• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

от 08 декабря 2008 года N 83-ЗРХ

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 26 ноября 2008 года

(с изменениями от 09.06.2009 г., Закон Республики Хакасия N 64-ЗРХ, НГР RU19000200900237)

(с изменениями от 01.04.2010 г., Закон Республики Хакасия N 23-ЗРХ, НГР RU19000201000123)

(с изменениями от 01.10.2010 г., Закон Республики Хакасия N 94-ЗРХ, НГР RU19000201000451)

(утратил силу Законом Республики Хакасия от 15.02.2011 г. N 06-ЗРХ, НГР RU19000201100066)

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа).

Статья 2


Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий финансовый год и плановый период.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2009 года.

Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь

Приложение. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2009-2013 ГОДЫ"

Приложение

к Закону Республики Хакасия

"О республиканской целевой

программе "Популяризация

культурного наследия и развитие

культурного туризма в Республике

Хакасия на 2009 - 2013 годы"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2009-2013 ГОДЫ"

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 - 2013 годы"


Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 -2013 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2008 N 250 "О разработке долгосрочных республиканских целевых программ на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов"

Государственный заказчик-координатор Программы

- Министерство культуры Республики Хакасия

Цель Программы

популяризация объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия, через стимулирование процесса развития культурно-познавательного туризма при обеспечении мер по сохранности объектов культурного наследия

Задачи Программы

музеефикация аттрактивных объектов культурного наследия; создание инфраструктуры культурного туризма;
информационное обеспечение популяризации объектов культурного наследия;
стимулирование развития культурного туризма

Показатели результативности по годам (целевые индикаторы)

доля культурно-познавательного туризма в общем объеме туризма (увеличение в год на 1%); количество туристов, посетивших объекты культурного наследия (увеличение в год на 2 тысячи человек); количество музеефицированных объектов культурного наследия (в год 4 объекта); количество туристских продуктов (в год 2 продукта); количество научно-популярных публикаций (в год 2 издания)

Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2013 годы, в том числе: Iэтап - 2009 год; IIэтап-2010 год; IIIэтап-2011 год; IVэтап - 2012 год; Vэтап-2013 год

Объемы и источники финансирования Программы

34,61 млн. рублей из республиканского бюджета на весь срок реализации Программы, из них:
2009 год - 2,5 млн. рублей, в том числе субсидии - 0,3 млн. рублей;
2010 год – 8,71 млн. рублей, в том числе субсидии - 8,0 млн. рублей;
2011 год - 7,1 млн. рублей, в том числе субсидии - 5,0 млн. рублей;
2012 год - 7,9 млн. рублей, в том числе субсидии - 5,0 млн. рублей;
2013 год - 8,4 млн. рублей, в том числе субсидии - 5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение культурно-познавательного туризма в общем объеме туризма до 12%;
увеличение количества туристов, посетивших музеефицированные объекты культурного наследия, до 20 тыс. человек в год;
создание 8 маршрутов и экскурсионных программ по Республике Хакасия;
музеефикация 20 объектов культурного наследия


1. Характеристика проблемы


Одной из главных достопримечательностей Республики Хакасия является её богатейшее историко-культурное наследие. Основой этого богатства являются памятники археологии. По их концентрации Республика Хакасия занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. По оценкам специалистов, их насчитывается более тридцати тысяч, и расположены они в основном на относительно небольшой территории в степной и лесостепной зонах региона, на площади 20,9 тыс. кв. км. В Хакасии представлен практически весь спектр известных типов археологических объектов. Это разнотипные и разновременные курганы, грунтовые могильники, склепы и цисты, поселения от палеолита до позднего средневековья, сырцовые постройки, горные крепости-све, петроглифы разных эпох, каменные изваяния и менгиры, святилища, горные выработки и плавильни меди и железа, оросительные каналы и другие хозяйственные сооружения.

Многие из них уникальны и не имеют аналогов в мире. Например, изваяния и стелы окуневской археологической культуры (нач. II тыс. до н.э.), которые обычно сравнивают с каменными истуканами острова Пасхи, но при этом изваяния Хакасии намного выше их в художественном отношении. Хакасия один из немногих регионов, где по наскальным рисункам можно проследить историю развития древнего изобразительного искусства с эпохи неолита до этнографического времени. А наиболее распространенные и многочисленные здесь тагарские курганы скифского времени (VII-III вв. до н.э.) в совокупности с природным окружением создают целостный природно-культурный ландшафт в виде курганной степи, который делает облик Хакасии неповторимым.

Помимо уникальности, культурное наследие Республики Хакасия имеет огромное научное значение. Одни из первых в России и первые в Сибири археологические раскопки были произведены именно в Хакасии. С тех пор усилиями многих поколений археологов изучены практически все известные здесь виды памятников, выделены археологические культуры, определена их хронология. Изучением археологических памятников Хакасии занимались исследователи, которые входят в плеяду выдающихся российских и советских археологов. В процессе изучения выяснилось, что археологические материалы Хакасско-Минусинской котловины значимы не только для изучения региональной истории, но и огромной части Евразийского континента. Некоторые памятники, особенно связанные с изобразительным искусством, позволяют раскрыть многие неизвестные страницы истории человечества в целом. Известность многих памятников Хакасии давно достигла международного уровня. Музеи не только России, но и мира хранят ценности, произведенные древними и средневековыми жителями Хакасии.

Уникальность памятников и огромная их научная значимость определяют высокую ценность культурного наследия, располагающегося на территории Республики Хакасия. Но историко-культурное наследие является не только достоянием и неким хранилищем ценностей, доставшихся нам от предшествующих поколений, но и обладает огромным потенциалом культурно-просветительского воздействия на современное общество. Оно является неотъемлемой частью современной культурной жизни. Памятники археологии позволяют значительно расширить горизонты исторического знания, тем самым влияя на общественное самосознание и культуру в целом. Духовный опыт предков значительно обогащает современное видение окружающего мира. Приобщение общества к историко-культурному наследию приводит не только к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе. Следовательно, популяризация культурного наследия - это один из путей повышения общего уровня культурного развития современного общества.

Наиболее оптимальным средством популяризации памятников истории и культуры является развитие культурно-познавательного туризма, позволяющего также активно развивать экономику региона. В то же время культурный туризм определяется как духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Если рассматривать с этих позиций историко-культурное наследие Республики Хакасии, то оно будет являться огромнейшим потенциалом для развития туристического бизнеса. Однако в данное время этот потенциал используется незначительно, так как развитие культурного туризма в регионе осуществляется спонтанно и неорганизованно.

По данным Государственного комитета по туризму Республики Хакасия, доля культурно-познавательного туризма в общем объеме въездного туризма составляет всего 9 процентов, в то время как, по данным экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), общемировой показатель равен 25 процентам. Таким образом, чтобы достичь общемирового уровня, необходимо как минимум втрое увеличить объем культурно-познавательного туризма. Потенциал в республике для этого имеется. Изучение туристского продукта, предоставляемого местными турфирмами, показывает, что в настоящее время активно используются для туристического показа только 5-7 объектов культурного наследия, в то время как обладают аттрактивностью более 30 объектов. Одной из причин столь незначительного вовлечения памятников археологии в туристический оборот является низкая квалификация сотрудников турфирм, которые чаще всего не владеют соответствующими историческими знаниями и знаниями об исторических объектах, расположенных на территории Хакасии. Поэтому требуется активное привлечение историков и археологов для создания качественного туристского продукта. Это необходимо еще и для того, чтобы информация, которую туристы получают от экскурсоводов, была научно выверена. В настоящее время возникла острая необходимость в квалифицированных экскурсоводах и менеджерах по культурному туризму. Проблему подготовки квалифицированных кадров необходимо решать как на местном уровне, так и путем бронирования целевых мест в ведущих вузах страны.

Слабым является и информационное обеспечение большинства объектов археологии, что связано с незначительным объемом выпускаемой научнопопулярной литературы. Для развития культурного туризма в Республике Хакасия необходима активная популяризация культурного достояния Хакасии в сети "Интернет" как на русском, так и на иностранных языках.

С целью повышения комфортности пребывания туристов в исторических местах Хакасии требуется создание при музеях под открытым небом гостиничных комплексов в виде традиционных хакасских юрт для отдыха людей во время многодневных туристических маршрутов. Этностиль комплексов, во-первых, придаст им особый неповторимый хакасский колорит, во-вторых, не нарушит историко-культурный ландшафт территории, на которой расположены объекты культурного наследия. При комплексах необходимо создать пункты общественного питания, одним из главных предпочтений которых должна стать традиционная хакасская кухня.

Популяризация культурного наследия через активное развитие культурного туризма связана с проблемой сохранения исторических объектов, представляющих научную и культурную ценность. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры предписывает использование памятников истории и культуры в туристско-экскурсионных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целях в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их природной среды. До недавнего времени совершенно бесконтрольно использовался наиболее известный археологический памятник Хакасии - Большой Салбыкский курган, что привело к разгулу на памятнике вандализма. В настоящее время в таком же положении находятся другие памятники истории Хакасии, например, Сулекская писаница, Туим-кольцо.

Таким образом, с целью обеспечения сохранности наиболее посещаемых туристами исторических мест их необходимо музеефицировать, создав сеть музеев под открытым небом, в организационных рамках которых будет осуществляться охрана объектов культурного наследия, их изучение и реставрация. На основе такой музейной сети можно будет в разных вариациях разрабатывать основной туристский продукт - туристические маршруты, а также множество инвестиционных проектов, требующих серьезной работы как историков, так и экономистов. С целью урегулирования процесса музеефикации памятников археологии их список определяется Министерством культуры Республики Хакасия.

Необходимо обратить внимание и на уже существующие музеи. Во многих из них значительно устарели выставочные экспозиции. Требует обновления и восстановления после ремонта залов экспозиция Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова, в первую очередь зала древнего искусства, где представлена гордость Республики Хакасия - коллекция изваяний окуневской культуры.

Помимо археологического наследия, Республика Хакасия обладает уникальным наследием в виде традиционной хакасской культуры, популяризация которой позволит сохранить многие ее уникальные черты и поднять ее престиж. Музыкальное искусство, фольклор, язык, духовная практика шаманизма, традиционная кухня, промыслы - вот далеко не весь перечень сфер хакасской культуры, которые могут быть представлены для туристов. Для концентрации всех этих форм проявления культуры в одном месте необходимо создать этнографическую деревню, в которой будет представлена самобытная жизнь хакасского аала конца XIX - начала XX столетий.

Одним из направлений культурного туризма является культурно-событийный туризм, который основан на интересе к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям (праздникам, фестивалям). В Республике Хакасия проводятся такие традиционные хакасские праздники, как Чыл пазы, Тун пайрам, фестивали этнической музыки "Хасхы саннары" и "Айтыс", на которые съезжаются фольклорные группы со всей России. Традиционным стало проведение конференций, посвященных хакасскому национальному музыкальному инструменту - чатхану. Раз в два года проводится Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол "Чир Чайаан".

Таким образом, решить проблему сохранения культурного наследия и развития культурного туризма в Республике Хакасия возможно только программно-целевым методом. Реализация Программы значительно увеличит использование историко-культурного потенциала региона и расширит поток туристов, посещающих Республику Хакасия. Правильно реализуемая государственная политика в области развития культурного туризма позволит воспринимать богатейшее культурное наследие Республики Хакасия как ценнейший и значимый ее социально-экономический ресурс, соизмеримый по своей экономической эффективности с природными ресурсами, но при этом, в отличие от последних, при условии проведения мер по сохранности практически неиссякаемый. Такое понимание проблемы создаст благоприятный инвестиционный климат в регионе, а культурное наследие, став экономическим потенциалом развития, будет определять облик экономики Республики Хакасия.

2. Цель и задачи Программы


Цель Программы - популяризация объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия, через стимулирование развития культурно-познавательного туризма при обеспечении мер по сохранности объектов культурного наследия.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач, которые можно разделить на три блока:

1. Развитие инфраструктуры культурного туризма.

1.1. Музеефикация наиболее зрелищных и аттрактивных археологических памятников, рекомендуемых Министерством культуры Республики Хакасия, для последующего их введения в экскурсионно-туристическую и культурно-просветительскую деятельность и создание в муниципальных районах музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных муниципальных музеев.

В муниципальных районах рекомендуется музеефицировать следующие памятники:

в Орджоникидзевском районе - Сулекскую писаницу и городище, све Чергаты, све Чилан таг, писаницу Подкамень (4 объекта);

в Ширинском районе - археологические памятники горного комплекса Сундуки, све Чебаки, палеолитическую стоянку Малая Сыя, грот Проскурякова, Туимский кромлех, писаницу оз. Тус (6 объектов);

в Боградском районе - Боярские писаницы, Копенский чаа тас, археологические памятники горного комплекса Оглахты, Знаменское и Троицкое городища, грот Двуглазка (6 объектов);

в Алтайском районе - Изыхский чаа тас, Изыхскую крепость, курган Кюрген тигей, менгир у с. Сартыков (4 объекта);

в Бейском районе - Чаа тас Алтын коль, све и писаницу горы Хызыл хая, могильник Тас хаза (3 объекта);

в Таштыпском районе - Арбатинскую писаницу, Джебашскую писаницу (2 объекта).

В организационных рамках существующих музеев под открытым небом дополнительно предполагается музеефицировать археологические памятники.

В Усть-Абаканском районе в организационных рамках муниципального музея "Древние курганы Салбыкской степи" рекомендуется музеефицировать Уйбатский замок, Уйбатский чаа тас, городище Узун хыр, археологические памятники горы Куня, каменоломню Хызыл хая (5 объектов).

В Аскизском районе в рамках музея "Хуртуях тас" рекомендуется музеефицировать све Уйтаг, писаницу Изрыг тас, курганы в окрестностях аала Анхаков и села Бельтирское (3 объекта); в рамках Полтаковского музея наскального искусства - могильник у аала Сафронов, археологические памятники в окрестностях с. Кызлас (2 объекта).

1.2. Создание при муниципальных музеях материально-технической базы для гостиничных карточных комплексов с пунктом общественного питания.

1.3. Создание музейного этнографического комплекса "Хакасский аал" как центра изучения и популяризации традиционной хакасской национальной культуры.

1.4. Проведение археологических раскопок на музеефицированных объектах с целью изучения и последующей консервации раскопа для осуществления экскурсионно-туристической деятельности.

1.5. Обновление зала древнего искусства Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова.

1.6. Проведение реставрационных работ на музеефицированных объектах.

1.7. Стимулирование традиционных народных промыслов в сфере производства сувенирного продукта.

1.8. Обновление сценариев праздников Чыл пазы и Тун пайрам с учетом пребывания на них туристов.

2. Развитие информационного обеспечения популяризации объектов культурного наследия.

2.1. Создание информационного портала в сети "Интернет" о культурном наследии Республики Хакасия.

2.2. Подготовка и выпуск серии буклетов и проспектов.

2.3. Всестороннее освещение в СМИ этапов и результатов реализации Программы.

3. Стимулирование культурного туризма.

3.1. Разработка 8 туристских продуктов в сфере культурно-познавательного туризма.

3.2. Разработка 8 инвестиционных проектов и предложений в области развития культурного туризма в Республике Хакасия.

3.3. Организация подготовки квалифицированных специалистов в области культурного туризма и музейного дела.

3.4. Стимулирование научных исследований в области культурно-познавательного туризма в Республике Хакасия.

3. Перечень программных мероприятий


Объём финансирования из республиканского бюджета (млн. руб.)

N п/п

Наименование мероприятий

всего

в т.ч. по годам

Исполнители

2009 г

2010 г

2011 г

2012 г

2013 г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Развитие инфраструктуры культурного туризма

1.1.

Предоставление субсидий муниципальным районам Республики Хакасия на музеефикацию археологических памятников в организационных рамках существующих муниципальных музеев под открытым небом и вновь созданных музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных музеев, а также создание при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания

23,3

0,3

8,0

5,0

5,0

5,0

Министерство культуры Республики Хакасия, администрации муниципальных районов Республики Хакасия

1.2.

Создание на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника в селе Казановка экспозиционного комплекса "Хакасский аал" с воссозданием интерьера и обстановки традиционного хакасского аала конца XIX – начала ХХ столетий (выделение участка с проведением землеустроительных работ, закупка у населения вещей, имеющих этнографическую ценность, покупка сохранившихся юрт, сооружение новых юрт и производство предметов быта по традиционным технологиям, проведение соответствующих этнографических исследований)

1,5

0,8

0,3

0,4

-

-

Министерство культуры Республики Хакасия

1.3.

Проведение археологических раскопок на музеефицированных объектах с целью изучения и последующей консервации раскопа для показа его туристам

1,0

0,5

0,5

Министерство культуры Республики Хакасия

1.4.

Обновление экспозиции зала древнего искусства Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова

1,0

1,0

-

-

-

-

Министерство культуры Республики Хакасия

1.5.

Проведение реставрационных работ на музеефицированных объектах

2,5

-

-

-

1,0

1,5

Министерство культуры Республики Хакасия

1.6.

Стимулирование традиционных народных промыслов в сфере производства сувенирного продукта (проведение выставок-ярмарок, мастер-классов)

0,3

-

-

-

0,2

0,1

Министерство культуры Республики Хакасия

2. Развитие информационного обеспечения популяризации объектов культурного наследия)

2.1.

Создание информационного портала в сети "Интернет""Культурное наследие и культурный туризм в Республике Хакасия"

0,3

-

-

0,3

-

-

Министерство культуры Республики Хакасия

2.2.

Подготовка и выпуск серии буклетов и проспектов, направленных на популяризацию музеефицированных объектов культурного наследия

1,26

0,2

0,16

0,5

0,2

0,2

Министерство культуры Республики Хакасия

3. Стимулирование культурного туризма

3.1.

Разработка восьми туристических маршрутов и экскурсионных программ, в которые будут включены имеющиеся и созданные музеи под открытым небом

0,8

-

0,1

0,2

0,2

0,3

Министерство культуры Республики Хакасия

3.2.

Разработка на конкурсной основе 8 инвестиционных проектов и предложений в области развития культурного туризма в Республике Хакасия с использованием музеефицированных объектов культурного наследия

0,85

-

0,05

0,2

0,3

0,3

Министерство культуры Республики Хакасия

3.3.

Организация подготовки квалифицированных специалистов в области культурного туризма и музейного дела

1,4

0,2

0,1

0,5

0,3

0,3

Министерство культуры Республики Хакасия

3.4.

Стимулирование научных исследований в области культурно-познавательного туризма в Республике Хакасия и музейного дела (проведение научно-практических конференций, разработка государственного заказа на изучение процесса популяризации культурного наследия)

0,4

-

-

-

0,2

0,2

Министерство культуры Республики Хакасия

Всего по Программе

34,61

2,5

8,71

7,1

7,9

8,4

в том числе субсидии муниципальным районам Республики Хакасия

23,3

0,3

8,0

5,0

5,0

5,0


4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 34,61 млн. рублей будет направлено на реализацию трех блоков задач:

развитие инфраструктуры культурного туризма;

развитие информационного обеспечения популяризации объектов культурного наследия;

стимулирование культурного туризма. В рамках данного блока задач предполагается разработка 8 инвестиционных проектов, которые будут направлены на развитие созданных музеев на базе музеефицированных объектов культурного наследия, и вовлечение их в туристическую деятельность.

Программой предусматривается предоставление субсидии местным бюджетам на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия. Мероприятия, в которых принимают участие муниципальные образования, финансируются на основе софинансирования как из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет) на основе данной Программы, так и из местного бюджета на основе соответствующей муниципальной программы.

5. Механизм реализации Программы


Министерство культуры Республики Хакасия как государственный заказчик-координатор Программы осуществляет контроль за исполнением мероприятий Программы. Государственный заказчик-координатор определяет исполнителей мероприятий Программы. Разработка туристского продукта, инвестиционных проектов, написание серии научно-популярных изданий будет проходить на основе государственного заказа и проведения соответствующего конкурса.

Непосредственными исполнителями программных мероприятий являются республиканские и муниципальные музеи, научные, учебные и проектные учреждения, полиграфические предприятия, туристические фирмы.

Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, расходуют денежные средства, выделенные государственным заказчиком-координатором, строго по целевому назначению и ежемесячно представляют в Министерство культуры Республики Хакасия информацию и финансовый отчет о целевом использовании средств республиканского бюджета.

Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком-координатором с исполнителями мероприятий Программы. Денежные средства из республиканского бюджета поступают на счет государственного заказчика-координатора. Заказчик перечисляет их исполнителям мероприятий Программы на основании заключенных договоров, государственных контрактов, смет расходов.

Государственный заказчик-координатор утверждает ежегодный план реализации мероприятий Программы, формы и сроки представления бухгалтерской и иной отчетности, осуществляет контроль за ходом реализации Программы, проводит анализ эффективности выполнения программных мероприятий, расходования финансовых средств.

6. Условия предоставления и методика расчета субсидий, предоставляемых муниципальным районам Республики Хакасия, участвующим в реализации Программы


1. Субсидии предоставляются муниципальным районам Республики Хакасия (далее - муниципальные районы) на музеефикацию археологических памятников в организационных рамках существующих муниципальных музеев под открытым небом и вновь созданных музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных музеев, а также на создание при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания.

2. Субсидии выделяются при соблюдении муниципальными районами следующих условий:

-наличие утвержденной долгосрочной муниципальной целевой программы, предусматривающей музеефикацию археологических памятников в организационных рамках существующих муниципальных музеев под открытым небом и вновь созданных музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных музеев и создание при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания, а также соответствие указанной программы требованиям настоящей Программы;

- наличие в местном бюджете средств, предусмотренных на музеефикацию археологических памятников в организационных рамках существующих муниципальных музеев под открытым небом и вновь созданных музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных музеев и создание при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания с целью популяризации объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия.

3. Критериями отбора муниципальных районов на предоставление субсидий из республиканского бюджета являются:

- наличие проекта музеефикации объектов культурного наследия и создания при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания;

- наличие музея со статусом юридического лица, в организационных рамках которого будет проводиться музеефикация.

4. Распределение субсидий из республиканского бюджета осуществляется между муниципальными районами, которые соответствуют установленным условиям и критериям отбора.

5. Методика распределения субсидий муниципальным районам осуществляется с использованием следующей формулы:

Si= So x (Vci/Vco +Ki/Ko)/2, где:

Si - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-гo муниципального района;

So - сумма субсидий муниципальным районам, предусмотренная Программой в очередном финансовом году на музеефикацию археологических памятников в организационных рамках существующих муниципальных музеев под открытым небом и вновь созданных музеев под открытым небом или филиалов действующих стационарных музеев и создание при музеях материально-технической базы для гостиничных юрточных комплексов с пунктом общественного питания;

Vci - объём средств бюджета в i-м муниципальном образовании, предусмотренных на музеефикацию;

Vco - общий объём средств муниципального района, предусмотренных на мероприятия по музеефикации, прошедшего отбор;

Ki - количество наиболее зрелищных и аттрактивных объектов культурного наследия, рекомендованных Министерством культуры Республики Хакасия к музеефикации, в i-м муниципальном районе;

Ко - общее количество объектов культурного наследия, рекомендованных Министерством культуры Республики Хакасия к музеефикации, в муниципальных районах, прошедших отбор.

6. Размер уровня софинансирования долгосрочной муниципальной целевой программы муниципального района за счет субсидий из республиканского бюджета определяется по формуле:

Уi=Уm/УБOi, где:

Уi - уровень софинансирования долгосрочной муниципальной целевой программы i-гo муниципального района за счет субсидий из республиканского бюджета;

Уm- средний уровень софинансирования муниципального района за счет субсидий, устанавливается в размере 20 процентов;

УБОi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-гo муниципального образования.

Уровень софинансирования долгосрочной муниципальной целевой программы муниципального района не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 5 процентов от объема указанной программы.

7. Субсидии предоставляются в соответствии с заключенными Министерством культуры Республики Хакасия и органами местного самоуправления муниципальных районов соглашениями о предоставлении субсидий на очередной финансовый год и сотрудничестве в рамках реализации Программы.

8. Перечисление субсидий муниципальным районам из республиканского бюджета осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

9. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Остаток неиспользованных субсидий при установлении субъектом бюджетного планирования отсутствия потребности в них муниципальных районов подлежит возврату в доход республиканского бюджета.

В случае неперечисления указанного остатка субсидии в доход республиканского бюджета эти средства подлежат взысканию в установленном порядке.

10. В случае невыполнения муниципальными районами условий и критериев предоставления субсидий Министерство культуры Республики Хакасия имеет право сократить и перераспределить субсидии. В результате проводимых сокращений объем субсидий, направляемых муниципальному району, не может быть меньше объемов финансирования, выделенных и освоенных из местного бюджета на эти цели.

11. Субсидия в случае ее нецелевого использования подлежит взысканию в доход республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

12. Контроль за соблюдением муниципальными районами условий предоставления субсидий осуществляется Министерством культуры Республики Хакасия.

13. Уполномоченные органы в сфере управления культуры муниципальных районов ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство культуры Республики Хакасия отчет о ходе выполнения мероприятий и произведенных кассовых расходах по установленной форме (приложение к Программе).

7. Оценка эффективности Программы


В течение срока реализации Программы, в 2009 - 2013 годах, оценка эффективности реализации её мероприятий и отдельных проектов по каждому направлению осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы и исполнителями мероприятий. Для этого предполагается использовать систему показателей, характеризирующих текущие результаты деятельности. Кроме этого, конкретные мероприятия, включенные в Программу, содержат показатели результативности их реализации.

Создание музейной сети и развитие на ее базе культурно-познавательного туризма благоприятно скажется на социально-экономическом развитии как районов, так и Республики Хакасия в целом. Экономическая выгода от развития туризма имеет двойственный характер: во-первых, это прямое воздействие на экономику - увеличивается объем поступления денежных средств в бюджет в результате оказания туристических услуг; во-вторых -косвенное воздействие в виде стимулирования развития бизнеса обслуживающих предприятий, непосредственно работающих с туристами. В конечном итоге в туристический бизнес будет вовлечен значительный сектор экономики региона.

Положительным результатом развития туристического бизнеса является создание рабочих мест как в сфере культуры, так и в других секторах экономики. Это значительно оздоровит социальную обстановку, особенно в сельской местности.

Каждый год реализации Программы предполагается увеличивать долю культурно-познавательного туризма в общем объеме туризма на 1 процент, количество туристов, посетивших объекты культурного наследия, - на 2 тысячи человек. Предполагается ежегодно проводить музеефикацию как минимум 4 объектов культурного наследия, создавать 2 туристских продукта в виде экскурсионных программ и туров, публиковать 2 научно-популярных издания.

Эти показатели результативности объективно будут отражать положительный ход реализации Программы. К концу реализации Программы прогнозируется увеличение доли культурного туризма в общем объеме туризма до 12 процентов, количества туристов, посетивших музеефицированные объекты, до 20 тысяч человек.

Одна из главных задач Программы - это музеефикация объектов культурного наследия. Министерством культуры Республики Хакасия рекомендуется музеефицировать 35 археологических памятников. Однако достижение этого результата трудно спрогнозировать, так как он возможен только при активном участии муниципальных районов. Минимальное количество музеефицированных объектов к концу реализации Программы - 20.

Популяризация культурного наследия Республики Хакасия, прежде всего, направлена на повышение культурно-просветительского уровня общественного сознания. Значимость повышения этого уровня трудно оценить экономическими показателями. Это в первую очередь позитивное отношение человека к себе и к окружающему миру, стремление к дальнейшему познанию и личностному росту, повышение ответственности за себя и окружающих. Одним из главных результатов популяризации культурного наследия является повышение уровня толерантности в межкультурных, межнациональных и межконфессиональных отношениях.

Приложение. ОТЧЕТ об использовании субсидий, предоставляемых в рамках реализации республиканской целевой программы "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 - 2013 годы" муниципальным районам ...

Приложение

к республиканской целевой программе

"Популяризация культурного наследия

и развитие культурного туризма

в Республике Хакасия на 2009 - 2013 годы"

ОТЧЕТ об использовании субсидий, предоставляемых в рамках реализации республиканской целевой программы "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009 - 2013 годы" муниципальным районам Республики Хакасия
 за ____________квартал 20__г.
 по_____________________________________________

(наименование муниципального образования)


Предусмотрено в бюджете муниципального образования на 20___год

Поступило средств из республиканского бюджета Республики Хакасия

Фактически использовано средств за отчетный период

Остаток неиспользованных средств, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия

Всего

в т.ч. за счет средств

Всего

в том числе

республиканского бюджета Республики Хакасия

местного бюджета

республиканского бюджета Республики Хакасия

местного бюджета

1

2

3

4

5

6

7

8


Руководитель _____________ _________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Гл. бухгалтер _______________ _______________

(подпись) (инициалы, фамилия)

МП

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

Название документа: О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

Номер документа: 83-ЗРХ

Вид документа: Закон Республики Хакасия

Принявший орган: Верховный Совет Республики Хакасия

Статус: Недействующий

Опубликован: Вестник Хакасии, N 71, 12.12.2008
Дата принятия: 08 декабря 2008

Дата начала действия: 01 января 2009
Дата окончания действия: 22 февраля 2011
Дата редакции: 01 октября 2010