Недействующий

ЗАКОН

     
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
от 10 октября 2008 года N 94-ЗС

     

Об утверждении краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 ноября 2010 года на основании
Закона Алтайского края от 2 ноября 2010 года N 91-ЗС
____________________________________________________________________

     

Принят
 постановлением
Алтайского краевого
 Законодательного Собрания
 от 2 октября 2008 года N 650

     
Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор
 Алтайского края
 А.Б.Карлин

     
Приложение
к закону Алтайского края
"Об утверждении краевой целевой
программы "Демографическое развитие
Алтайского края" на 2008-2015 годы"

     

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы

     

ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы


Наименование программы

краевая целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2008-2015 годы (далее - "программа")

Основание для разработки программы

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года;

Направления и основные мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, а также параметры их реализации на 2007-2010 годы, утвержденные протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19;

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Государственный заказчик программы

Администрация Алтайского края

Основные разработчики программы

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (по согласованию);

управление Администрации края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями

Цель программы

стабилизация численности населения Алтайского края и создание условий для ее роста, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

Задачи программы

оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям; государственная поддержка малоимущих многодетных семей;

обеспечение доступности для населения Алтайского края дошкольных учреждений и повышение качества предоставляемых ими услуг;

укрепление института семьи, воспитание ответственного материнства и отцовства;

создание условий, способствующих сокращению уровня материнской и младенческой смертности;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

создание государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, воспитывающих детей данной категории; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление мер, направленных на сокращение уровня смертности от внешних причин;

значительное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве;

эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Алтайского края

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

рождаемость - число родившихся живыми на тысячу человек населения;

средняя ожидаемая продолжительность жизни;

снижение различия ожидаемой продолжительности предстоящей жизни между мужчинами и женщинами;

естественный прирост населения - соотношение рождаемости и смертности;

удельный вес семей, получающих ежемесячное пособие на ребенка, в общем числе семей с детьми;

охват детей услугами дошкольного образования, в процентах от общего числа детей дошкольного возраста;

численность детей, находящихся в интернатных учреждениях;

уровень материнской смертности на 100 тыс.детей, родившихся живыми;

уровень младенческой смертности на 1000 детей, родившихся живыми;

индекс детности - количество детей, которое воспроизведет 1 женщина в фертильном возрасте;

удельный вес детей I группы здоровья в общем количестве детей;

первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно);

удельный вес детей, оставшихся без попечения родителей, в общем количестве детей;

удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

уровень смертности трудоспособного населения;

уровень смертности;

охват всеми видами медицинских осмотров работающих женщин;

затраты на охрану труда на 1 работающую женщину;

количество пострадавших на производстве женщин в расчете на 1000 работающих женщин;

уровень трудоустройства женщин в результате прохождения профессионального обучения;

уровень регистрируемой безработицы среди трудоспособных женщин, в том числе женщин в возрасте 20-29 лет;

удельный вес женщин, имеющих малолетних детей, в общем числе безработных граждан, завершивших обучение по направлению органов государственной службы занятости населения;

количество семей, прибывших в Алтайский край для работы и проживания

Срок реализации программы

2008-2015 годы

Исполнители программы

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

управление Алтайского края по культуре;

управление Алтайского края по печати и информации;

Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (по согласованию);

управление Администрации края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями;

некоммерческие общественные организации, осуществляющие деятельность по поддержке семьи, детей, пропаганде нравственных и семейных ценностей (по согласованию)

Объемы и источники финансирования программы

финансирование программы осуществляется за счет средств:

федерального бюджета - в соответствии с действующими федеральными целевыми программами и приоритетными национальными проектами, направленными на решение вопросов демографического развития в регионе;

краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Объемы финансирования программных мероприятий из краевого бюджета ежегодно корректируются в соответствии с объемами, утвержденными на эти цели законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период, как и средства адресной инвестиционной программы;

местных бюджетов - финансирование мероприятий из местных бюджетов осуществляется после принятия органами местного самоуправления соответствующих решений

Общий объем финансирования программы составляет 17947,0 млн.руб., в том числе из федерального бюджета - 3312,9 млн.руб., краевого и местных бюджетов -14634,1 млн.руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

стабилизация показателя продолжительности жизни на уровне не ниже 69,5 лет;

достижение уровня рождаемости не ниже 13 человек на 1000 населения;

снижение смертности:

общей - до уровня не более 13 человек на 1 тыс.населения;

в трудоспособном возрасте - до уровня не более 6,9 человек на 1 тыс.населения;

снижение уровня младенческой смертности до 8,9 на 1000 детей, родившихся живыми;

снижение уровня материнской смертности - до 20 на 100 тыс.детей, родившихся живыми;

прекращение потерь населения от процессов естественного движения (показатель естественного прироста = 0);

увеличение удельного веса детей 1 группы здоровья до 40 процентов от общего количества детей;

снижение показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 20 на 10 тыс.детей;

сокращение доли малоимущего населения до 5 процентов от общей численности населения;

увеличение числа детей в дошкольных образовательных учреждениях до 80 процентов от общего числа детей дошкольного возраста;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до 80 процентов от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

уменьшение числа детей, находящихся в интернатных учреждениях, в 2 раза;

снижение уровня регистрируемой безработицы среди трудоспособных женщин до 3,0 процентов;

увеличение уровня трудоустройства женщин в результате прохождения профессионального обучения на 1-1,5 процентных пункта ежегодно;

увеличение удельного веса женщин, имеющих малолетних детей, в общем числе безработных граждан, завершивших обучение по направлению органов государственной службы занятости населения, до 10 процентов;

увеличение в 1,4 раза числа семей, прибывших в край для работы и проживания.

     

I. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программными методами


Работа по демографическому развитию региона, начиная с 2002 года, строилась в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 16 апреля 2002 года N 204 "О плане первоочередных мероприятий на 2002-2003 годы по реализации в Алтайском крае Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В соответствии с основными целями и задачами демографического развития в части укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, стимулирования рождаемости и укрепления семьи определялись ключевые направления реализуемой в Алтайском крае социальной политики в интересах семьи, охраны материнства и детства.

В рамках этих направлений разработаны и выполняются более 20 социально значимых краевых и ведомственных целевых программ, в том числе краевая целевая программа "Дети Алтая" на 2007-2010 годы, краевая целевая программа "Молодежь Алтая" на 2007-2010 годы, краевая целевая программа "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007-2010 годы, ведомственная целевая программа "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2008-2010 годы и др. Законом Алтайского края были утверждены целевые программы в области здравоохранения на 2007-2010 годы, на выполнение которых на весь период выделено около 800 млн.рублей. Действуют целевые программы в области образования, принятые для поддержки детей, укрепления их здоровья, совершенствования воспитания и образования. Сохранена и развивается система государственных и муниципальных учреждений всех отраслей социальной сферы. Краевой бюджет является социально направленным, более половины его средств идет на реализацию социальной политики, развитие социальной сферы края.

Заметный вклад в развитие отраслей социальной сферы, особенно здравоохранения, образования, напрямую влияющих на изменение демографической ситуации, внесли приоритетные национальные проекты. В рамках реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование" в Алтайский край за 2007 год привлечено финансовых и материальных ресурсов на сумму более 2,5 млрд.рублей. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей.

В результате принимаемых мер в демографической ситуации Алтайского края сложились некоторые позитивные изменения.

Уровень рождаемости за период с 2005 по 2007 годы вырос на 9,7 процента (с 10,3 промилле до 11,3 промилле). Число родившихся в 2007 году увеличилось на 2769 (на 10,8 процента по сравнению с 2006 годом). Показатель общей смертности снизился на 10,8 процента (с 16,7 промилле в 2005 году до 14,9 в 2007 году). Число умерших сократилось за два года на 5169 человек.

Смертность трудоспособного населения снизилась на 18 процентов (с 8,7 в 2005 году до 7,0 в 2007 году на 1 тыс.человек населения трудоспособного возраста). Число умерших трудоспособных граждан за 2 года сократилось на 2,5 тысячи человек.

В сравнении с 2005 годом снизился уровень общей инвалидности, а в трудоспособном возрасте - на 29,3 процента (с 56,4 в 2005 году до 39,9 в 2007 году на 10000 человек населения).

Заметным стало снижение убыли населения за счет процессов естественного движения. Показатель естественного прироста вырос на 43,8 процента (с -6,4 промилле в 2005 году до -3,6 в 2007 году), при этом абсолютная убыль населения сократилась на 7137 чел. Коэффициент превышения числа умерших над родившимися снизился с 1,6 (2005 год) до 1,3 (2007 год). Показатель младенческой смертности уменьшился с 11,5 (2005 год) до 10,17 (2007 год) на 1 тысячу детей, родившихся живыми. Число детей, умерших на первом году жизни, сократилось на 23 (на 7,5 процентов).

Но в целом демографическая ситуация в Алтайском крае остается напряженной. В настоящее время в регионе проживает 2508,5 тыс.человек (1,8 процента всего населения России). С 1996 года происходит постоянное сокращение абсолютной численности населения Алтайского края (за 2001-2007 годы на 132,6 тыс.чел.). Изменение указанной численности населения - результат взаимодействия процессов естественного воспроизводства и миграции.

Основной демографической проблемой в Алтайском крае является сокращение численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения смертности над рождаемостью). Показатель естественной убыли населения в 2006 году - 5,1 промилле, в 2007 году - 3,6 промилле, что превышает среднероссийский уровень (3,4 промилле). Показатель рождаемости в 2006 году составил 10,1 промилле и был самым низким в Сибирском федеральном округе. Регистрируемые показатели свидетельствуют о том, что уровень рождаемости в Алтайском крае не обеспечивает даже простое воспроизводство населения. В 2007 году уровень рождаемости возрос по сравнению с 2006 годом на 11,9 процента и достиг показателей Российской Федерации (11,3 промилле). По уровню младенческой смертности Алтайский край входит в число 31 субъекта Российской Федерации, в которых превышены среднероссийские показатели. В 2006 году показатель младенческой смертности составил 11,2 промилле и был существенно выше, чем в таких субъектах Сибирского федерального округа, как Кемеровская, Новосибирская, Омская и Читинская области. Показатель младенческой смертности в 2007 году снизился до 10,2 промилле (по Российской Федерации за 2007 год - 9,4 промилле). Основными причинами младенческой смертности в 2007 году были болезни и состояния, возникающие в перинатальном периоде (60,6 процента), врожденные аномалии развития (19,0 процента) и несчастные случаи, травмы и отравления (6,3 процента). Уровень младенческой смертности в сельской местности (11,5 промилле) существенно выше, чем в городской (8,9 промилле).

За последние десять лет почти в два раза увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. Каждая вторая беременная женщина в настоящее время страдает хронической анемией, каждая четвертая имеет патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне идет рост осложнений у женщин при беременности, а также рост заболеваемости новорожденных. Наблюдается высокий уровень материнской смертности (31,9 на 100 тыс.детей, рожденных живыми), который существенно превышает таковой в Сибирском федеральном округе (27,3 на 100 тыс.детей, рожденных живыми) и показатели по России в целом (23,8 на 100 тыс.детей, рожденных живыми). Растет число различных осложнений при родах, в 2007 году только 1/4 всех родов зарегистрированы как нормальные. Потери от преждевременной и младенческой смертности в наибольшей степени снижают показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Эти показатели составляют в целом 66,6 года: у женщин - 73,2 года, у мужчин - 60,5 года.

Негативное влияние на репродуктивное здоровье населения оказывают неблагоприятные условия труда. На работах с вредными и тяжелыми условиями труда занято более 46 тысяч женщин, что обусловливает высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и ведет к росту профессиональных заболеваний.

Смертность населения, как общая, так и преждевременная, в основном обусловлена тремя классами причин: болезнями системы кровообращения, несчастными случаями, травмами и отравлениями (насильственные или внешние причины) и онкологическими заболеваниями. В 2007 году на эти причины приходилось 83,5 процента всех умерших и 76,4 процента умерших в трудоспособном возрасте. Несчастные случаи, отравления, травмы составляют в структуре общей смертности до 14 процентов, также они являются ведущей причиной смертности трудоспособного населения (до 36 процентов).

Депопуляция населения обусловливается и низким уровнем доходов жителей Алтайского края, в том числе имеющих детей. По состоянию на 1 января 2008 года органами социальной защиты населения выплачивается ежемесячное пособие почти на 2/3 несовершеннолетних детей, проживающих в Алтайском крае. В силу объективных обстоятельств не сокращается число социальных сирот. В Алтайском крае 12739 детей, лишенных родительского попечения. Ежегодно выявляется около трех тысяч таких детей (за 2007 год - 2750 детей). Продолжают воспитываться в детских интернатных учреждениях 2723 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Алтайском крае формируется служба психолого-медико-педагогического сопровождения замещающих семей, требуют дальнейшего развития механизмы мониторинга и контроля пребывания детей в замещающих семьях.

На демографическую ситуацию влияет также и недостаток учреждений дошкольного образования. Обеспеченность местами в них в Алтайском крае составила за 2007 год 58,9 процента (по России - 61,9 процента). При этом половина сел края не имеет учреждений, реализующих программы дошкольного образования. На учете для получения мест в детских садах в Алтайском крае состоят более 30 тысяч детей. Рост рождаемости в последние годы еще в большей мере актуализирует данную проблему.

Для улучшения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей, в сфере труда и занятости. Среди официально зарегистрированных безработных в Алтайском крае 60 процентов составляют женщины, из них каждая четвертая в возрасте 20-29 лет. Более 27 процентов безработных женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, не имеют профессии (специальности). Уровень безработицы трудоспособных женщин составляет 4,8 процента и значительно превышает показатель общей безработицы по краю (3,8 процента), а женщин в возрасте 20-29 лет - 4,1 процента.

Требует комплексного подхода решение вопросов повышения миграционной привлекательности Алтайского края и, в конечном итоге, - обеспечение за счет этого потребностей динамично развивающейся экономики края в квалифицированной рабочей силе. До 2001 года миграционный прирост являлся источником компенсации потерь населения от естественной убыли. С 2001 года миграционный прирост сменился миграционным оттоком: ежегодно регион покидают 6-8 тыс.человек. За 2007 год миграционная убыль составила 5,8 тыс. человек.

Следствием негативных демографических процессов является изменение половозрастной структуры населения. Численность лиц пенсионного возраста в Алтайском крае превышает численность детей в 1,28 раза. Структура населения по полу характеризуется преобладанием женщин: на 1000 мужчин приходится 1159 женщин. Численный перевес женщин начинается в возрастной группе 20-24 года. Возрастающая доля женщин в старших возрастных группах связана прежде всего с более высоким уровнем продолжительности их жизни. В тоже время сокращается численность девочек (от 0 до 18 лет), их доля составляет от всего населения по краю всего лишь 10,2 процента (17,8 процентов - по Российской Федерации).

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения края, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах, без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население края сократится к 2025 году до 2,2 млн. человек, уменьшится ожидаемая продолжительность жизни, сократится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста. Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития края, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности края трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

В связи с вышеизложенным предстоит организовать деятельность органов государственной власти Алтайского края, направленную на перелом негативных тенденций в демографических процессах и на достижение прироста населения. Накопленный ранее опыт применения программно-целевого метода для улучшения положения семьи, женщин, детей, позитивные результаты реализации программных мероприятий, с одной стороны, а с другой - наличие нерешенных проблем в рамках реализации предыдущих целевых социально значимых программ, сложившаяся демографическая ситуация в Алтайском крае, подтверждают необходимость разработки краевой целевой программы по демографическому развитию региона и организации комплексного подхода к решению демографических задач в их взаимосвязи.

С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях демографического развития (рождаемость, смертность, миграция); своевременное реагирование на демографические тенденции в текущем периоде; организацию учета рагиональных особенностей демографического развития и координацию действий органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Соблюдение этих принципов приведет к осуществлению мер по улучшению положения семьи, охраны отцовства, материнства, детства, к реальному позитивному изменению демографической ситуации в Алтайском крае.

Ценность и новизна данной программы, в отличие от ранее действующих, заключается в комплексности и направленности на решение конкретных задач демографического развития; в применении современных подходов и технологий при решении проблем демографии; в направленности выбранных целей и задач, а также мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых при помощи индикаторов и показателей.

2. Основная цель и задачи программы


Целью программы является стабилизация численности населения Алтайского края и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 69,5 лет.

Достижение поставленной цели в значительной мере зависит от решения целого ряда задач социально-экономического развития Алтайского края, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения; снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам; создание эффективной социальной инфраструктуры и рынка доступного жилья; повышение уровня занятости населения; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

Задачи программы:

оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям; государственная поддержка многодетных семей;

обеспечение доступности услуг дошкольного образования для населения края; повышение качества образовательных услуг в дошкольных учреждениях;

укрепление института семьи, воспитание ответственного материнства и отцовства;

создание условий, способствующих сокращению уровня материнской и младенческой смертности;

укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

совершенствование государственной системы поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан, воспитывающих детей данной категории; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

усиление мер, направленных на сокращение уровня смертности от внешних причин;

значительное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;

обеспечение занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве;

эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития Алтайского края.

3. Система программных мероприятий


Перечень мероприятий программы приведен в таблицах 3-8.

Программные мероприятия представлены по шести направлениям, определенным в соответствии с Направлениями и основными мероприятиями по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации, а также параметрами их реализации на 2007-2008 годы, утвержденными Протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 23 мая 2007 года N 19.

Направление I "Поддержка семей с детьми" содержит программные мероприятия, способствующие укреплению института семьи с детьми, повышению качества их жизни. Мероприятия указанного направления обеспечивают повышение статуса семьи, адресную поддержку семей с детьми, особенно многодетных семей. В частности, предполагается введение единовременного пособия матерям, родившим тройню, в размере 150 тыс.рублей, ежегодной денежной выплаты в размере 500 рублей на детей из многодетных семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки ребенка к школе, единовременного пособия в размере 1 тыс. рублей на ребенка из многодетной семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки первоклассника к школе, компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за посещение ребенком государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Основными мероприятиями по данному направлению являются обеспечение детей местами в детских садах путем строительства новых зданий, реконструкции старых, открытия дополнительных групп, повышения качества предоставляемых услуг дошкольного образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»