Недействующий


ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 29 декабря 2004 года N 1132 ВХ-I
г.Кызыл

О курортах на территории Республики Тыва

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 декабря 2009 года на основании
Закона Республики Тыва от 24 ноября 2009 года N 1619 BX-II
____________________________________________________________________

Принят
Законодательной палатой
27 декабря 2004 года

Одобрен
Палатой представителей
28 декабря 2004 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, развитием, использованием и охраной природных лечебных ресурсов и курортов на территории Республики Тыва.

Курорты предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт республиканского значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти Республики Тыва;

курорт местного значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;

курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

Для курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта;

курортный фонд Республики Тыва - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов.

Статья 2. Законодательство Республики Тыва о природных лечебных ресурсах и курортах


Законодательство Республики Тыва о природных лечебных ресурсах и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Тыва.

Статья 3. Признание территории курортом


Признание территории курортом республиканского или местного значения осуществляется на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Решение о признании территории курортом республиканского значения принимает Правительство Республики Тыва по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Порядок и особенности функционирования отдельного курорта республиканского значения определяются положением о данном курорте, утвержденным Правительством Республики Тыва.

Территория признается лечебно-оздоровительной курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами Республики Тыва

Статья 4. Полномочия палат Великого Хурала Республики Тыва


К полномочиям Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в области функционирования курортов относятся:

принятие законов в сфере использования, развития курортов Республики Тыва;

утверждение республиканской целевой программы по сохранению, развитию и использованию курортов Республики Тыва.

К полномочиям Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва относится одобрение законов в сфере использования, развития курортов Республики Тыва.

Статья 5. Полномочия Правительства Республики Тыва


К полномочиям Правительства Республики Тыва в области функционирования, развития и охраны курортов относятся:

признание территории курортом республиканского значения;

установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны и курортов, имеющих республиканское значение;

определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов республиканского и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва;

регулирование в области рационального использования и охраны курортов, а также установление порядка его осуществления в пределах своей компетенции;

международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, курортов.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления


К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

представление в органы исполнительной власти Республики Тыва предложения о признании территории курортом местного значения;

участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного назначения, генеральных планов (программ) развития курортов;

контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;

участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти Республики Тыва в области использования и охраны курортов


Орган исполнительной власти Республики Тыва в области здравоохранения осуществляет:

ведение государственного реестра курортного фонда Республики Тыва;

государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха;

организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Республики Тыва и повышения эффективности его использования.

Орган исполнительной власти Республики Тыва по природопользованию осуществляет:

регулирование вопросов в области использования и охраны курортов, природных лечебных ресурсов, за исключением полномочий, переданных в ведение Российской Федерации;

обобщение и представление в Правительство Республики Тыва предложений о признании территории курортом республиканского и местного значения;

обобщение и представление в Правительство Республики Тыва предложений по определению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих республиканское значение.

Статья 8. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы


Природные лечебные ресурсы могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации или Республике Тыва.

От имени Российской Федерации и Республики Тыва права собственника осуществляют установленные федеральном законодательством органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Статья 9. Предоставление природных лечебных ресурсов


Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

Использование природных лечебных ресурсов в целях, не предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, не допускается.

Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Разработка и использование природных лечебных ресурсов


Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, расположенных на территории Республики Тыва, разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 11. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами


В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с федеральным законодательством.

Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Санитарная (горно-санитарная) охрана курортов

1. Курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

2. Санитарная охрана курортов республиканского значения осуществляется с целью сохранения их природных физических и химических лечебно-оздоровительных свойств, а также предохранения их от преждевременного истощения и загрязнения.

3. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для курортов республиканского и местного значения устанавливаются Правительством Республики Тыва.

4. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

5. Проектируемые в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 13. Финансовое обеспечение курортов Республики Тыва


Финансовое обеспечение функционирования и развития курортов республиканского значения осуществляется в соответствии с утвержденными республиканскими целевыми программами, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Имущество курортов республиканского значения

1. Республиканским курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных ресурсах земельные участки, участки недр и иные природные ресурсы.

2. Застройка земель курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством Российской Федерации, для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

3. Имущество курортных организаций (здания, сооружения, строения и иное имущество) используется исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»