Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года


6. Стратегические приоритеты социально-экономического развития автономного округа

     

Политика администрации автономного округа в сфере экономики.

     

Последовательная и целенаправленная политика Администрации автономного округа по построению конкурентоспособной и сбалансированной экономики должна быть сконцентрирована на определенных стратегических приоритетах развития. Оценка приоритетов произведена на основе данных стратегического анализа и заключений отраслевых экспертов. Таким образом, определены следующие приоритеты:

I приоритет: нефтегазодобывающий сектор;

II приоритет: горная промышленность, электроэнергетика, нефтегазохимия, транспорт;

III приоритет: сельское хозяйство.

Базовым сектором экономики на средне- и долгосрочный период останутся нефте- и газодобыча. В рамках сырьевой модели экономики такое положение сырьевого сектора закрепляет соответствующую хозяйственную специализацию территории и открывает новые возможности для ее социально-экономического роста, прежде всего, на основе диверсификации нефтегазодобычи. Устойчивый экономический рост в течение долгосрочного периода в базовом секторе приведет к развитию на территории региона конкурентоспособных видов экономической деятельности в сфере сервиса нефтегазодобычи и в нефтегазохимии.

Горная промышленность, электроэнергетика, нефтегазохимия, транспорт.

Горная промышленность.

Наличие крупной ресурсной базы черных, цветных, благородных и редких металлов, горнотехнического и горнохимического сырья, строительных материалов на Полярном Урале делают регион привлекательным для развития горнодобывающей промышленности.

По результатам оценки ресурсов твердых полезных ископаемых и их апробации в головных институтах, проведенных в 2005-2006 годах, относительно предыдущих показателей существенно возросли ресурсы бокситов, хромовых, марганцевых и железных руд. Впервые в регионе поставлены на государственный учет ресурсы урана и цеолитов. Подтвержден высокий потенциал энергетических углей.

На основе ресурсного потенциала территории подготовлена Программа геологоразведочных работ до 2010 года и до 2020 года, определены их приоритетные направления и общая стоимость. Всего для геологического изучения и подготовки к освоению минерально-сырьевой базы Полярного Урала понадобится порядка 47,7 млрд.рублей.

Оценка перспектив развития горнорудной промышленности в горной части автономного округа показала возможность организации здесь до 40 рудников, на которых при различных вариантах реализации ресурсного потенциала возможна организация добычи угля, товарных руд и концентратов в объеме до 15 млн.тонн. Объем капитальных вложений на строительство горнорудных предприятий составит более 70 млрд.рублей. Численность работников на них превысит 10 тыс.человек. Окупаемость капитальных вложений при уровне рентабельности 15% составит в среднем 15 лет.

Энергетика является сегодня важнейшей движущей силой мирового экономического прогресса. Устойчивое энергоснабжение, сбалансированное и равномерное обеспечение энергией - это одно из условий стабильности экономики региона в целом. В перспективе, до 2010 года, предполагается осуществить строительство электростанций общей мощностью 1404 МВт. Объем капитальных вложений составит 46,6 млрд.рублей.

Очевидно, что развитие переработки углеводородного сырья в автономном округе связано с крупными компаниями, в настоящий момент уже представленными на рынке нефте- и газохимии. В автономном округе получили заметное развитие проекты по первичной переработке углеводородного сырья. В июне 2005 года ОАО "НОВАТЭК" запустила в Пуровском районе завод по стабилизации конденсатата и производству сжиженных газов. В перспективе планируется ввод в промышленную эксплуатацию новых объектов по переработке попутного нефтяного газа: Губкинского и Вынгапуровского газоперерабатывающего заводов и производству полиэтилена - Новоуренгойский газохимический комплекс.

Географическая удаленность автономного округа и неразвитость транспортной инфраструктуры накладывает ограничения на развитие экономики. Окружным властям предстоит масштабная работа по опережающему развитию транспортной инфраструктуры для диверсификации маршрутов поставок энергетических, горнометаллургических ресурсов из региона. В частности, строительство транспортной инфраструктуры вдоль восточного склона Урала решает не только экономические - освоение богатств территории, но и социальные - создание новых рабочих мест - задачи. Улучшение транспортной доступности природных ресурсов позволит существенно увеличить объемы перевозок, создаст дополнительные стимулы для развития экономики Ямала.

Сельское хозяйство в экономике автономного округа играет достаточно скромную роль (0,09% валового регионального продукта). Но эта отрасль выполняет очень важную социальную функцию сохранения и развития традиционного уклада жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. В автономном округе в аграрном секторе экономики представляется перспективным создание кластера традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов Севера на основе производства и переработки продукции оленеводства и рыболовства. Целью развития кластера традиционных отраслей хозяйства коренных малочисленных народов Севера является осуществление структурных изменений в агропромышленном комплексе, которые обеспечат повышение конкурентоспособности традиционных отраслей, а также будут стимулировать развитие сельских районов автономного округа.

     

Приоритетными направлениями социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, на которых должна сконцентрировать свое внимание Администрация автономного округа, являются:

1-е приоритетное направление:

улучшение условий жизни населения воспроизводство минерально-сырьевой базы;

2-е приоритетное направление:

совершенствование транспортной сети и логистических схем;

обеспечение устойчивого энергоснабжения в регионе;

охрана окружающей среды;

развитие кадрового потенциала;

3-е приоритетное направление:

развитие малого предпринимательства.