения - более 140 человек на 1 кв. км, что более чем в 10 раз выше средней плотности в России (8,6 человека). В республике проживает 702,5 тыс. человек (0,5 процента населения Российской Федерации), являющихся представителями более 95 национальностей. Сорок восемь процентов населения республики проживает в столице - городе Владикавказе.

Республика является приграничным регионом России. Помимо соседства одновременно с четырьмя субъектами Российской Федерации - Республикой Ингушетия, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Кабардино-Балкарской Республикой - Северная Осетия граничит также с Грузией. На юге республики по высокогорью, с востока на запад, пролегает государственная граница Российской Федерации с Грузией протяженностью 171,6 км.

В состав республики входят 114 муниципальных образований: 1 городской округ, 8 муниципальных районов, 5 городских и 100 сельских поселений.

По состоянию на 1 января 2008 года на территории Республики Северная Осетия-Алания проживало 702,5 тыс. человек, из которых 452,0 тыс. человек (64,3 процента) - в городских поселениях, 250,4 тыс. человек (35,7 процента) - в сельской местности. В структуре численности населения республики 53 процента составляют женщины, 47 процентов - мужчины.

Демографическая обстановка в Республике Северная Осетия-Алания выглядит благоприятнее, чем в среднем по Российской Федерации. Так, численность постоянного населения Республики Северная Осетия-Алания в 2007 году выросла по сравнению с 2006 годом на 0,1 процента, в то время как население России сократилось за тот же период на 1,5 процента. Уровень смертности в республике в течение десятилетия менялся незначительно вокруг значения 12,3 умерших в расчете на 1 000 человек населения. Младенческая смертность в республике снизилась в течение десяти лет примерно в два раза. Коэффициент младенческой смертности составил в 2007 году 10,9 (в среднем по России - 10,2), а в 1996 году он равнялся 17,8. Однако в 2007 году по сравнению с 2006 годом отмечено увеличение уровня смертности детей в возрасте до одного года в расчете на 10 000 родившихся. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка) и врожденные аномалии, то есть заболевания, тесно связанные со здоровьем матери. Данная тенденция свидетельствует о серьезных проблемах в системе здравоохранения республики.

По продолжительности жизни Северная Осетия находится на 5 месте как среди регионов России, так и среди субъектов Южного федерального округа. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в регионе равен 71 году (в среднем по России - 67 лет). Трудоспособное население республики составляет 424,1 тыс. человек, в том числе городское население - 279,5 тыс. человек, сельское население - 144,6 тыс. человек, молодежь в возрасте 16-29 лет - 170,4 тыс. человек. Из 424,1 тыс. человек в трудоспособном возрасте в экономике занято около 282,2 тыс. человек, или 66,5 процента. Демографическая нагрузка, то есть число лиц старше и младше трудоспособного возраста в расчете на 1 тыс. граждан трудоспособного возраста в 2007 году составила достаточно значительную величину- 645 человек (для сравнения: в среднем по России - 578 человек, в среднем по Южному федеральному округу - 614 человек).

Миграционные потоки в течение десяти лет неоднозначно влияли на изменение численности населения республики. Если за период с 1996 года по 2001 год число прибывших в основном превышало число выбывших, то начиная с 2002 года отток населения увеличился, а число прибывших, наоборот, уменьшилось. Таким образом, миграционное сальдо из положительного перешло в отрицательное. В 2005 году наметилась тенденция к уменьшению оттока населения, в результате чего отрицательное миграционное сальдо снизилось на 43,4 процента по сравнению с 2004 годом. На 1 января 2007 года численность беженцев и вынужденных переселенцев в республике достигла 17,0 тыс. человек, или 269 человек на 10 000 населения республики (в Российской Федерации - 14 человек). По величине данного показателя Северная Осетия занимает первое место в России, что является следствием географического положения Осетии (соседством с Грузией) и политической ситуации на Кавказе. Основная масса прибывших, 81 процент от общего числа беженцев, являются переселенцами из Грузии. На долю Республики Северная Осетия-Алания приходится около 30 процентов от общей численности беженцев и вынужденных переселенцев Южного федерального округа и около 10 процентов - в целом по Российской Федерации. В этой связи проблема обустройства беженцев и вынужденных переселенцев в республике стоит крайне остро и требует скорейшего разрешения.

2. Экономика Республики Северная Осетия-Алания

В наибольшей степени Северную Осетию позиционируют в России некоторые виды ее природных ресурсов, прежде всего, нерудные полезные ископаемые и водные ресурсы. Несмотря на небольшую площадь территории, особенно значительна ее роль в балансовых запасах доломитов, по оценке они составляют 71,2 процента общероссийских.

Республика Северная Осетия-Алания по объему валового регионального продукта (ВРП) занимает восьмое место среди 13 регионов Южного федерального округа, опережая Чеченскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Адыгею, Республику Калмыкию и Республику Ингушетию. При этом по значению ВРП в расчете на душу населения Северная Осетия находится на шестом месте среди регионов Южного федерального округа и на первом месте - среди национальных республик Северного Кавказа.

Занимая лишь седьмое место в Южном федеральном округе по совокупному инвестиционному потенциалу, Северная Осетия занимает второе место в округе после Краснодарского края по инфраструктурному потенциалу. Это свидетельствует о важности республики как связующей территории между регионами Южного федерального округа.

Структуру экономики Республики Северная Осетия-Алания можно назвать "сбалансированной" и "замкнутой", ориентированной преимущественно на самообеспечение.

В структуре ВРП республики виды деятельности (по ОКВЭД ), соотносимые с отраслью "промышленность" (по ОКОНХ1), в 2005 году занимали 18,3 процента, что лишь немногим больше доли "оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств" (17,9 процента) и "сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства" (17,8 процента). Трем ведущим секторам экономики значительно уступает сектор "транспорт и связь", обеспечивающий 11,8 процента ВРП республики.

Структурные изменения в экономике Республики Северная Осетия-Алания (Диаграмма 1) носят преимущественно эволюционный характер и свидетельствуют о двух основных тенденциях. Во-первых, снижение доли и абсолютных масштабов оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и ряда других услуг, а также строительства в регионе указывают на уменьшение ресурсов и мощностей, используемых для "самообеспечения" населения и экономики республики. Во-вторых, постепенный рост доли сельского хозяйства, обрабатывающих производств, транспорта и связи указывают на постепенное укрепление внешней, "вывозящей" составляющей экономики республики, которая в настоящее время представлена довольно слабо. Если в целом по России доля экспорта в 2005 году составляла 32,1 процента, то в Северной Осетии она равнялась всего лишь 5,6 процента. Тем не менее, в 2005 году экспорт из республики вновь стал превышать импорт.

Диаграмма 1

Изменение динамики произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами в январе-декабре 2006-2007 годов (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)


Промышленность

Промышленный комплекс всегда составлял основу экономики Северной Осетии, что выделяло её на фоне соседних аграрных республик. Однако на сегодняшний день, по завершению переходного периода, промышленный комплекс уступил лидирующие позиции отраслям, производящим сельскохозяйственную продукцию. В структуре промышленного производства Республики Северная Осетия основными отраслями являются пищевая промышленность, цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка. Их удельный вес в объеме промышленного производства составляет 84,5 процента.

Пищевая промышленность - ведущая отрасль промышленности Северной Осетии. Её доля составляет 50,5 процента в общей структуре отраслей. Основными видами выпускаемой продукции являются водка, виноградные и шампанские вина, спирт этиловый, крахмал маисовый, патока, глюкоза, масло кукурузное. На долю Республики приходится 21,6 процента всего производства шампанских и игристых вин в стране, 17,9 процента виноградных вин, 5,2 процента водки и ликероводочных изделий. За 2007 год, по полному кругу предприятий региона, произведено промышленной продукции на сумму 23,3 млрд рублей.

Цветная металлургия занимает второе место в современной структуре отраслей промышленности Республики (15,6 процента) и базируется на собственном рудном сырье. В республике действуют крупнейшие в стране предприятия цветной металлургии, расположенные во Владикавказе: ОАО "Электроцинк" (кадмий, свинец, цинк, серная кислота, медный купорос) и ОАО "Победит" (вольфрамовые карбиды, шипы противоскольжения, свёрла, молибден, вольфрам, сплавы твёрдые, сплавы тяжёлые).

Доля электроэнергетики в структуре промышленности Республики составляет 11,8 процента, причём всё производство электроэнергии здесь обеспечивают гидроэлектростанции (ГЭС). На сегодняшний день предприятия-энергопроизводители Северной Осетии обеспечивают её потребность в электроэнергии менее чем на 20 процентов. В этой связи в ближайшие годы здесь будут введены в эксплуатацию 4 новых ГЭС, что позволит сократить дефицит с 80 до 30 процентов.

Особенностью машиностроения и металлообработки Северной Осетии является его сложившаяся ориентация на военно-промышленное производство, в связи с чем отрасль представлена здесь в основном специализированными предприятиями с широкой номенклатурой продукции. Машиностроительными предприятиями региона осуществляется вакуумное производство чистых металлов и сплавов, производится продукция микро- и радиоэлектроники, пневматическое оборудование, приборы ночного видения и пр. Из предприятий прочей специализации следует выделить ОАО "Владикавказский вагоноремонтный завод", который осуществляет ремонт подвижного состава МПС, имеет развитое производство стального и чугунного литья.

Удельный вес машиностроения и металлообработки в общей структуре промышленного производства Северной Осетии сегодня значительно снизился по сравнению с советским периодом и составляет всего 6,7 процента.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство сегодня является ведущей отраслью Северной Осетии. Её доля в структуре ВРП максимальна и составляет около 20 процентов. Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями в 2007 году составил в действующих ценах 10,6 млрд рублей. Индекс физического объема к прошлому году составил 107,8 процента. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе составляет 401,3 тыс. га, из которых половина приходится на пашню - 201,2 тыс. га.

Транспорт

Республика занимает важное стратегическое положение в транспортной системе всего Северного Кавказа и обладает достаточно развитой транспортно-инфраструктурной сетью.

Автомобильный транспорт сегодня играет первостепенную роль в осуществлении перевозок Республики Северная Осетия-Алания, так как через её территорию осуществляется прямой выход в Закавказье через Главный Кавказский хребет посредством двух магистральных путей, первый из которых - участок Военно-Грузинской автомобильной дороги от Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье, второй - действующий с 80-х годов тоннель сквозь Главный Кавказский хребет на Транскавказской автомобильной дороге, являющийся кратчайшим путем между европейским центром России и Закавказьем, Турцией и Ираном. Автомобильные дороги республики входят в систему так называемого Кавказского кольца: Ростов-на-Дону - Баку - Ереван - Тбилиси - Новороссийск. Протяжённость автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет 2,3 тыс. км, их плотность - 286 км дорог на 1 000 кв. км территории (4-е место среди регионов России после Москвы, Санкт-Петербурга и Калининградской области).

Железнодорожный транспорт также имеет немаловажное значение в транспортной системе Северной Осетии. Республика расположена на стыке магистральной железной дороги Москва - Баку; её территорию пересекает участок Северо-Кавказской железной дороги от станции Эльхотово до станций Ардон-Алагир, Ардон-Дигора, Беслан-Владикавказ, Беслан-Долаково и железнодорожная линия Прохладная-Моздок-Гудермес. Из Владикавказа в Москву каждые сутки отправляется фирменный скорый "Осетия". Длина железных дорог общего пользования в регионе составляет 144 км.

Вблизи города Беслана функционирует международный аэропорт "Владикавказ". Воздушные авиатрассы соединяют Северную Осетию с крупнейшими городами стран СНГ.

По территории Северной Осетии проходят газопровод Тихорецк-Моздок-Махачкала и нефтепровод Махачкала-Моздок-Тихорецк-Новороссийск.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»