Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года

4. Ключевые риски социально-экономического развития автономного округа


Обеспечивая конкурентоспособность экономики автономного округа, нефтегазовый сектор одновременно является основным источником рисков для социально-экономического развития региона в будущем. Ключевые риски будущего развития автономного округа определяются, с одной стороны, высокой зависимостью экономики региона от состояния нефтегазового сектора, а с другой стороны, внешними для региона факторами.

РИСК: низкие темпы воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Прирост запасов природного газа в автономном округе остается на низком уровне. С 2000 по 2007 год прирост запасов природного газа составил 58% от объемов добычи, а прирост запасов нефти - 62%.

РИСК: доминирование нефтегазового сектора в экономике автономного округа.

Доминирование нефтегазового сектора объективно, так как оно основано на наличии в недрах автономного округа уникальных запасов углеводородного сырья (график 4.1). Доминирование нефтегазового сектора в экономике округа сохранится в рамках рассматриваемого периода времени. Доминирование нефтегазового сектора предопределяет высокую зависимость



График 4.1. Роль нефтегазового сектора в экономике Ямало-Ненецкого автономного округа, %


социально-экономического развития автономного округа от состояния дел в данном секторе. Возможности диверсификации экономики автономного округа ограничены объективным фактором высоких издержек производства большинства видов продукции и услуг.

РИСК: низкий уровень диверсификации нефтегазового сектора.

Уровень диверсификации нефтегазового сектора достаточно низкий, так как нефтегазовые компании в автономном округе осуществляют производственную деятельность главным образом в сфере добычи, значительно меньше - в разведке и переработке. Наиболее эффективным направлением углубления диверсификации нефтегазового сектора является развитие нефтегазохимии на основе переработки попутного нефтяного газа. Диверсификация нефтегазового сектора позволяет обеспечить адаптацию к колебаниям рыночной конъюнктуры и производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью.

РИСК: мировые цены на энергоносители.

Существует прямая зависимость между ценовой ситуацией на мировом рынке углеводородов и общим состоянием экономики автономного округа. Чувствительность к колебаниям мировых цен на энергоносители демонстрирует не только нефтегазовый сектор округа, но и прочие отрасли, особенно бюджетные. Так, при росте цен на нефть и газ в нефтегазовом секторе увеличиваются инвестиции и занятость, повышается заработная плата, в бюджетном секторе появляются возможности обновления материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а при спаде цен в нефтегазовом секторе инвестиции сворачиваются, снижаются численность занятых и реальная заработная плата, бюджетный сектор переходит на режим бюджетной экономии. Таким образом, устойчивость социально-экономического развития автономного округа определяется конъюнктурой мирового рынка углеводородов (график 4.2).

Кроме того, при длительном и устойчивом росте цен на газ и нефть существуют риски значительного сокращения уровня потребления газа и нефти в связи с распространением использования альтернативных источников энергии и увеличением потребления энергетических углей. В связи с этим стратегически важно диверсифицировать рынки сбыта.

Снижение цен до 16-18 долларов за баррель сделают ямальскую нефть неконкурентоспособной.     

График 4.2. Доходы консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа и мировая цена нефти марки Urals, 1995-2007 годы


РИСК: неопределенность экономической и региональной политики Правительства Российской Федерации.

Отсутствие стабильности в бюджетной политике на федеральном уровне является существенным источником неопределенности для регионов при определении бюджетного потенциала стратегического развития округа. Процесс централизации налогов на федеральном уровне приводит к потерям консолидированного бюджета автономного округа.

РИСК: удаленность центров принятия государственных и корпоративных решений.

В связи с перераспределением полномочий между федеральным и региональным уровнями исполнительной власти в сфере регулирования вопросов недропользования в пользу федерального центра утерян региональный контроль вопросов эффективной разработки нефтегазовых месторождений.

Головные офисы крупнейших недропользователей размещены за пределами автономного округа, что неизбежно приводит к преобладанию макроэкономического подхода при решении производственных вопросов в ущерб микроэкономическому.

РИСК: высокий уровень экологической уязвимости территории.

Высокая уязвимость и низкая способность к самовосстановлению природных комплексов Севера является критичным фактором для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории промышленного освоения и ведущих традиционный образ жизни. Широкомасштабное индустриальное освоение на территории исконной среды обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования коренных народов приведет к резкому изменению условий их проживания.

РИСК: высокие темпы старения населения автономного округа.

Высокие темпы старения населения автономного округа приведут к значительному увеличению в составе населения автономного округа доли населения старше трудоспособного возраста. Рост в составе населения лиц старше трудоспособного возраста, вероятно, приведет к невозможности финансирования из окружного бюджета в полном объеме принятого социального пакета для пенсионеров округа.