Недействующий

     
ЗАКОН


ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     
от 2 декабря 2008 года N 107-ЗАО

     

Об окружной целевой программе "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 2 июля 2009 года на основании
Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 апреля 2009 года N 22-ЗАО
____________________________________________________________________     

     
Принят
 Государственной Думой
Ямало-Ненецкого
 автономного округа
14 ноября 2008 года

Статья 1


Утвердить окружную целевую программу "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор
 Ямало-Ненецкого
автономного округа
 Ю.В.Неёлов


г.Салехард

2 декабря 2008 года

N 107-ЗАО

 УТВЕРЖДЕНА
Законом Ямало-Ненецкого
 автономного округа
 "Об окружной целевой программе
"Сохранение, использование,
 популяризация и государственная
 охрана объектов культурного наследия
 Ямало-Ненецкого автономного
 округа на 2009-2011 годы"



Паспорт Программы


Наименование Программы

Окружная целевая программа "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 октября 2006 года N 48-ЗАО "Об объектах культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа";

постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 января 2007 года N 16-А "О мерах по реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"

Государственный заказчик Программы

Служба по охране и использованию объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - служба по охране и использованию объектов культурного наследия автономного округа)

Ответственные за выполнение мероприятий

Служба по охране и использованию объектов культурного наследия автономного округа;

департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по делам коренных малочисленных народов Севера автономного округа);

департамент по молодежной политике Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент по молодежной политике автономного округа);

агентство по туризму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - агентство по туризму автономного округа)

Разработчики Программы

Служба по охране и использованию объектов культурного наследия автономного округа

Цели и задачи Программы

Цель:

Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и создание условий для их рационального использования и интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ).

Задачи:

1. Государственная охрана объектов культурного наследия.

2. Сохранение и использование объектов культурного наследия.

3. Популяризация объектов культурного наследия

Сроки и этапы реализации

2009-2011 годы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели по этапам реализации Программы

Доля оформленных паспортов в общем количестве объектов культурного наследия;

доля инвентаризированных памятников истории и культуры в общем количестве объектов культурного наследия;

количество информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия;

количество разработанных проектов зон охраны и опорного историко-архитектурного плана объектов культурного наследия;

количество объектов культурного наследия, подлежащих проведению в них ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ;

количество публикаций и теле- радиопередач в средствах массовой информации;

количество изданий печатной продукции (буклеты, брошюры, справочный материал) об объектах культурного наследия;

количество проведенных мероприятий, способствующих популяризации объектов культурного наследия

Основные направления реализации мероприятий

Мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия;

мероприятия по сохранению и использованию объектов культурного наследия;

мероприятия по популяризации объектов культурного наследия

Объемы и источники финансирования

 Общий объем финансирования Программы составляет 36970,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств окружного бюджета - 35870,0 тыс.рублей, за счет средств бюджета муниципального образования г.Салехарда - 1100,0 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы должна обеспечить:

повышение уровня паспортизации и инвентаризации объектов культурного наследия;

проведение мониторинга технического состояния и историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;

выявление и изучение этнокультурных ландшафтов территории автономного округа для дальнейшего сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера;

сохранение уникальных объектов культурного наследия автономного округа и создание условий для их эффективного использования;

повышение количества и качества оказываемых услуг организациям и населению автономного округа;

повышение уровня гражданской ответственности населения за сохранение объектов культурного наследия

     

Раздел I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)".

Данная Программа является необходимым инструментом выработки общих подходов к реализации эффективных мер по обеспечению полномочий автономного округа и полномочий, переданных Российской Федерацией автономному округу.

Культурно-исторический потенциал наследия автономного округа в значительной степени определяется его географическим положением - в мире нет аналогов равнинной тундры такой протяженности. Социально-исторические условия развития народов, издревле населяющих данную природную зону, объективно привели к тому, что подавляющее большинство известных в регионе объектов культурного наследия представлено объектами археологического наследия или достопримечательными местами. Особой исторической ценностью обладают культурные ландшафты региона - бассейны рек: Харампур, Нюдя-Котуяхата, Кальпяс-яха, Юрибей, Малая Горная Объ и Щучья, вокруг которых концентрируются археологические объекты, относящиеся к широкому диапазону от эпохи неолита до начала нового времени.

В настоящее время древнейшими археологическими памятниками в автономном округе являются две мезолитические стоянки: Корчаги IБ на Нижней Оби, к северу от г.Салехарда и Пямали-яха IV на оз.Пяку-то, в истоках Пура. Их возраст датируется серединой VII - концом VI тысячелетия до нашей эры. Под воздействием естественных и антропогенных факторов памятники почти полностью разрушены.

На территории автономного округа памятники древности выявлены везде, где проводились археологические исследования. В обследованных районах они многочисленны и разнообразны. Однако огромные пространства остаются еще совершенно не изученными и представляют "белые пятна" на археологической карте. К таким районам относятся полуостров Гыданский, среднее и нижнее течение Пура, Сыни, Верхнего Полуя и долины Куновата, почти полностью - бассейны Таза и Надыма. Поэтому широкое археологическое обследование всей территории автономного округа является настоятельной необходимостью.

В автономном округе насчитывается 536 объектов культурного наследия. Из них 13 - памятники архитектуры, 14 - объекты этнической культуры, 5 - ансамбли, 12 - достопримечательные места, одно сооружение, 491 - памятники археологии, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.

При интенсивном промышленном освоении территорий автономного округа существует угроза разрушения объектов, многие из которых сопоставимы по времени и значимости с древней Троей. Учитывая сложную транспортную схему и труднодоступность объектов археологического наследия, необходимость обеспечения постоянного контроля за их состоянием является сложной задачей. Большое число объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в проведении неотложных мероприятий по их сохранению.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, была разработана и принята целевая ведомственная программа "Охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007-2008 годы".

Реализация ведомственной целевой программы позволила создать информационную систему учета "Государственный регистр объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа", начать работы по паспортизации и мониторингу состояния памятников истории и культуры, осуществлять оформление охранных обязательств и обременений с пользователями и собственниками объектов культурного наследия, сформировать стратегию по сохранению объектов культурного наследия и создать условия для развития социального партнерства.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остается много проблем в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия автономного округа.

Процесс разрушения архитектурного наследия, важнейшей частью которого является деревянное зодчество во всем его многообразии, усиливается с каждым годом. Особенно заметно это проявляется в г.Салехарде, где за последнее десятилетие было безвозвратно утрачено 7 недвижимых объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, и если своевременно не предпринять соответствующих мер по сохранению памятников архитектуры, городу как целостному объекту наследия может быть нанесен непоправимый урон.

Нерешенной остается проблема реконструкции построенного из корабельных досок, единственно сохранившегося на Крайнем Севере памятника муниципального значения "Комплекс городской усадьбы: жилой дом, ворота, амбар (1898 год) по ул.Ламбиных, д.1, г.Салехард". В настоящее время техническое состояние памятника специалисты оценивают как близкое к критическому.

В результате проведения нефтепровода на пересечении р.Таз и реализации проекта "Урал промышленный - Урал Полярный" возрастает опасность полной утраты пока еще существующих объектов 501 стройки, которые представляют интерес не только для жителей округа, но и граждан других государств. Время сталинских репрессий составляет часть истории России, про которую нельзя забыть. Полномасштабное изучение состояния сохранившихся до настоящего времени на железнодорожной трассе "Чум - Салехард - Игарка" объектов 501 стройки позволит использовать полученные материалы в сферах науки, культуры, туризма и патриотического воспитания молодежи.

Социальная значимость ряда проблем охраны и сохранения культурного наследия говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом.

Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по сохранению объектов культурного наследия автономного округа, результаты реализации действующей ведомственной целевой программы, наличие нерешенных проблем в сфере сохранения памятников истории и культуры подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в сфере управления культурным наследием в рамках Программы.

Отличие Программы от действующей ведомственной целевой программы будет состоять в следующем:

ориентированность на выявление и охрану памятников этнической культуры коренных малочисленных народов Севера;

реставрация памятника архитектуры с приведением характера его современного функционального использования в соответствие с историко-культурным значением;

обеспечение условий для осуществления государственной охраны объектов 501 стройки;

создание историко-культурного заповедника регионального значения в Шурышкарском районе;

укрепление межнациональных и межведомственных связей.

Программно-целевой метод позволит определить основные приоритетные направления государственной политики в области культурного наследия, сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных объектах культурного наследия, предотвратить их потери.

Программный подход представляется естественным и единственно возможным в свете обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, граждан автономного округа с целью интеграции их деятельности в сфере государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, а также создание системы, призванной стимулировать развитие и эффективное использование историко-культурного наследия автономного округа в условиях реформы государственного и муниципального управления.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, потери части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их разрушения (износа) над темпами их восстановления и консервации.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов в области культурного наследия могут стать:

разрозненные усилия исполнительных органов автономного округа и органов местного самоуправления, несистемное решение стоящих в этой сфере деятельности задач;

снижение уровня выявления и контроля состояния сохранности и использования объектов культурного наследия;

ограничение влияния на формирование общественного сознания в духе понимания ценности объектов культурного наследия.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи.

Раздел II. Основные цели и задачи Программы


В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в сфере охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия автономного округа и общей направленностью Программы определены ее цель и задачи.

Целью Программы является обеспечение сохранности объектов культурного наследия и создание условий для их рационального использования и интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь автономного округа.

Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

государственная охрана объектов культурного наследия;

сохранение и использование объектов культурного наследия;

популяризация объектов культурного наследия.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы, позволяющие оценить эффективность Программы, увязаны с решаемыми тактическими задачами и приведены в таблице 1.

Таблица 1


Тактическая задача

Показатель /индикатор

Базовое значе-
ние

Динамика целевых индикаторов и показателей

Относи-
тельная значи-

2009 год

2010 год

2011
год

мость

1

2

3

4

5

6

7

1. Государственная охрана объектов культурного наследия

1. Доля оформленных паспортов в общем количестве объектов культурного наследия (%).

2. Доля инвентаризированных памятников истории и культуры в общем количестве объектов культурного наследия (%).

3. Количество информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (ед.).

4. Количество разработанных проектов зон охраны и опорного историко-архитектурного плана объектов культурного наследия (ед.)

38,32



12,52




25



7

60,56



21,87




25



7

68,97



28,04




32



11

75,70



50,47




38



11

0,12



0,12




0,11



0,12

2. Сохранение и использование объектов культурного наследия

1. Количество объектов культурного наследия, подлежащих проведению в них ремонтно-реставрационных и противоаварийных работ (ед.)

1

3

3

4

0,2

3. Популяризация объектов культурного наследия

1. Количество публикаций и теле- радиопередач в средствах массовой информации (ед.).

2. Количество изданий печатной продукции (буклеты, брошюры, справочный материал) об объектах культурного наследия (экз.).

3. Количество проведенных мероприятий, способствующих популяризации объектов культурного наследия (ед.)

8



1500




2

12



1900




4

16



2300




8

20



3000




12

0,11



0,11




0,11

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»